Прошедший год был отмечен перестановками в руководстве ряда крупнейших мировых ИТ-компаний. И если смена на посту главы IBM была заранее спланирована, проводится в благоприятных бизнес-условиях и, похоже, гладко, то в других случаях на фоне резкого ухудшения показателей бизнеса и/или конфликтов в руководстве перестановки на высшем уровне оказались вынужденными и неожиданными. Так случилось в НР и Acer, так случилось и в Yahoo (где главную управляющую Кэрол Барц известили об увольнении по телефону!).

IBM

Как объявила 25 октября компания IBM, согласно утвержденному плану преемственности руководства, с 1 января 2012 г. Сэма Пальмизано (ему сейчас 60 лет) на посту президента и главного управляющего IBM сменит Вирджиния (Джинни) Рометти; Пальмизано останется председателем правления.

Придя в компанию в 1981 г. инженером-системотехником, Джинни проработала в ней 30 лет, в том числе в руководстве подразделений IBM Global Business Services, IBM Global Services по Америке и Global Insurance & Financial Services. Сейчас ей 54 года, она старший вице-президент IBM и отвечает за продажи во всем мире, глобальную стратегию и маркетинг.

Джинни будет первой женщиной, вставшей во главе корпорации. Но выдвижение на высший пост «своего», ветерана-IBMer’а, а не человека со стороны вполне в традициях компании: за всю 100-летнюю историю здесь сменилось девять главных управляющих, и только один раз и не от хорошей жизни пришлось приглашать «чужака» — Лу Герстнера (глава компании в 1993–2002 гг.).

Деятельность Сэма Пальмизано, возглавившего IBM в 2002 г., и участники рынка (включая партнеров в канале сбыта), и аналитики оценивают в целом как успешную.

Он проложил долгосрочное стратегическое направление развития — уйдя с рынка ПК (ПК-бизнес был продан китайской компании Lenovo в 2004 г. за 1,25 млрд. долл.) и рынка принтеров, IBM стала более нацеленной на перспективные направления ПО и услуг, в последние годы акцентируя внимание, в частности, на таких быстрорастущих сегментах, как бизнес-аналитика, ИБ, облачные вычисления и др. Положительно оценивается и выдвинутая IBM дальновидная инициатива Smarter Planet. При Пальмизано компания демонстрировала устойчивые финансовые результаты; акционеров особенно радовали 32 квартала стабильного роста прибыли на акцию.

Сейчас под руководством Сэма Пальмизано разрабатывается «дорожная карта в 2015 г.», которая предусматривает, в частности, удвоение к этому сроку прибыли на одну акцию и резкое усиление присутствия IBM на рынках Китая и Индии.

Как заявила Рометти сразу же после своего назначения, взятый IBM курс будет продолжен: «Изменение наверху не означает изменение стратегии». Участники рынка это одобряют, поскольку ценят стабильность и ясно очерченное направление бизнеса IBM.

Но в последнее время аналитики Wall Street начали сомневаться, сможет ли IBM и дальше работать как «хорошо смазанная машина». В прошлом году продажи IBM выросли на 4%, но в целом за последние шесть лет стагнировали. Так что, возможно, для начала Джинни надо будет убедить сомневающихся: в IBM все ОК, и цели «дорожной карты в 2015 г.» будут достигнуты.

НР

22 сентября совет директоров НР сместил Лео Апотекера с поста главного управляющего. Это произошло спустя месяц после его сенсационного заявления о возможном отделении или продаже подразделения Personal Systems Group (PSG), вызвавшего, мягко говоря, неоднозначную реакцию на рынке и шок среди партнеров НР в канале сбыта*.

Лео Апотекер находился у руля НР менее года, с 1 ноября 2010 г. За это время акции компании упали почти на 50%. Апотекер, в прошлом главный управляющий компании SAP, намеревался превратить НР, которая на протяжении всей своей истории была поставщиком ИТ-оборудования (ПО и сейчас занимает в продажах лишь около 2%), в сильную софтверную компанию. Он не раз критиковал отсутствие инвестиций в развитие услуг при Марке Херде, прежнем главном управляющем в 2005–2010 гг.

«У нас была твердая стратегия в области услуг, но мы не инвестировали в должную поддержку этой стратегии, — сказал он в мае этого года. — Вместо этого HP бросила все силы на максимальное повышение краткосрочной прибыли. Мы заорганизованны в операционном плане, но недоинвестированы стратегически».

