Некоторые тенденции рынка накопителей на жестких дисках

Последние два года конкуренция на рынке накопителей на жестких дисках (НЖМД) становилась все острее. Каждый производитель стремился выпускать на рынок все новые, более совершенные модели и при этом неуклонно снижать цены. Падение цен приостанавливалось лишь в конце года, когда на рынке ощущался дефицит накопителей, но уже в первые месяцы после Рождественских каникул цены вновь начинали плавно понижаться.

Однако конец нынешнего столетия изменил эту тенденцию.

Накопители дорожают и пропадают

Один из законов Мэрфи - "Если неприятность может случиться, она случается" - точно описывает ситуацию, которая сложилась на рынке НЖМД в последнем квартале прошлого года. Как правило, в сезон праздничных распродаж потребление компьютерных компонентов резко возрастает. Например, объем реализации НЖМД в IV квартале составляет обычно порядка 40% всего объема продаж за год. И производители накопителей это хорошо знают. Аластер Стюарт, торговый директор Seagate в странах Центральной и Восточной Европы, анализируя рынок конца 1999 г., подчеркивал, что, готовясь к сезонному повышению спроса, еще в III квартале 2000 г. компания выпустила 9,7 млн. накопителей - больше чем любой другой производитель. Тем не менее в IV квартале рынок ощутил сильнейший дефицит - при реальном спросе на уровне около 30 млн. устройств было выпущено только 27 млн.

В конце 2000 г. ситуация еще более обострилась, и дефицит возрос до 7 млн. НЖМД. По некоторым оценкам, при сохранении потребности на уровне 30 млн. устройств производители смогли поставить не более 23 млн.

Одной из причин этого дефицита Аркадий Штейман, региональный менеджер Elko Group по маркетингу в России, СНГ и странах Балтии, считает нехватку компонентов, в частности микросхем управления. "Большинство изготовителей НЖМД не имеют собственного производства микросхем и закупают их у третьих фирм, которые, оценивая рентабельность этого бизнеса, переносят свои усилия на другие, более прибыльные рынки, - объясняет он. - Бурное развитие мобильной телефонии, где широко применяются интегральные микросхемы, стимулировало их изготовителей к переориентации производства. Тем более что компании, выпускающие мобильные средства связи, готовы платить за микросхемы больше, чем производители НЖМД".

С рынка микросхем для НЖМД ушли некоторые крупные игроки, среди них Philips и Matsushita-Kotobuki Electronics Industries, которые в конце III квартала 2000 г. отказались от поставок на рынок НЖМД. Остальные изготовители повысили цены.

Острый дефицит компонентов отмечает Гржегош Кволек, менеджер по продажам оборудования Quantum в Восточной Европе: "В конце октября - начале ноября у нашей компании возникли очень серьезные проблемы с поставками компонентов для накопителей. Прежде всего это отразилось на производстве устройств с интерфейсом IDE".

В результате производители стали уменьшать выпуск наиболее дешевой и наименее прибыльной продукции. Себестоимость производства НЖМД емкостью 8-20 Гбайт с интерфейсом IDE примерно одинакова, а цена растет пропорциально емкости.

"В середине 2000 г. все производители заявляли, что несут большие убытки на выпуске накопителей малой емкости, - напоминает Леонид Ураков, технический директор московского отделения компании ASBIS. - Летом оптовая цена устройств Seagate емкостью 10 Гбайт (а тогда они еще не были в категории продуктов начального уровня) снижалась до 67 долл. В IV квартале, когда спрос превысил предложение, производители начали повышать цены. Те же накопители Seagate стали продаваться по 88-89 долл., что равносильно увеличению оптовой цены более чем на 30%!"

Подорожали и более емкие накопители с интерфейсом IDE, сократилась разница в стоимости НЖМД младших и старших моделей. Инициированное производителями повышение цен отразилось в канале сбыта - средние розничные цены в IV квартале на рынке Москвы также стали расти (см. рис).

Александр Будилов, генеральный менеджер ELKO Moscow, так комментирует сложившуюся ситуацию: "Рост стоимости микросхем наиболее сильно сказался на моделях начального уровня: производители существенно повысили на них цены и более увеличивать их не могут - рынок этого не примет. В связи с тем что микросхем не хватает, НЖМД емкостью до 10 Гбайт стали исчезать с рынка. Еще раньше начали пропадать пользующиеся наибольшим спросом накопители со скоростью вращения 4400 и 5400 об/мин". Сейчас здесь наиболее полно представлены НЖМД со скоростью вращения 7200 об/мин и емкостью свыше 20 Гбайт.

