Так сложилось, что моя первая встреча с Алексеем Наволокиным, новым менеджером Intel в России, состоялась только спустя несколько месяцев после его назначения. Впрочем, я думаю, нет худа без добра: за это время он успел ощутить на себе все тяготы нелегкого бремени руководства региональным офисом одной из крупнейших компаний ИТ-индустрии, поэтому и говорили мы не об абстрактных вещах, а о том, что происходит на рынке, о роли Intel и партнеров в развитии рынка, о том, что сегодня сделано и что предстоит сделать. Предлагаемый вниманию читателей материал – только небольшая часть нашей беседы. Надеюсь, что мнение Алексея Наволокина будет интересно всем, кто работает на российском рынке ИТ.

Марина Никитина, главный редактор

CRN/RE: Intel известна как мировой технологический лидер, производитель микропроцессоров, сетевого оборудования. В последнее время компания ведет активную пропагандистскую работу, связанную с Интернет-бизнесом. Как Intel видит себя в Интернете и прежде всего российском?

А. Н.: Действительно, основной бизнес Intel — производство процессоров. По оценкам Dataquest, по крайней мере 85% всех существующих в мире настольных и мобильных ПК и около 70% серверов оснащены нашими процессорами. Это прибыльный бизнес. Если говорить об Интернете, то руководство Intel еще несколько лет назад пришло к выводу: необходимы поиск и развитие новых перспективных направлений. В качестве одного из них был выбран Интернет.

Стратегия компании несколько изменилась. Если раньше мы о себе говорили, что Intel — ведущий поставщик компьютерной индустрии, основной поставщик процессоров и некоторых других компонентов, то сейчас говорим: Intel — поставщик структурных компонентов для Интернет-экономики. Что за этим стоит? Условно мы выделяем четыре крупных направления или блока. Первое (первый блок) — было и остается основным — производство компонентов для компьютеров — системных плат, наборов микросхем, процессоров, модулей памяти и т.п.

Второе направление — сетевое. Intel и прежде уделяла определенное внимание сетевому бизнесу. Но в последнее время предпринят ряд серьезных мер для его развития. Прежде всего, инвестированы немалые средства в покупку технологий и компаний, а также продвижение марки Intel как поставщика сетевых решений.

Сегодня мы предлагаем продуктовую линейку InBusiness— недорогие концентраторы и коммутаторы для среднего бизнеса. Это довольно перспективное и прибыльное направление, и мы заинтересованы в его развитии. Конкуренция на сетевом рынке очень жесткая, но присутствие на нем Intel ощущают многие компании и в России, и в мире. У нас сегодня есть практически вся линейка продуктов — от low-end до high-end. Есть очень серьезные продукты, такие как балансировщики потоков данных, кэширующие устройства. Наши решения позволяют построить среднюю рабочую систему для электронной коммерции.

Третье направление — серверы и серверные платформы. Основа серверов —процессоры Intel R Pentium R III, Xeon TM и Intel R Petium T III. До конца года будет представлен 64-разрядный процессор Itanium, который уже проходит испытания у целого ряда крупнейших международных вендоров. Параллельно развивается и 32-разрядное направление. Однако процессоры — это не все. Intel активно работает на рынке серверных платформ. Для реселлеров и системных интеграторов мы предлагаем non-branded платформы, которые успешно продаются в России. Здесь наши партнеры нашли хорошую нишу для такого оборудования и успешно выдерживают конкуренцию с brand name, предоставляя клиентам не только продукт, но и обслуживание.

Четвертое направление — Intel Online Services. Что это такое? Это развитие сети центров данных (data centers). В этом году такие центры были открыты в нескольких странах, в том числе в Великобритании. В каждой из них под одной крышей собраны более 10 тыс. серверов. Теперь любая компания, которая хочет заниматься электронной коммерцией или планирует перенести свой бизнес в электронную среду, может на коммерческой основе получить полный комплекс услуг. Это очень прибыльный бизнес. Конечно, создание таких центров требует немалых инвестиций, но они окупаются. Аналогичные проекты планируются в Германии, Франции и других странах.