Так считал не только он. Рей Лейн, председатель правления HP, неоднократно защищал Апотекера, настаивая, что трудности вызваны недальновидной политикой беспощадного урезания затрат, которую проводил его предшественник.

Многие в HP были недовольны и решением Апотекера о покупке компании Autonomy — мол, слишком дорого, она того не стоит.

Новым главным управляющим НР стала Мег Уитман, бывший главный управляющий компании eBay. В очередной раз правление HP предпочло человека по сути со стороны (Мег Уитман только в начале 2011 г. вошла в состав правления НР), а не кого-либо из топ-менеджеров своей компании.

Мег, которой сейчас 55 лет, после окончания Принстонского университета и Гарвардской школы бизнеса успела поработать на руководящих должностях в нескольких известных компаниях, прежде чем в 1998 г. возглавила eBay. При ней eBay совершила гигантский скачок: с оборота 4 млн. долл. и 30 сотрудников до оборота 8 млрд. долл. и 15 тыс. сотрудников. Но потом Мег не удалось справиться со снижением продаж плюс неудача с приобретением компании Skype Technologies — в 2008 г. ей пришлось покинуть eBay. В 2010 г. она баллотировалась на пост губернатора Калифорнии, но проиграла выборы.

«Мы счастливы, что НР возглавит фигура такого калибра и с таким опытом, как Мег Уитман, — сказал тогда Рей Лейн. — Мег всегда была провидцем с прочной репутацией умного руководителя. Она умеет доносить свои идеи, нацелена на заказчиков и обладает качествами лидера. Более того, являясь членом правления HP в течение последних восьми месяцев, Мег имеет ясное понимание всего, что касается наших продуктов и рынков». Тем не менее некоторые наблюдатели высказывали сомнения в ее способности управлять компанией такого масштаба и сложности, как НР.

Вскоре после назначения Уитмен поделилась частью своих обязанностей: оставив за собой общекорпоративные функции и «железное» направление, повседневное руководство направлениями ПО и услуг она передала Рею Лейну.

Со своей первой и самой срочной задачей — успокоить клиентов и партнеров, взбудораженных заявлениями ее предшественника, устранить неопределенность вокруг перспектив традиционного для НР компьютерного бизнеса и восстановить доверие — она, похоже, справилась.

В конце октября был закрыт главный вопрос — о судьбе подразделения PSG: Мег Уитман решила оставить PSG в составе компании.

«Висит» пока вопрос о WebOS. «НР не отказалась от планшетов. Мы сотрудничаем с Microsoft в плане использования в планшетных компьютерах будущей ОС Windows 8. НР может вернуться на рынок и с планшетом TouchPad под WebOS», — сказала она в одном из интервью. Решение по WebOS должно быть принято к началу декабря.

В конце ноября, комментируя результаты IV финансового квартала, Мег Уитман заявила, что компании не нужны новые мегапокупки вроде Autonomy, но HP рассмотрит возможные покупки в диапазоне 500 млн. долл., отвечающие ее стратегическим целям, таким как наращивание портфеля ПО. «Нельзя полагаться на одни лишь покупки, — сказала она. — Мы строим компанию так, чтобы она была по-настоящему сильной в ближайшее десятилетие. Мы просто не можем продолжать управлять ею исходя из краткосрочных целей».

По словам Уитмен, НР будет теперь тратить значительно больше средств на НИОКР, поскольку компания недоинвестирована почти во всех основных сегментах своего бизнеса. Действительно, в прошлом году расходы НР на НИОКР составили всего 2,4% ее оборота, а, например, у IBM — 6%.

Следующий год — на фоне сложной экономической ситуации в странах Европы и Америки — будет трудным, признает она. У компании немало проблем. Свою стратегию развития НР Мег Уитман обещает представить в первой половине 2012 г.

Acer

Джанфранко Лянчи, президент и главный управляющий Acer, покинул компанию — об этом стало известно 31 марта. «По вопросам будущего развития компании Лянчи имел взгляды, отличные от взглядов большинства членов правления, и не смог достичь консенсуса после нескольких месяцев диалога», — говорилось в официальном заявлении Acer.

