Когда люди на деловых совещаниях начинают изъясняться на все более непонятном жаргоне, это происходит обычно потому, что им нечего сказать, но они обязаны сохранять значительность. Как заметил однажды о ком-то Оскар Уайльд (наверное, о бизнес-консультанте викторианской эпохи): "Ему было нечего сказать, и он сказал это".

Я глубоко убежден, однако, что бессмысленное словоблудие, льющееся потоком в "новой" экономике, подчеркивает незначительность всех прежних сфер предпринимательства. Но зато если вы стараетесь убедить инвесторов вложить денежки в ваш безнадежный онлайновый носочный бизнес или во что бы там ни было, то добрый заряд впечатляющей словесной шелухи способен весьма помочь делу.

Легко обвинить американцев в жонглировании пустыми словесами, и это будет справедливо. В конце концов, какая из западных культур лучше всех умеет четко и обстоятельно выражать свои мысли в общем-то ни о чем? Попробуйте сами на очередном совещании небрежно произнести что-нибудь вроде: "Что я могу сказать, Ник... Парадигмы базовой интеграции, новационные инфомедиаторы, нишевые платформы масштабируемости, монетаризация кросс-сетевых порталов. И это... интегрированная наращиваемость кросс-платформ". Можете быть уверены, ваши слова будут встречены весьма глубокомысленными кивками, поскольку никто в И-экономике не осмелится показать, что он не в курсе последних "ученых" словечек.

Любимая игра в Web-экономике - придумать новую и абсолютно бессмысленную фразу прямо перед совещанием, изречь ее с совершенно серьезным видом, а потом держать пари с теми, с кем вы в сговоре, сколько времени пройдет до того, как ее скажет кто-либо из другой компании.

Направляясь на одно из таких совещаний пару лет тому назад, чтобы обсудить подготовку наполнения для нового Web-сайта, мой коллега и я решили выдумать новое выражение. Мы договорились предложить сайт, который будет "handrailed" (handrail - перила, поручень), подразумевая под этим, что он будет удобен в навигации. Последовали глубокомысленные кивки, но добило нас другое: когда на следующем совещании в том же составе они принялись без умолку говорить о "handrailed". Самое смешное было в том, что все время наша отсебятина использовалась как общепринятый Web-термин. И как мы ни старались показать, что это откровенный подлог, все было напрасно.

На Web-узле одной из Интернет-компаний, www.dack.com, была недавно запущена утилита под названием "Генератор Чуши по Web-экономике" (Web Economy Bullshit Generator, WEBG), которая специально предназначена для изобретения новой чепухи, чтобы разглагольствовать на совещаниях.

Я должен сказать, что dack.com - это типичный Web-узел, с домашней страницы и далее везде, демонстрирующий как чрезвычайную одаренность, так и величайшую глупость Web-публики. Перлы с WEBG невероятно смешны и покажутся вполне достоверными всякому, кто высидел хотя бы пару совещаний, посвященных Web-бизнесу.

Это простая операция в один щелчок мыши, позволяющая чудесным образом породить любое количество дивно глупых, взятых просто с потолка новых выражений, которые заставляют вас осознать свое полное незнание терминологии И-бизнеса. Щелчок - "Поставлять виртуальные методики". Щелчок - "Интегрировать парадигмы под ключ". Щелчок - "Максимально наращивать сквозные ниши". Еще один щелчок - "Демонтировать интерфейсы с открытым кодом". Ну, я думаю, общая идея вам теперь стала понятна.

Однако некоторые из тех, кто с энтузиазмом приветствовал появление WEBG на dack.com, похоже, принимают его вполне всерьез, и это немного пугает. "Вы понимаете, что можете уничтожить 99% консалтинга по Интернет-стратегии? - восклицает один из посетителей сайта. - Пожалуйста, закройте Генератор как можно скорее, а то нам придется искать другую работу".

"Отличный ресурс для руководителей ИТ-компаний и составителей их речей, - восторгается другой. - Начав использовать Генератор Чуши, мы смогли заменить весь штат по маркетингу. Спасибо!".

(Financial Times, 13-14.01.2001)