Название этой номинации требует уточнения. В 2002 г. она называлась «Wintel-серверы», но, учитывая, что Windows перестала быть монополистом на рынке ОС для серверов этого класса, да и Linux, пусть кое-как, но шагает по стране, мы решили убрать «w» из названия номинации.

Следует признать, что мы не учли еще один факт: неуклонно растет число систем на базе процессоров AMD. Надеемся, что это невольное искажение действительности не отразилось на итоговых оценках, полученных вендорами. Тем более что споры о том, где кончается ПК и начинается сервер, все еще продолжаются. Например, RAID-система на базе процессора Pentium 4 — это компьютер, рабочая станция или сервер начального уровня? Понятно, надо учитывать сферу применения этой техники, но где проходит технологическая граница? У каждого вендора свой ответ.

Времена, когда ПК могли быть «красными», а серверы «белыми», безвозвратно ушли. Сейчас заказчик приобретает решение и выбирает вендора, который сможет обеспечить комплексный подход. Да и уровень экспертизы и качества, обеспечиваемый российскими сборщиками, заметно вырос.

В этом году на звание «Чемпиона российского ИТ-канала» в данной номинации претендовали 16 компаний («Аквариус», «К-Системс», УЗВТ, «Формоза», Dell, Depo Computers, Desten Computers, Fujitsu Siemens Computers, HP, IBM, ICL, Intel, Kraftway, NEC, R-Style Computers, Sun Microsystems), что на три больше, чем в 2002 г. Причем предложенный нами список состоял из десяти компаний, остальных добавили реселлеры. Поэтому оставим на их совести серверы под маркой Intel (очевидно, имелись в виду платформы), тем более что за этого вендора подали голоса почти два десятка компаний. В 2002 г. в итоговый протокол попали «Аквариус», «Р. и К.», «Формоза», Fujitsu Siemens, HP/Compaq, IBM и R-Style Computers. В этом году его покинули «Р. и К.», «Формоза» и R-Style Computers, а пополнили Dell и Depo Computers. Остальные претенденты набрали минимальное число голосов.

Эти изменения вполне объяснимы. «Р. и К.» практически ушла с рынка. «Формозу» и R-Style Computers сейчас сложно назвать канальными компаниями. А Dell и Depo Computers, наоборот, усилили свое присутствие в канале продаж.

Представляем победителей

В 2002 г. мы сравнивали результаты рейтинга в этой номинации с данными, полученными в номинации «Настольные ПК». Во-первых, оборудование сходное, во-вторых, списки претендентов почти совпадали. Кроме того, каналы продаж ПК и серверов были практически едины. И тогда мы могли говорить о том, что реселлеры комплексно оценивают работу вендоров.

Вероятно, так было бы и на этот раз, если бы не одно «но». Далеко не все респонденты, оценившие работу серверных вендоров, высказались за их достоинства и недостатки на ниве поставок ПК. Они просто оставили эту таблицу незаполненной и уделили особое внимание ноутбукам. В 2002 г. такого не было.

Казалось бы, тройка лидеров в этой номинации очевидна и интрига заключается лишь в распределении призовых мест. Но без сюрпризов все же не обошлось.

Самый большой из них — третье место. В 2002 г. его заняла компания «Аквариус» (36,155), что было вполне закономерно и совпадало с положением компании в номинации «Настольные ПК». На этот раз ее место заняла Depo Computers (39,629). Не скроем, для нас это неожиданно. Да, успехи этой компании на рынке ПК бесспорны. Но, что касается сегмента серверов, то здесь они, по нашему мнению, не столь очевидны.

Однако реселлеры свой выбор сделали. НР, занявшая в прошлый раз первое место с результатом 44,674 балла, на этот раз получила 40,291, и это лишь второй результат. А лидером —вполне заслуженно — стала IBM (40,855; +1,098).

Критерии и оценки

Из восьми предложенных нами критериев оценки работы поставщиков реселлеры наиболее важным назвали «качество продукции», а наименее значимым — «маркетинговую поддержку партнеров». Четыре года назад последнее место занимал критерий «обучение и сертификация партнеров».

