Прозвучавшее 18 августа заявление Лео Апотекера, тогдашнего главного управляющего НР, о том, что компания рассматривает вопрос о возможном отделении или продаже подразделения Personal Systems Group (PSG), стало сенсацией. Хотя глава компании и предупредил: это может занять год-полтора, а может, и вообще не состояться.

Казалось, НР неотделима от понятия ПК. С 2007 г. компания является самым крупным в мире производителем этих устройств. У НР сильный бренд, надежный партнерский канал, эффективная система поставок и сбалансированная структура продаж — это общепризнанно.

Но ПК (в разных его воплощениях) давно уже массовый потребительский товар, естественно, не самый прибыльный. Подразделение PSG дает треть (в прошлом финансовом году 42 млрд. долл.) всей выручки НР, но приносит самую низкую прибыль — операционная маржа составляет 5–6%, что неплохо для рынка ПК, но значительно меньше, чем у других основных бизнес-подразделений НР.

Мотивы «размышлений» руководства НР о судьбе PSG очевидны — стратегия развития компании предусматривает концентрацию на более прибыльном бизнесе в области услуг, ПО и оборудования для корпоративных заказчиков. По сути НР намерена следовать по тому же пути, который в свое время выбрала IBM, ее главный соперник. Семь лет назад IBM освободилась от своего ПК-бизнеса и хорошо себя чувствует. Почему бы это же не сделать НР?

Сообщение о том, что подразделение PSG находится в подвешенном состоянии, естественно, привлекло всеобщее внимание. Аналитики рассуждали о вероятности и возможных последствиях того или иного решения для рынка и для самой ПК. Некоторые крупнейшие игроки, возможно, стали даже задумываться: а не купить ли PSG. Конкуренты HP, особенно Dell, начали соблазнять ее партнеров в канале сбыта, некоторым из них делал предложения лично Майкл Делл.

Для многих тысяч партнеров вендора, надежность которого никогда не вызывала и тени сомнения, это стало потрясением. Руководители PSG сразу же стали их успокаивать, стремясь рассеять опасения относительно перспектив совместного бизнеса.

22 августа Стивен ДиФранко, старший вице-президент и генеральный директор PSG, в обращении по электронной почте к партнерам в США и Канаде заверил, что HP остается всё так же нацелена на «здоровое функционирование и рост своего ПК-бизнеса», и пояснил: решение совета директоров «оценить стратегические альтернативы» PSG «не является объявлением о закрытии» этого подразделения.

Но особенно тревожили и мешали нормальному ведению бизнеса не сами эти альтернативы, а неопределенность судьбы PSG. И чем дольше она сохранялась, тем было хуже, прежде всего самой НР.

Наверняка в высшем руководстве компании существовали разные мнения по этому вопросу, было немало споров, но, похоже, большинство склонялось к варианту выделения PSG в дочернюю компанию. Повидимому, против этого не возражали и сами руководители подразделения. Во всяком случае уже 23 августа Тодд Брэдли, исполнительный вице-президент PSG, в ходе телефонной конференции с партнерами HP заявил: «Наша PSG не изменится. Мы отделим ее как дочернюю компанию с оборотом более 40 млрд. долл., которая нацелена на канал, на наших заказчиков и, конечно, на наращивание доли рынка и прибыльности».

Спустя неделю, 30 августа, в интервью агентству Reuters Тодд Брэдли сообщил, что решение о судьбе PSG — выделить в самостоятельную компанию или продать — будет принято до конца года, причем более вероятен первый вариант. Как ожидалось, в этом случае новую компанию возглавит именно Брэдли.

22 сентября Лео Апотекер был уволен с поста главного управляющего НР, его место заняла Мег Уитмен. И для нее вопрос о судьбе PSG стал первоочередным.

27 октября компания сообщила: принято решение сохранить PSG в составе НР. Комментируя его, Мег Уитман заявила: «При отделении PSG мы потеряли бы многие из стратегических и финансовых преимуществ, которых достигли за многие годы, — таких как консолидация, касающаяся зданий и земельных территорий, финансов, кадровых ресурсов и ИТ». Она отметила также значительный вклад PSG в цепочку поставок НР, в уровень цен на компоненты, в каналы дистрибуции и весь портфель решений.

НР, которая поставляет два ПК каждую секунду и сервер каждые 15 секунд, — один из крупнейших закупщиков комплектующих в мире. Сохранив PSG, HP оставляет за собой преимущества долгосрочных отношений с поставщиками и экономию от масштаба. В частности, в компании надеются, что это поможет преодолеть ожидаемое резкое снижение поставок жестких дисков, вызванное наводнениями в Таиланде.

Итак, PSG остается в составе НР. Многие, прежде всего партнеры в канале сбыта, вздохнули с облегчением. К сожалению, остались и связанные с PSG проблемы. Это и низкая маржа, добиться повышения которой чрезвычайно трудно. И неудача с запуском планшетов TouchPad. И отсутствие оригинальных, привлекательных потребительских продуктов — а как следствие, снижение продаж (уже не первый квартал) на потребительском рынке.