Электронная дистрибуция ПО (Electronic Software Distribution — ESD) может стать для разработчиков и реселлеров бизнесом будущего, но сначала придется решить некоторые технологические и структурные задачи.

Первая среди них, как считают некоторые участники Форума по электронной дистрибуции ПО, — создание независимого отраслевого лицензионного клирингового центра, сообщил Том Литл, президент и председатель правления компании LitleNet LLC, предоставляющей услуги по лицензионным расчетам в ESD. По его словам, такой центр со временем поможет реселлерам повысить уровень обслуживания заказчиков и доходы за счет продажи пакетов модернизации ПО. Однако сначала, добавил он, нужно «наладить электронную дистрибуцию ПО, а потом займемся организацией расчетов».

Литл сказал, что для создания лицензионных клиринговых центров необходимо добиться поддержки поставщиков ПО, решить вопросы финансирования, создания и внедрения интерфейсов прикладного программирования для хранилищ, разработать инструкции по работе с данными для каналов сбыта.

Впрочем, как заметил Джеффри Тартер, издатель организовавшего форум журнала «Softletter», хотя о создании лицензионной палаты говорят уже несколько лет, это не главная проблема ESD.

Отсутствие лицензионного клирингового центра не замедлит развития ESD, считает он. «Это не имеет значения и не препятствует развитию ESD. Лицензионная палата — аппендикс ESD, этакий отросток, который просто есть и ничего не делает».

Согласно опросу «Softletter», 15% издателей ПО получают по крайней мере треть доходов от ESD. Исследование также показало, что к 1999 г. треть дохода от ESD будет получать уже половина издателей.

Тартер считает, что основная задача реселлеров и продавцов — создание более дружественных к покупателям Web-узлов ESD. В них должен быть учтен опыт розничной торговли и торговли по каталогам.

«В большинстве Web-магазинов практически невозможно ориентироваться, — сказал он. — Цены завышены, процесс оформления заказа мучительно труден. В то же время огромный опыт, накопленный в торговле по каталогам и розничной торговле, не применяется».

Шерил Барнс, старший управляющий по электронной дистрибуции ПО в Lotus Development Corp., считает, что доля ESD должна увеличиваться по мере того, как она будет становиться удобной для покупателей. В дальнейшем для процветания ESD потребуется значительное увеличение пропускной способности каналов, заметила она.

Барнс сказала, что некоторые поставщики ПО решают проблему пропускной способности, направляя для распространения методами ESD компактные программы, такие, как Java апплеты Kona компании Lotus.

Даже если доходы реселлеров от электронной дистрибуции ПО и возрастут, с развитием EDS в каналах сбыта возникает ряд проблем, сказал Тартер. «Торговцы опасаются, что большая часть доходов ESD будет перетекать из традиционных магазинов, но арендная плата не изменится. Магазины станут экономически менее привлекательными», — считает Джеффри Тартер.

В отличие от него Пол Жарвьи, вице-президент по маркетингу компании ASAP Software Express, не ожидает, что развитие ESD значительно повлияет на обычных реселлеров и розничную торговлю. «В каждом сегменте бизнеса хватит места для всех, — сказал он. — Новые формы возникают, но они не вытясняют полностью других каналов сбыта».

Некоторые наблюдатели отрасли ошиблись, предсказывая, что продажи по почте и супермаркеты станут доминировать в розничной торговле, сказал Жарвьи. «Они захватили небольшую часть рынка ПО, но не оказали серьезного влияния на классических реселлеров».

Образ мыслей покупателей тоже будет сдерживать развитие электронной торговли, сказал он. Укоренившиеся представления и привычки во многом определяют ситуацию.