Качество продукции

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 8,9 (-0,1) балла. Разница результатов первой и последней компаний составила 1,741 балла (ранее 3,875). Судя по весу, для реселлеров, как и в прошлый раз, это самый важный показатель. Все-таки сервер — сердце информационной системы. И от его надежности зависит репутация как вендора, так и дилера, который его поставил. Как и в случае с ПК, реселлеры убеждены, что лучшие по качеству серверы — это продукция ведущих мировых производителей. Причем все они получили оценки выше семи баллов, чего нельзя сказать о российских компаниях.

В 2002 г. самой качественной была признана продукция HP/Compaq (8,061), причем было сложно определить, какая часть только что объединившейся на тот момент компании дала такой результат. НР удалось сохранить лидерство, правда, с несколько худшей оценкой (7,72). На втором месте вновь IBM (7,714; +0,72). Без перемен и на третьем месте: Fujitsu Siemens Computers также получила более высокую оценку, чем в прошлый раз (7,07; +0,177).

Соотношение цена/производительность

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 8 баллов (-0,2). Разница результатов первой и последней компаний составила 0,606 балла (в 2002 г. — 1,914). Как и в 2002 г., наши респонденты поставили этот критерий на второе по важности место.

По итогам предыдущего опроса компания «Аквариус», которая по оценке за «качество» уступила лидерам не так уж много, не смогла выйти вперед по этому критерию, несмотря на то что предлагаемые цены давали ей все шансы.
На этот раз все встало на свои места. Получив 6,106 (+0,305), «Аквариус» опередила всех по «соотношению цена/качество». Прежний лидер — НР — на втором месте (5,711; -0,26). А третье место у Dell (5,654), которая сместила с этой позиции IBM, ставшую на этот раз четвертой (5,635; -0,099).

Активность в продвижении продукции

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 5,8 балла (-1,1). Разница результатов первой и последней компаний составила 1,065 балла (было 2,282). Как и в 2002 г., этот показатель для реселлеров стоит на предпоследнем месте.

Ни для одной из представленных здесь компаний поставка серверов не является единственным направлением бизнеса. Но продвижение торговой марки на рынке серверов требует определенных методов, отличных от тех, что применяются на рынке массового оборудования.

Оценки, полученные вендорами по этому критерию, в целом не сильно отличаются от тех, которые были выставлены за «продвижение» в других номинациях. Особенно если учесть то, что в «корпоративном» оборудовании они несколько ниже, чем в массовом.

Картина результатов, полученная в этом году, схожа с итогами 2002 г. Все также замыкает тройку лидеров IBM (3,931;
-0,335), а лидирует по этому критерию НР (4,047; -1,05). Обладатель второй позиции сменился: место «Аквариуса» заняла Depo Computers (3,968).

Прибыльность продукции

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 7,8 балла (-0,3). Разница результатов первой и последней компаний составила 0,431 балла, что более чем в два раза меньше, чем в 2002 г. (0,937). Тогда этот критерий был третьим по важности, сейчас он оказался четвертым.

Понятно, что прибыль, получаемая реселлером, во многом зависит от «тяжести» сервера. И это не учитывая услуги по инсталляции. Казалось бы, поставщики, предлагающие «тяжелые» решения, имеют некоторое преимущество, однако реализовать его удалось не всем.

Лидером стала IBM (5,394; +0,378). Она поднялась по этому критерию на одну ступень вверх. За ней идут компании, которые в 2002 г. по разным причинам в тройке лидеров по этому критерию замечены не были: «Аквариус» (5,328) и Depo Computers (5,246).

Напомним, что в 2002 г. впереди была НР (5,137), которая на этот раз получила 4,788 балла, а третье место заняла R-Style Computes (4,848), не вошедшая в 2006 г. в итоговый протокол.

Маркетинговая поддержка партнеров

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 5,7 балла (-1). Разница результатов первой и последней компаний составила 1,103 балла (в 2002 г. 2,61 балла). Этот критерий опустился на одну ступень до последнего места.

