В статье «Как продать ММХ?» (см. CRN/RE № 5/1997) была приведена диаграмма цен мультимедиа-компьютеров нескольких российских фирм с процессорами Intel Pentium. Была указана конфигурация ПК — оперативная память 16 Мбайт, НЖМД 1,2 Гбайт, видеоплата SVGA с памятью 1 Мбайт, звуковая плата, привод CD-ROM с 4-кратной скоростью. И хотя в статье речь шла о том, насколько сильно изменились цены ПК в связи с появлением на рынке процессоров со средствами MMX, само построение диаграммы невольно наводило на мысль о сопоставлении стоимости компьютеров разных изготовителей.

Как показывает анализ, в условиях отечественного рынка сопоставлять компьютеры местной сборки, используя в качестве критерия лишь их розничные цены без учета ряда других существенных факторов, невозможно и неправомерно. Во-первых, фирмы-производители включают в розничные цены ПК некоторую часть стоимости оказываемых услуг, которую нельзя вычленить. Во-вторых, у фирм разные правила ценообразования, которые в значительной степени зависят от условий в каналах поставки комплектующих для сборки компьютера.

Нельзя не отметить, что в последнее время крупные российские компании все чаще включают в комплект предлагаемых ПК дополнительные услуги и возможности. В их число, как правило, входят набор предустановленных лицензионных программ, CD-ROM со справочниками, энциклопедиями, словарями и другими полезными приложениями, подключение к сети Internet с правом работы в течение определенного времени.

Так, компания R-Style комплектует все модели своих ПК Proxima MC пятью CD-ROM с популярнейшими программными продуктами (три энциклопедии «Кирилла и Мефодия», домашняя бухгалтерия RS-Money, словарь Alfabyte). Покупатель компьютера становится обладателем именной клубной карты RMC, дающей право на покупку в магазинах компании мультимедийных CD-ROM со скидкой до 60—70%, а также на доступ в Internet в течение 7 ч. Менеджеры компании затруднились оценить совокупную стоимость этих дополнительных услуг, однако нижнюю ее оценку получить несложно. По прайс-листу самой фирмы при розничной покупке указанных компакт-дисков покупатель должен заплатить по меньшей мере 235 долл., а в соответствии с тарифами отечественных поставщиков услуг Internet предоставляемые R-Style возможности доступа могут стоить от 20 до 70 долл. Итого 285—305 долл.

Компания «Клондайк» пошла еще дальше. В комплект ее домашних мультимедиа-компьютеров HiSpeedM и HiSpeedFM включены четыре пакета программ (средства работы в Internet, обучающие программы, справочник), пять CD-ROM с новыми программами, использующими средства ММХ, услуга подключения к Internet с правом доступа со скидками в течение первого месяца. Весь этот набор оценен в 425 долл.

«Компьютерный дом на Руставели» (компания Formoza) включил в комплект предлагаемых компьютеров «четыре CD-ROM на выбор: энциклопедии, справочники, обучение иностранному языку, история, игры, музыка» и обеспечил покупателю своих ПК доступ в Internet в течение пяти часов.

Компания R&K недавно ввела практику полной выплаты денег клиенту, если тот возвращает купленный ПК с маркой Spring, Wiener или Wiener Pro даже без объяснения причин. Наряду с установкой операционной системы Windows 95 или Windows 3.11 и некоторых прикладных программ покупателю компьютеров VIST предоставляется доступ в Internet (правда, в прайс-листе условия доступа не определены).

Практически все фирмы объявляют, что эти дополнительные услуги предоставляются покупателям бесплатно. Но скорее всего это не так, и часть их стоимости уже включена в розничную цену компьютеров. Точно определить величину, на которую возрастает цена ПК за счет этих «бесплатных призов», затрудняются даже менеджеры самих фирм-изготовителей. И для определенной группы покупателей такие услуги могут значить больше, чем разница в цене по сравнению со «средней рыночной», им даже удобнее сразу заплатить большую сумму за набор «ПК+программы+Internet», чем тратить время на приобретение всего этого по отдельности.

А вот сопоставлять розничные цены компьютеров с такими разнообразными наборами «дополнений» становится практически невозможным.

Увидев диаграмму в статье «Как продать ММХ?», читатель CRN/RE мог заключить, что компьютеры компании R-Style являются самыми дорогими в России (их цены превышали средние цены ПК на рынке на 150—250 долл.). А приведенное в тексте заявление менеджера по маркетингу компании Владислава Деменина о том, что «компьютеры R-Style Proxima имеют высокое качество и достаточно надежны», вряд ли оправдывало в его (читателя) глазах дополнительные затраты на покупку Proxima MC. Но подобный вывод нуждается в существенной корректировке.

Если исключить из цены Proxima MC стоимость перечисленных дополнительных услуг и возможностей, а кроме того, обратить внимание на то, что 4x-привод CD дешевле, чем установленный здесь 8x-накопитель, то получится, что эти компьютеры совсем не самые дорогие на российском рынке. А если учесть еще широкий спектр предоставляемых фирмой услуг, включая доставку покупок на дом, гарантийный и послегарантийный ремонт, настройку ПО, то слова Владислава Деменина приобретают иной смысл и вес.