В России тоже ощущается спрос на такие услуги и рассматривается возможность создания центра. Intel объявила специальную программу для реселлеров, сборщиков и интеграторов по поддержке центров данных. Компаниям, которые готовы открыть свой центр, мы предлагаем пакет поддержки. В него входят специальные условия по поставке, совместные программы продвижения и т.п. Сейчас у нас в работе 5 российских проектов.

CRN/RE: Расскажите немного подробнее об инвестиционном направлении бизнеса Intel.

А. Н.: Это одно из недавно возникших направлений деятельности Intel, очень успешно развивается. Достаточно сказать, что за последние два-два с половиной года было охвачено более 150 компаний. Мы активно инвестируем в компании, которые развивают электронный бизнес, решения для такого бизнеса, занимаются разработкой продукции и услуг в этой сфере. В Европе уже реализовано много подобных проектов. Нет сомнений, что Intel будет инвестировать и в Россию. Здесь мы сами изучаем рынок и собираем предложения, а затем направляем их на рассмотрение в Европу. Основной критерий отбора — перспективность проекта. По мнению Intel, наиболее перспективна модель В2В. Нам интересны все компании, которые занимаются разработками в этой области.

Алексей Наволокин, 29 лет, менеджер Intel по России, Казахстану, странам Центральной Азии и Закавказья.

В 1993 г. закончил Московский институт электроники и математики (МИЭМ), специальность — инженер-системотехник. Во время учебы в институте в рамках программы обмена студентами проходил стажировку в Америке. После окончания МИЭМ поступил в Школу международного бизнеса (IBS) при МГИМО, где в течение года обучался по программе MBA.

Затем работая в компании RUI, которая в то время представляла в России интересы Apple Computer, где отвечал за развитие дилерской сети в Сибири. С 1996 г. - в московском офисе Intel. В разное время занимался развитием бизнеса и маркетинговой поддержкой местных сборщиков ПК, развитием дистрибьюторских продаж Intel, был руководителем программы поддержки интеграторов продукции Intel по России, Казахстану, странам Центральной Азии и Закавказья. С 1 марта 2000 г. - менеджер Intel по этому региону.

Регулярно посещает фитнесс-клуб, увлекается бодибилдингом. Зимой - горные лыжы и коньки, летом - виндсерфинг. По его словам всеми перечисленными видами спорта занимается для того, чтобы поддерживать хорошую физическую форму. Отпуск в основном проводит за пределами России.

Кстати, недавно открытый нами Центр разработки ПО в Нижнем Новгороде — это тоже инвестиции Intel в российскую экономику, создание новых рабочих мест. Сейчас в Центре работает более около 100 специалистов, в ближайшие годы его штат планируется увеличить до 500 человек. Раньше эти разработчики сотрудничали с Intel на контрактной основе, теперь компания решила взять их в штат, подчеркнув таким образом значимость осуществляемых ими разработок. Новый статус открывает перед сотрудниками Центра большие возможности: доступ ко всем базам данных, специальное обучение. Они также интегрируются в корпоративную культуру Intel.

CRN/RE: Ваше мнение о перспективах развития дистрибуции?

А. Н.: Много говорят и пишут о том, что классическая дистрибуция доживает свой век. В Европе, и особенно в США, уже начался процесс изменения этого бизнеса, переход его в другую плоскость. Сегодня успех дистрибьюторов определяется прозрачностью их бизнеса. Они должны предлагать реселлерам и поставщикам возможность работы через Интернет (размещение заказов, оплата). Но это только одна сторона их деятельности. Другая заключается в активной работе по созданию спроса и предложению дополнительных услуг. Уже сегодня многие дистрибьюторы предлагают каналу сбыта интересные финансовые программы, например различные кредитные и лизинговые схемы, которые зачастую более выгодны, чем предлагаемые поставщиками. Дистрибьютор должен понять, что нельзя просто продать коробку и тут же забыть о клиенте. Для успешной работы необходимо предложить что-то еще. Мы считаем, что будущее за Value Added Distribution.

Конечно, часть этих функций выполняет поставщик. Intel всегда подчеркивала, что партнерство должно быть взаимовыгодным. Необходимы совместные программы для канала сбыта по продвижению продукции и услуг, развитию сервиса. Программы, предлагаемые поставщиком, в данном случае Intel, помогают дистрибьютору работать. Мы берем на себя обучение канала и делаем большую часть работы по созданию спроса. В результате дистрибьютор приходит на подготовленный рынок.