Итоги рейтинга 2006 г. продемонстрировали прохладное отношение реселлеров к маркетинговой поддержке вендоров: низкий вес критерия (но не настолько, чтобы считать этот инструмент ненужным) и невысокие оценки.

Говоря о маркетинговой поддержке, надо помнить, что разный класс оборудования нуждается в своих инструментах. И их востребованность различна (для ведущих вендоров это азбучная истина). Большинство реселлеров и не ждут одинакового уровня поддержки и одинаковых подходов в продвижении сервера, например, для бухгалтерии небольшой организации, и «тяжелой» банковской системы. Да и каналы продаж несколько изменились.

В 2002 г. мы отмечали, что НР и IBM благодаря комплексным программам работы с партнерами получали лучшие результаты по ряду критериев, в том числе и по маркетинговой поддержке. В 2002 г. HP/Compaq стояла на первом месте (4,524), а IBM — на втором (4,069). Сейчас оценки, полученные вендорами, несколько ниже. Та же НР заработала 3,289 балла, и это лишь третий результат. На втором месте «Аквариус» (3,556; +0,131). Лидером по этому критерию стала Depo Computers (3,746), хотя эта компания считается маркетинговым лидером в большей степени на рынке ПК, нежели серверов.

Техническая поддержка партнеров

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 7,9 балла (+0,5). Разница результатов первой и последней компаний составила 1,054 балла (в 2002 г. она составляла 2,883). Реселлеры считают техническую поддержку четвертым по важности критерием, что на один пункт выше, чем в 2002 г.

Оценки, полученные вендорами по этому критерию, на удивление ровные. За исключением одной компании, разброс результатов составил всего 0,342 балла, а это немного. Причем нельзя сказать, что оценки мировых брендов значительно отличаются от того, что получили отечественные компании. Это говорит лишь об одном: уровень технической поддержки сейчас примерно одинаков у всех компаний, попавших в итоговый протокол (практически все лидеры рынка).

В тройке лучших по этому критерию произошли изменения: сменился обладатель первого и второго места. Поэтому начнем с третьей позиции. Ее занимает «Аквариус» (5,256; +1,435). Обладателем второго места стала Depo Computers (5,311). А прежний «хранитель второй ступени» — компания IBM — вышла в лидеры (5,447; +0,707). Лидер 2002 г. — HP — на этот раз получила 5,105 (-0,078).

Сервисное обслуживание заказчиков

Максимальная оценка вендора по этому критерию — 8,2 балла (+0,4). Разница результатов первой и последней компаний составила 1,24 балла, что гораздо меньше, чем в 2002 г. (3,526). Это второй по важности критерий. Его роль возросла сразу на два пункта.

С ростом числа установленных серверов проблема сервисного обслуживания только обостряется. Поэтому неслучайно реселлеры так высоко оценили этот критерий в данной номинации.

Перемены позиций компаний по этому критерию значительны. На первое место вышла Depo Computers (5,486). За ней следует прежний лидер — НР (5,427; -0,656), а IBM, занявшая третье место, получила 5,267 (+0,585). Напомним, что в 2002 г. эту позицию занимала «Аквариус».

Обучение и сертификация партнеров

Максимальная оценка, которую мог получить вендор по этому критерию, — 6,9 балла (+0,2). Разница результатов первой и последней компаний составила 1,514 балла, что более чем в два раза меньше показателя 2002-го (3,289). Для наших респондентов этот критерий стал предпоследним по важности (поднялся на одну позицию).

Понятно, что важность этого критерия возрастает пропорционально «тяжести» поставляемых систем. Да и сертификационные требования никто не отменял. Дополнительное обучение по этой технике также не помешает.

По мнению наших респондентов, сейчас лучше всех обучение проводит Depo Computers (4,393). За ней следуют IBM (4,271; +0,015), которая сохранила свое второе место, и HP (4,204; -0,414), опустившаяся на третью позицию с первой. Ранее третье место занимала «Аквариус».