Правда, такие дополнительные возможности предоставляют своим клиентам только крупные изготовители. Большинство небольших «отверточных» фирм не имеет средств для обеспечения подобного сервиса. И тем не менее царящая на российском рынке «ценовая чехарда» у будущих владельцев ПК не может не вызывать недоумения и порождает массу вопросов.

Например, данные трех одновременно выпущенных прайс-листов компании Formoza показывают, что одну и ту же модель компьютера этой фирмы можно приобрести за разную цену — например, мультимедиа-компьютер FR-513m (фирменное название Bazuka) в центральном салоне на Авиамоторной улице предлагается за 1235, 1215 и 1150 долл., а в «Компьютерном доме на Руставели» его можно купить вообще за «смешную цену» — 935 долл. И лишь внимательное изучение прайс-листов показывает, что предлагаемые ПК имеют разную комплектацию. Разница в цене обусловлена установкой разного по объему кэша второго уровня, использованием разных видео- и звуковых плат, т. е. такими «деталями», о которых неосведомленный покупатель может даже не догадываться — как правило, фирмы в своих рекламных объявлениях ограничиваются только самыми общими данными.

Поэтому имеет смысл обратиться к второй группе факторов, приводящих к существенному различию в ценах компьютеров. Основную роль здесь играют условия приобретения комплектующих фирмами-сборщиками.

К этой же группе факторов следует отнести и все изменения в комплектации ПК. Например, ряд крупных компаний (R-Style, CLR, «Клондайк») собирают свои компьютеры уже на базе системных плат нового стандарта ATX (вместо традиционного АТ). Платы ATX стоят дороже и требуют новых, более дорогих корпусов для компьютера. Уже поэтому CLR Infinity PT5-AX, HiSpeedFM и Proxima MC попадают в класс машин повышенной стоимости.

Зато покупатели получают более современные и значительно более удобные для дальнейшей модернизации компьютеры. Хотя не каждый знает, что, приобретая более дешевый компьютер, собранный на плате стандарта АТ, он может в дальнейшем столкнуться с проблемами установки в него двух или более полноразмерных плат расширения, например видеоплаты или платы TV-тюнера. У владельца компьютера на базе платы ATX таких проблем не возникнет никогда.

Согласитесь, подобные возможности денег стоят. Из прайс-листа компании «Вист» можно видеть, что компьютер с процессором Pentium 133, памятью EDO 8 Мбайт и НЖМД 1 Гбайт, собранный на основе платы MARL ATX, стоит почти на 100 долл. дороже, чем аналогичный компьютер с традиционной платой Baby AT.

Но особенно важно, когда вариации комплектующих компьютеров сказываются на их функциональных возможностях. Тут сразу хочется отметить одну важную деталь в рекламной политике местных фирм. Практически все российские компании готовы использовать в своих прайс-листах и рекламных буклетах такие броские формулировки, как «Идеальный компьютер для дома» (VIST 1000 HM), «Надолго (для всех). Удача этого года!» (Formoza FPMM516) или «Единица измерения — качество!» («Клондайк» HiSpeedM) и пр., сопровождая ими понятный только посвященным перечень особенностей компьютеров типа «PENTIUM-133/PEN VX-2B/PL256/FAN PEN/16M EDO/3» SS/1.6G SS 31601A/...». Но почти никто из них не осмеливается указать объективные показатели производительности, демонстрируемые на стандартных тестовых программах Winstone32 или PCBench 7.0.

Корпорация Intel уже в феврале текущего года, проводя специальные семинары в России, подчеркивала важность тестирования компьютеров и предлагала переходить к новой стратегии их испытаний, ориентируясь на грамотного покупателя. Но даже грамотный отечественный покупатель не в состоянии что-либо сказать о предлагаемом ему конкретном компьютере, так как не имеет результатов его тестирования. Насколько мне известно, единственной фирмой, сообщающей покупателям данные о производительности своих ПК, явилась фирма «НТ-Компьютер», которая в прайс-листе указала их показатели на тесте Winstone96 (хотя это и не всеобъемлющий тест).

Ориентируясь на приводимые показатели, клиент может, например, понять, что, приобретая компьютер с модулями DIMM синхронной памяти SRAM объемом 16 Мбайт (вместо стандартных модулей SIMM EDO-памяти того же объема) и дополнительно заплатив около 90 долл., он получит ПК, производительность которого на тесте составит не 52,5 единицы, а 70,6.

Кстати, и сам прайс-лист этой компании построен почти идеально для покупателя, так как кроме цен на базовые модели компьютеров он содержит все возможные изменения в их конфигурации с указанием соответствующих изменений в конечной цене приобретаемого ПК.

Подобным образом выглядит и прайс-лист компании R&K, где в табличной форме указаны конфигурации системных блоков для персональных компьютеров Spring, Wiener или Wiener Pro. Мониторы, модули памяти и дополнительные платы расширения покупатель может выбрать из перечня комплектующих того же прайс-листа.

Все компьютеры R&K собираются на базе плат стандарта AT, что обеспечивает более низкий уровень цен по сравнению с ПК R-Style и CompuLink. Результаты их тестирования не приводятся (хотя фирма проводит его в собственном техническом центре).

В отношении формы прайс-листов большинства остальных фирм трудно сказать что-то лестное — в них приводятся перечень базовых моделей предлагаемых ПК и затем россыпь ценовых показателей разнообразных комплектующих без каких-либо указаний на возможность и условия сборки компьютеров в заказной конфигурации.