Инвестиции Intel в Европе

Портфель инвестиций Intel, оцениваемый в 10 млрд. долл., обеспечивает более 400 компаний из разных стран мира, работающих в сфере высоких технологий и смежных отраслях. Подразделение корпорации по венчурным капиталовложениям Intel Capital является крупнейшим инвестором, вкладывающим средства в создание и развитие новых предприятий в сфере высоких технологий и в смежных отраслях. В неофициальном докладе Комиссии по ценным бумагам и биржам США Intel названа “лучшим стратегическим инвестором”, а по результатам деятельности ей отведено 3-е место в рейтинге венчурных инвестиционных фондов.

Объем прямых капиталовложений Intel в европейские компании, разделяющих стратегические цели корпорации, превысил 300 млн. долл.

Капиталовложения Intel в частные фирмы, в акционерные общества в каждом отдельном случае составляют относительно небольшие суммы — чаще всего менее 10 млн. долл. Однако содействие Intel становлению таких предприятий не ограничивается финансовыми вливаниями, а предусматривает обмен идеями и передачу технологий.

Intel учредила два инвестиционных фонда, которые открыты для подачи заявок на финансирование компаний, занятых в соответствующих сферах деятельности:

- В фонде Intel 64 (капитал — 253 млн. долл.) участвует подразделение Intel Capital, производители компьютерных средств, а также ряд крупнейших потребителей информационных технологий. Инвестиции фонда способствуют ускорению разработки аппаратных и программных решений, оптимизированных для готовящихся к выпуску микропроцессоров Intel на основе архитектуры IA-64.

- Фонд Intel Communications (200 млн. долл.), созданный подразделением Intel Capital и находящийся под его управлением, оказывает финансовое содействие осуществлению важнейших программ и инициатив Intel в сфере голосовой связи и передачи данных. В настоящее время основное внимание фонда сосредоточено на внедрении разработанной Intel архитектуры Internet Exchange, создании открытых стандартов проектирования сетевого оборудования и средств компьютерной телефонии, разработке открытой программной платформы для стандартных серверов, обслуживающих компьютерную телефонию.

Что касается финансов, то в Европе действует программа Intel Financial Services. Совместно с финансовыми институтами, банками мы предлагаем совместные программы продаж, включая кредитование, лизинг и т.д. Пока в России они не работают, но, уверен, со временем будут реализованы и здесь.

CRN/RE: Как в Intel оценивают ситуацию с “серым” импортом? Каковы пути борьбы с ним?

А. Н.: К сожалению, нет точных сведений о числе реально собранных в России ПК. Intel ориентируется на данные IDC, хотя, как нам кажется, они не всегда в полном объеме учитывают канал сборки: IDC просто не в состоянии опросить все местные компании, чтобы получить точные данные. Мы знаем об этом лучше. По нашему мнению, в этом году в России будет собрано около 2 млн. ПК. Да, “серый” рынок существует, и мы об этом знаем. Время от времени его объемы меняются, но он есть и, видимо, останется. Экономика глобальна, Интернет способствует сокращению расстояний. Отчасти причины “серого” ввоза связаны с проблемами планирования производства. В этом есть и вина Intel, но много проблем создают и наши партнеры — их прогнозы бывают недостаточно точными. Некоторые компании постоянно не принимают в расчет наши планы по производству тех или иных моделей оборудования, хотя Intel информирует их. В итоге, нередки случаи возникновения дефицита или излишков того или иного продукта в канале сбыта. Такие флуктуации и создают условия для неофициальных поставок. С “серым” рынком можно бороться, повышая точность планирования.

Некоторые компании считают, что можно привезти процессоры в чемодане и заработать на этом деньги. Но Intel своим официальным партнерам предоставляет не только продукцию, но и комплексную поддержку развития бизнеса. Именно поэтому большинство наших партнеров предпочитают официальный канал. Мы постоянно оцениваем работу каждой компании, смотрим, кто чем занимается, и были случаи, когда исключали компании из наших программ за нарушение условий партнерства.

Мы чувствуем себя в России уверенно, в первую очередь благодаря поддержке партнеров. Мы создали канал сбыта, который лоялен к нам вне зависимости от колебаний рынка.