В вестибюле офиса компании Siebel Systems в Сан-Матео тихо, как в библиотеке. Такая тишина странно контрастирует с общеизвестным фактом, что это стремительно растущая программная компания Кремниевой долины, которая ежегодно удваивает свой доход, и объем продаж которой за последние четыре квартала достиг 1,2 млрд. долл.

Именно такое впечатление и стремится произвести Том Сибел. Его цель — создать одну из самых мощных компаний в мире.

Сибел замечает посетителя, ожидающего в вестибюле, и спрашивает, не может ли он чем-то помочь. Как будто председатель правления и главный управляющий третьей из самых быстрорастущих компаний США должен беспокоиться о ком-то, кто находится в вестибюле его компании. «Я — Том Сибел, — говорит он, чуть ли не извиняясь. — Я займусь вами, как только смогу».

Сорокавосьмилетний Сибел организован и энергичен. Любимым видом отдыха считает ловлю арканом бычков на своем ранчо.

Сибел — хороший собеседник. Он подается вперед в кресле, напряженно слушая интервьюера. Его ответы быстры и обдуманы заранее, перемежаются статистикой. Ясно, что ему есть, чем похвастаться. В конце концов, Siebel Systems получила 122 млн. долл. чистой прибыли при объеме продаж 791 млн. долл. (за финансовый год, который завершился 31 декабря 1999 г.). Но конек Тома Сибела — это обслуживание клиентов. «Мы оцениваем уровень удовлетворенности наших клиентов каждые шесть месяцев с помощью сторонней аудиторской фирмы, — поясняет Сибел. — И этот уровень у нас самый высокий во всей отрасли информационных технологий».

Увести Сибела с проторенной дорожки нелегко. Как он относится к тому, что его называют фанатиком контроля? Этот вопрос выводит его из себя, он даже вскакивает с кресла. «Это может стать хорошим заголовком, но много ли вы видели сотрудников, сидящих у моего стола в ожидании подписи?» — спрашивает он.

Действительно, в кабинете Сибела практически не видно бумаг. Только компьютер на пустом просторном столе. Три экземпляра его книги «Cyber Rules» («Киберправила») аккуратно выставлены на полке. При вопросе о книге его взгляд теплеет.

Пэт Хаус, соавтор книги и соучредитель Siebel Systems, впервые встретилась с Сибелом в 1986 г., когда оба они работали в Oracle. Он разработал программный продукт для отдела маркетинга, однако потенциальный рынок был тогда слишком мал, чтобы заинтересовать председателя правления Oracle Ларри Эллисона.

Много позже Сибел и Хаус вместе набросали архитектуру программного продукта, а затем в июле 1993 г. создали компанию Siebel Systems.

По мнению Хаус, Сибел вовсе не одержим контролем. Он принимает решения и передает их дальше. «Он очень сосредоточен, может четко указать направление и с легкостью умеет сводить разные группы людей для общей работы», — рассказывает она. Как исполнительный вице-президент Хаус дирижирует армией из 724 деловых партнеров, в чем состоит один из секретов успеха компании.

IBM — ключевой союзник Siebel Systems. В ходе совещаний с Джанет Перна, генеральным директором отдела Data Management в IBM, Сибелу понадобилось лишь две недели, чтобы заключить соглашение на использование базы данных DB2 в качестве базовой платформы. «Когда я впервые встретилась с ним, он гораздо больше слушал, чем говорил», — вспоминает Перна.

Она ценит также и то, насколько быстро решения Сибела выполняются сотрудниками его компании. «Когда я обращаюсь к нему напрямую, он тут же во все вникает, и дела сразу начинают двигаться», — отмечает Перна.

Мнение Перна разделяют и поставщики решений. «Он будет сидеть и слушать, но, когда придет время действовать и нужно будет принимать решения и действовать, он способен сделать все тут же, у вас на глазах», — утверждает Джефф Лузенхолф, председатель правления и главный управляющий фирмы Connaissance Consulting.

Connaissance одной из первых получила статус Siebel Certified Consultant, когда два года назад была запущена эта программа. Сегодня в рядах Siebel Systems числятся 434 партнера по консалтингу.

Когда Лузенхолф только создал свою компанию, Сибел явился к нему лично, чтобы поговорить с людьми и зажечь их новым делом. «Если ты доказал, что у вас есть взаимопонимание, то он приложит все усилия, чтобы сделать что-то для тебя», — сообщил Лузенхолф.

По некоторым оценкам, Сибел не просто построил компанию, которая лидирует на рынке, он создал целую отрасль. А как он сам оценивает свой вклад? Обдумывая вопрос, Сибел делает несколько шагов по кабинету, выглядывает в окно. «Да никак не оцениваю, — отвечает он. — Я действительно не обращаю на это внимания».

Похоже, у Сибела есть единственная цель: «Я лишь хочу построить мощную компанию. Вот и все».