В мае корпорация Microsoft объявила о покупке Skype у инвестиционной группы, которую возглавляет компания Silver Lake. Сумма сделки — 8,5 млрд. долл. наличными. Незадолго до этого, в августе 2009 г., Skype планировала осуществить IPO на сумму 100 млн. долл., но не смогла. Популярный интернет-сервис столкнулся с трудностями в переводе пользователей своих бесплатных услуг на коммерческие рельсы.

Наблюдатели сразу же отметили, что данное приобретение — самое крупное за всю историю Microsoft. Корпорация традиционно избегает больших сделок. Напомним, что в мае 2007 г. Microsoft выложила 6 млрд. долл. за фирму aQuantive и уже во время кризиса, в августе 2008 г., купила компанию Greenfield Online за 486 млн. долл.

Сделка, о которой идет речь, привлекла повышенное внимание финансовых аналитиков и представителей деловых кругов тем, что Microsoft купила Skype не только с ее технологиями и клиентской базой, но и с долгами. Надо отметить, что Skype, несмотря на высокую популярность своих сервисов, в течение последних четырех лет несла убытки, лишь однажды в указанный период флагман интернет-телефонии смог получить прибыль. 2010 г. оказался для Skype тоже не самым удачным. При общей выручке в 860 млн. долл. убытки компании составили 7 млн. долл.

С покупкой Skype корпорация Microsoft приобрела более 663 млн. пользователей интернет-телефонии по всему миру. Получается, что за каждого зарегистрированного пользователя уплачено чуть более 12 долл. Вроде бы недорого. На самом деле число активных пользователей на момент сделки было чуть больше 120 млн., но из них лишь 8 млн. приносили деньги. А это уже совсем другая арифметика — 1 тыс. долл. за человека. При такой цене Microsoft вряд ли могла рассматривать Skype как потенциально прибыльный бизнес. Скорее всего, компания рассчитывает на синергетический эффект в отношении своих продуктов и услуг.

Есть сведения, что конкурент Microsoft, компания Google, вела переговоры о покупке Skype за 4 млрд. долл., и если бы в Microsoft знали об этом, они не выложили бы почти вдвое большую сумму.

Почему же сделка состоялась? Эксперты полагают, что приобретение Skype поможет Microsoft в борьбе за рынок мобильных устройств, где корпорация заметно отстает от своих главных конкурентов — Apple и Google. «Skype — феноменальный сервис, который нравится миллионам людей во всем мире, — заявил глава Microsoft Стив Балмер. — Вместе мы будем создавать будущее в онлайн-коммуникациях и сделаем это так, чтобы людям было еще проще оставаться на связи с семьей, коллегами, друзьями и клиентами в любой точке планеты».

Балмер подчеркнул, что в интересах компании сохранить способность Skype работать с разными платформами: «Мы собираемся развивать Windows, Windows Phone и Xbox, но в области коммуникаций главным преимуществом является возможность связи с любым пользователем, независимо от того, какое устройство он применяет».

Стив Балмер также считает, что это приобретение позволит Microsoft создать мост между сегментами потребительской и корпоративной связи.

Сделав ставку на Skype, Microsoft рассчитывает упрочить позиции на рынке интернет-сервисов. Ведь до сих пор все усилия корпорации в этой сфере не приносили ощутимых результатов. Microsoft работает над созданием коммуникационной платформы Lync, которая объединит функции электронной почты, голосовой связи и сервиса мгновенных сообщений. Возможно, покупка Skype не только придаст новый импульс развитию платформы, но и будет способствовать увеличению стоимости бренда Microsoft, что само по себе очень важно.

«Покупка Skype может дать Microsoft необходимый старт на рынке телекоммуникаций, — считает Паоло Пескейтор, аналитик компании CCS Insight. — В области речевых услуг Skype безусловно задала стандарт и приобрела большую популярность».

«У Microsoft много направлений в интернет-бизнесе, над которыми она может работать. Посмотрим, не станет ли покупка Skype тем „золотым ключиком“, который откроет для компании все эти возможности?» — говорит Куналь Баджадж, глава консалтинговой фирмы Analysys Mason India Pvt.

«Приобретение Skype — защитный шаг. Microsoft пошла на это, чтобы создать задел для того, что сейчас называют посткомпьютерной эрой, — считает Колин Джиллис, аналитик BGC Partners. — Наиболее перспективной в связи с этим выглядит интеграция Skype с Windows 8, которая будет устанавливаться в том числе и на планшетные компьютеры».

По мнению экспертов, интеграция технологий Skype с такими продуктами Microsoft, как Linc, Xbox Live, Outlook, Kinect, и мобильными устройствами создает отличные предпосылки для развития бизнеса на многие годы. Кроме того, ресурсы Microsoft могут сделать Skype реальной альтернативой домашней и корпоративной телефонии.

И все-таки вопросы по поводу этой сделки остаются. У Skype не было каких-то уникальных решений, VoIP — давно известная технология. Skype не получала большой прибыли, компания находилась на грани окупаемости. А что было? Узнаваемый бренд и сотни миллионов бесплатных пользователей? Неужели это тянет на 8,5 млрд. долл.? Куча денег за компанию, которая так и не стала рентабельной за восемь лет своего существования...

Некоторые финансисты считают, что Microsoft переплатила как минимум вдвое. А может, это просто удача Skype или высокий профессионализм финансового менеджмента? Ведь предыдущий владелец компании — eBay — тоже много переплатил, купив Skype в сентябре 2005 г. примерно за 3,1 млрд. долл. Поговаривают, что тогда фирма стоила не больше 1,4 млрд. долл.