Позднее стало известно, что причиной разногласий стало отклонение его плана сделать Acer крупным игроком на мировом рынке планшетов и смартфонов. «Главной ошибкой было пытаться делать это на Тайване; это невозможно. Нам нужно выйти за пределы Тайваня, в Китай, или Индию, или даже в США и Европу — на любой рынок, где можно найти софтверные ресурсы, софтверное ноу-хау», — сказал Лянчи в интервью сайту All Things Digital в мае.

Споры о стратегии шли на фоне весьма неблагоприятных текущих финансовых результатов Acer. В частности, по данным Bloomberg, в I квартале 2011 г. продажи компании снизились на 21%, а операционной прибыли получено на 56% меньше по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.

Лянчи, делая ставку на быстрый рост рынка ноутбуков (в начале года их доля в продажах Acer превышала 70%), мечтал обойти НР и сделать Acer крупнейшим в мире поставщиком мобильных ПК. Купив Gateway (вместе с ее брендом eMachines) и Packard Bell, в 2009 г. Acer уже вышла на второе место в мире. Компания успешно использовала спрос на нетбуки, но мода переменчива — потом на первый план вышли планшеты, а спрос на нетбуки резко упал. Первый планшетный компьютер Acer — Iconia Tab A500 на базе Android — появился на рынке только в апреле 2011 г., более чем на год позже Apple iPad.

На Уолл-стрит уход Лянчи был воспринят негативно, так как именно ему, пришедшему в Acer в 2005 г., во многом приписывались успехи компании в последние годы. А результаты бизнеса продолжали ухудшаться: во II квартале продажи упали на 31%, и компания понесла убытки — впервые почти за 10 лет, в III квартале произошло снижение продаж на 23,2% и снова убытки.

Временным главным управляющим после ухода Лянчи стал председатель правления Джим Ванг (J.T. Wang), ветеран Acer с 25-летним стажем. Он также возглавил новое подразделение Touch Business Group, которое будет заниматься планшетами и смартфонами. Но почти наверняка стратегия Acer в этом сегменте рынка будет сильно отличаться от той, которую предлагал Лянчи.

«„Планшетная лихорадка“ заканчивается, и внимание потребителей вновь привлекают ноутбуки, — заявил Джим Ванг в конце августа. — Но это будут новые ноутбуки — ультрабуки, более легкие, тонкие и мгновенное включающиеся, и они будут подстегивать продажи начиная с IV квартала».

Джим Ванг ищет и другие возможности роста бизнеса, за пределами рынка ПК. По его словам, в долгосрочной перспективе самое важное для Acer — это облачные вычисления. Первые важные шаги в этом направлении уже делаются: в июле Acer сообщила о намерении купить за 320 млн. долл. американскую компанию iGware. Acer намерена использовать ее технологии для создания, вероятно, уже в 2012 г. собственной облачной инфраструктуры Acer Cloud, предназначенной для обслуживания пользователей продукции Acer.

Осенью Джанфранко Лянчи принял предложение компании Lenovo — стал ее штатным консультантом. Как сообщила компания 19 сентября, «Лянчи будет работать вместе с главным управляющим Яном Юаньцзином и остальными членами руководящей команды, чтобы повысить присутствие Lenovo на потребительском рынке и в каналах продаж Западной Европы». В частности, Лянчи возглавит интеграцию германской ПК-компании Medion AG, которую Lenovo купила в июне этого года г. за 670 млн. долл. Как ожидает Lenovo, это позволит увеличить ее долю на западноевропейском рынке ПК на 7,5%.

Трудно сказать, насколько руководители Lenovo прислушивались (и будут прислушиваться) к советам Лянчи, но в этом году бизнес компании явно на подъеме.

Как сообщили IDC и Gartner, по итогам III квартала Lenovo впервые заняла на мировом рынке ПК второе место (после НР). Во II квартале она находилась на третьем месте, уступая Dell, а год назад — на четвертом, следом за Acer. Как отмечают эксперты, этим успехом Lenovo в первую очередь обязана недавнему слиянию с японской NEC.

«Мы достигли сбалансированого роста на всех рынках, во всех категориях товаров и во всех географических регионах. При этом существенно возросла не только прибыль, но и доля рынка, — заявил недавно Ян Юаньцзин. — Мы с большим оптимизмом смотрим на будущее отрасли ПК. При этом мы стремимся не только быть лидерами на рынке традиционных ПК, но и хотим достичь еще более впечатляющих успехов на рынке смартфонов и планшетов».

* См. CRN/RE № 13/2011.