«Лаборатория Касперского» не первый год работает на корпоративном рынке. Курс на расширение присутствия в этом сегменте был взят несколько лет назад, а в прошлом году вендор заметно повысил активность как в создании и продвижении продуктов и услуг, отвечающих специфическим требованиям крупных заказчиков, так и в развитии канала сбыта (см. CRN/RE № 19/2010). Василий Дягилев, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в странах развивающихся рынков, отметил, что усиление позиций в корпоративном сегменте — стратегическая задача, и компания решает ее в глобальном масштабе. По словам Сергея Земкова, управляющего директора «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии, в 2010 г. объем корпоративных продаж в нашей стране увеличился более чем на 40%. А в странах развивающихся рынков (в их число входит порядка 120 государств) рост за последний год составил от 15 до 35%. Василий Дягилев добавил, что в настоящее время поставки корпоративных продуктов в этих странах соизмеримы с объемом продаж в сегменте конечных пользователей. Одновременно наблюдается быстрый рост сегмента СМБ, который по темпам превосходит пользовательский сегмент. По словам Дягилева, во многих странах компания уже заняла лидирующие позиции и экстенсивно развиваться не может, а может лишь расти вместе с рынком. В то же время в сегменте В2В еще остался потенциал для роста, поскольку не на всех рынках «Лаборатория» занимает доминирующие позиции.

«Говорить о результатах 2011 г. еще рано, поскольку его итоги мы подведем лишь через несколько месяцев, — сказал Сергей Земков. — Надеемся, что по-прежнему будем расти существенно быстрее рынка, и результаты будут столь же впечатляющими, что и годом ранее. Кроме того, мы с уверенностью можем говорить об увеличении числа наших корпоративных заказчиков. Довольно много компаний либо перешли на наши продукты, либо стали использовать их в большем объеме, чем это было раньше». Ссылаясь на исследования аналитических компаний, Сергей Земков добавил, что в зависимости от методики оценки доля корпоративных решений «Лаборатории Касперского» на российском рынке составляет от 40 до 60%.

Примерно год назад вендор выпустил более десятка корпоративных приложений, а этой осенью обновил флагманские решения — ПО для защиты ПК и серверов, а также средства централизованного управления ИТ-безопасностью на предприятиях. «Кроме того, мы вывели на рынок ряд новых продуктов-сервисов для корпоративных пользователей, — сообщил Земков. — В частности, в начале года мы начали активно продвигать наш новый продукт Kaspersky DDoS-prevention, потребителями которого должны стать крупные и средние компании, чей бизнес построен на предоставлении услуг в режиме онлайн». На сегодня данное решение внедрили около трех десятков российских компаний. В основном это игроки банковского и финансового секторов, которые оказывают услуги клиентам — как физическим, так и юридическим лицам — с помощью различных интернет-инструментов, например онлайн-банкинга. Но по мере осознания серьезности данной угрозы список компаний и отраслей будет расширяться.

Еще одним крупным достижением на рынке корпоративных пользователей в компании считают предоставление услуг расширенной поддержки. Меры по обеспечению информационной безопасности не ограничиваются покупкой лицензий. Необходим комплекс мероприятий, связанных с внедрением, обучением персонала, сопровождением продуктов. Вендор готов предложить крупным корпоративным клиентам дополнительный сервис по технической поддержке, вплоть до предоставления специалистов, которые будут решать проблемы в режиме 24Ч7, что позволяет заказчику снизить риски, связанные с потерей работоспособности корпоративной сети, вызванной любыми техническими причинами.

О признании «Лаборатории Касперского» в качестве игрока корпоративного рынка лучше всего свидетельствуют контракты с крупнейшими предприятиями. Так, в начале 2011 г. были подписаны соглашения с ОАО «РЖД», с Министерством внутренних дел и Министерством обороны. Они выбрали решения «Лаборатории» в качестве корпоративного стандарта. Есть и такие клиенты, которые пользуются решениями вендора уже не один год. В их числе Сбербанк России, Центральный банк, Альфа-Банк, Банк Москвы, Росгосстрах, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и др.

Вендор работает с компаниями из разных секторов и вертикалей. Помимо предприятий государственного и финансового секторов активными заказчиками являются компании телекоммуникационной отрасли и ряд промышленных компаний, работающих в таких отраслях, как авиастроение, автомобилестроение, машиностроение, металлургия.

«Нам также очень приятно, что независимо от существующих глобальных корпоративных стандартов некоторые локальные представительства крупных международных компаний предпочли решения „Лаборатории“ как более надежные, — заметил Сергей Земков. — Например, российское представительство компании Siemens приобрело наши решения для защиты корпоративной инфраструктуры и в настоящий момент предпринимает усилия, направленные на изменения корпоративных стандартов в области ИТ-безопасности на глобальном уровне».

«Лаборатория Касперского» уже стала лидером на российском корпоративном рынке, но, как подчеркивает Земков, существует еще достаточно большое количество компаний сегмента СМБ, нуждам которых необходимо уделить внимание. При этом стратегическим направлением остается работа с крупными заказчиками.

Список зарубежных заказчиков также весьма представителен. Это министерства образования Иордании и Омана, Национальный банк Египта, муниципалитет Дубая, Саудовский инвестиционный банк, университеты Йоханнесбурга и Руанды, Министерство связи Ганы, Коммерческий банк Кении, Фондовая биржа Румынии, Чешская почта, польский Комитет по стандартизации и др.

Поставки во всех странах осуществляются исключительно через канал сбыта. «Мы постоянно совершенствуем нашу партнерскую программу, поскольку именно партнеры являются нашими основными продавцами, — подчеркнул Сергей Земков. — Одной из наших ключевых задач мы считаем не только предоставление каналу качественной продукции, но и возможностей   для развития и роста вместе с «Лабораторией Касперского». Наши партнерские программы направлены на то, чтобы реселлеры получали от сотрудничества с нами максимальные преимущества в виде скидок, обучения и сертификации специалистов, чтобы они имели возможность оказывать квалифицированную техническую помощь по всему спектру наших продуктов».

«Наши партнеры — это прежде всего коллеги, которые не просто обладают знаниями и экспертизой, но и разделяют наши корпоративные принципы и ценности, — отмечает Василий Дягилев. — На любой вопрос заказчика по продуктам «Лаборатории Касперского» они могут дать обоснованный, технически грамотный ответ. Суть партнерской программы — обучение, развитие, сегментация компаний, предоставление возможностей тем из них, кто действительно может и хочет расти вместе с нами, а не заниматься разовыми проектами».