Тайваньская компания MSI работает на российском рынке больше 10 лет. В 2006 г. она стала одним из ведущих поставщиков системных и графических плат*.

«Мы традиционно поставляем в Россию системные платы для ПК. Этот сегмент рынка стабильно растет — в течение последних 3—4 лет с темпом 15—20%. Правда, в прошедшем году он несколько замедлился и, по оценке нашего дистрибьютора — компании Merlion, составил около 10%. Зато за 2006 г. на рынке системных плат наши продажи увеличились за год на 40% и более чем в три раза превзошли средние показатели по рынку», — заявила глава российского представительства компании Эльза Йе. Сейчас у MSI шесть дистрибьюторов — 3Logic, ELKO, Inline, Merlion, Technotrade, Trinity Logic, которые работают в разных сегментах рынка по всей территории России, что, как отметила Эльза Йе, позволило производителю не только продавать платы в канал, но и активно предлагать их в тендерах корпоративных заказчиков.

При этом глава офиса подчеркнула одну особенность российского рынка: наибольшим спросом здесь пользуются недорогие настольные ПК начального уровня и мощные высококлассные системы. Эльза Йе объяснила это тем, что многие российские пользователи вместо настольных ПК среднего класса теперь используют ноутбуки. Поэтому MSI концентрирует свои усилия на продвижении продуктов в двух ключевых сегментах (хотя в номенклатуре производителя имеется полный набор системных плат для любых классов ПК): для сборки систем high-end компания предлагает платы серий Diamond и Platinum, а для недорогих компьютеров — экономичные платы серии V-class.

Из-за предпочтений российских покупателей MSI в разных сегментах приходится конкурировать с разными поставщиками. Основным своим соперником не только в России, но и на мировом рынке компания считает предлагающую широкий спектр плат ASUSTeK (MSI конкурирует с ASUSTeK на рынках компонентов для ПК, ноутбуков и КПК). В сегменте недорогих системных плат Эльза Йе отметила Foxconn, которая проводила весьма агрессивную политику среди крупных российских ОЕМ-производителей ПК, и в то же время MSI не ощутила соперничества со стороны Foxconn в дистрибьюторском канале. В последние годы заметно сократились продажи плат одного из ведущих в прошлом поставщиков фирмы Gigabyte, а ее доля на российском рынке за три года упала с более чем 30 до 20%**. MSI сумела воспользоваться ситуацией и за счет активных продаж заняла высвободившееся место на рынке, увеличив свою долю до 20%.

В то же время Эльза Йе подчеркнула, что на рынке графических ускорителей, где MSI работает достаточно давно, ситуация меняется значительно быстрее — на него выходят новые поставщики, а прежние теряют свои позиции. В 2006 г. компании пришлось конкурировать опять-таки с ASUSTeK. Ранее занимавшие ведущие позиции Gigabyte, Power Color и Sapphire в прошлом году заметно снизили объемы продаж, что отчасти объясняется проблемами с поставкой графических процессоров, возникшими после покупки ATI компанией AMD. И вновь MSI вместе с ASUSTeK смогла использовать ситуацию и увеличить свои доли в этом сегменте. Глава представительства MSI также отметила усиление позиции компании Palit, которая в 2006 г. активно продвигала недорогие графические адаптеры.

Но распределение спроса на рынке графических ускорителей имеет особенности, обусловленные прежде всего структурой цен. Если системная плата для ПК стоит около 55 долл., то средняя цена предлагаемых MSI видеоадаптеров составляет 70—80 долл. Но во многих системных платах есть интегрированная графическая подсистема, поэтому пользователи, приобретающие недорогие ПК, не хотят платить дополнительно 50—60 долл. за графический ускоритель начального уровня и используют имеющуюся встроенную графику. Если им все-таки необходим графический ускоритель, то они приобретают видеоадаптер среднего уровня стоимостью 90—110 долл. или высококлассную видеоплату ценой выше 200 долл. Поэтому в России MSI в больших объемах продает графические ускорители среднего и высшего класса и в значительно меньших видеоадаптеры начального уровня, тем самым дистанцируясь от таких поставщиков, как Palit, или многочисленных производителей no name.

«Однако главным для MSI становится не продажа этих традиционных устройств, а продвижение ноутбуков. Это направление определено как стратегическое в деятельности компании на рынках России и Европы», — заявила Эльза Йе. Как известно, в нашей стране MSI не только продает свои мобильные ПК, но и поставляет платформы для сборки ноутбуков российским ОЕМ-производителям (Rover Computers и MaxSelect). При этом, как утверждает глава представительства, на рынке не возникает конфликта продуктов, поскольку производитель использует разные виды дизайна своих мобильных ПК, создает собственные каналы сбыта и путем активного маркетинга формирует бренд MSI.

В 2006 г. вендор начал сотрудничество с несколькими розничными сетями — «Кей», «Поларис», «СтартМастер», «Техносила», «Эльдорадо», которые теперь продают его ноутбуки. Было заключено соглашение с российским поставщиком сервисных услуг «Серсо», который наладил обслуживание ноутбуков сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а начиная со II квартала 2006 г. распространяет систему сервисного обслуживания на регионы. Как утверждает Эльза Йе, менеджеры представительства тщательно контролируют качество услуг центров «Серсо» и соблюдение ими двухнедельных сроков обслуживания.

В связи с выбором новой стратегии на нашем рынке в 2007 г. компания предполагает некоторую смену приоритетов в продвижении отдельных групп продуктов. Так, если в 2006 г. продажи системных плат составляли 45—50% (здесь и далее указаны доли в общем обороте MSI на нашем рынке), а графических ускорителей — от 35 до 40%, то в наступившем году совокупная доля этих устройств не превысит 70%. Зато должны вырасти поставки мобильных ПК, и их долю в российском бизнесе компании в 2007 г. планируется довести до 20% (в 2006 г. она составляла 8—10%). Кроме того, MSI начинает активно продвигать МР3-плееры и другие устройства бытовой электроники, которые, по мнению Эльзы Йе, к концу года смогут занять до 10% в обороте компании.

В связи с этими переменами в продуктовой политике одной из основных задач представительства MSI становится формирование и расширение канала сбыта ноутбуков. Сейчас у производителя есть два активных дистрибьютора — Lanck и Inline, в 2007 г. планируется привлечь еще одного-двух.

* По оценкам дистрибьюторов комплектующих, в 2006 г. MSI занимала 3-4-е место по поставкам системных плат и стала второй среди производителей графических ускорителей на рынке России.

** Здесь и далее для расчета долей рынка и качественной оценки ситуации использовались обобщенные данные производителей и российских дистрибьюторов комплектующих.