Леонид Ураков пессимистично оценивает возможности поставок накопителей малой емкости: "Накопителей емкостью меньше 10 Гбайт в канале почти не осталось. Они будут появляться стихийно, сбросами, но стабильных поставок не будет. Правда, компания Seagate заявляла, что обеспечит выпуск накопителей 10 Гбайт в I квартале текущего года, но я в этом не уверен".

Остроту ситуации подчеркивает никогда ранее не наблюдавшееся на рынке явление - в IV квартале 2000 г. крупные OEM-производители ПК пытались приобретать НЖМД по неофициальным каналам. "Трудно сказать, как долго будет продолжаться период дефицита накопителей. Зато легко сделать вывод - в России положение на рынке НЖМД будет острее, чем в мире, поскольку производители перенесут основные усилия на выполнение заказов крупных стабильных ОЕМ-клиентов", - считает Аркадий Штейман.

Ловушка для дистрибьюторов

Руководители ELKO называют сложившуюся ситуацию в секторе НЖМД "ловушкой". С одной стороны, работая на местном рынке, компания должна бороться за российских клиентов и выполнять обязательства, данные местным партнерам. С другой - цены возросли, а это снизило спрос.

"Привезенные в Россию винчестеры должны быть проданы здесь, - говорит Александр Будилов. - У дистрибьюторов есть финансовые обязательства, они не могут остановить продажи, а значит, обязаны что-то предпринимать, идти на компромиссы. В существующих условиях мы ищем баланс между потерями, связанными с вынужденным простоем рынка, адаптирующегося к новым ценам, и потерями из-за снижения нами цен до уровня, при котором рынок готов покупать продукты".

Из-за того что в России потребители отказываются платить столько же, сколько платят в Восточной Европе или в странах Балтии, по словам Аркадия Штеймана, сложилась парадоксальная ситуация - в Западной Европе, например в Германии, накопители продаются дороже, чем в России. И если бы в стране существовали достаточно "прозрачные" границы, как в Европе, где нет проблемы оперативного перемещения грузов, то это, наверное, привело бы к сильному оттоку накопителей из страны.

"ELKO как международная компания пытается решать возникшие проблемы с минимальными потерями для себя, - считает Александр Будилов. - Но удельный вес продаж в России начинает снижаться".

Все же сезонный спрос на накопители остается достаточно высоким. И в этих условиях Аркадий Штейман полагает, что необходимо искусственно сдерживать рост спроса. Для этого уменьшается число рождественских и новогодних акций, сокращаются масштабы суперпредложений и т. д., хотя это не означает, что у сборщиков и продавцов нет товара на полках.

"В России подобная ситуация наблюдается с мониторами Sony, - утверждает он. - Рынок удовлетворяется теми объемами, которые есть, т. е. около 10% суммарных поставок мониторов в страну. Эту нишу оставляют в статическом состоянии, не "разгоняют" маркетинговыми и рекламными акциями. Методика выживания производителя на рынке в сложный период нехваток с последующим возобновлением развития бизнеса давно отработана и может быть применена в условиях дефицита НЖМД".

В условиях жесткой конкуренции

Длительная борьба за первенство на рынке НЖМД, сопровождавшаяся снижением цен, отразилась на прибыльности и инвестиционных возможностях компаний-производителей. "Уровень прибыльности в подотрасли НЖМД не превышает десятка процентов. Тем временем в производстве ПК рентабельность достигает 40-50%, - подчеркивает Аркадий Штейман. - Это ограничивает свободу маневра производителей, не позволяет им направить значительные средства на освоение новых технологий или развитие собственного производства компонентов, в частности микросхем".

Конкуренция между производителями привела к логичному результату: если 5 лет назад в мире существовало порядка 50 производителей НЖМД, то к настоящему времени их осталось не более 15. По экспертным оценкам, самые крупные - Seagate, Quantum, Fujitsu, IBM, Western Digital - контролируют около 90% рынка.

По словам Штеймана, Western Digital оказалась в числе немногих компаний, у которых есть свое производство микросхем в Сингапуре, поэтому она в значительно меньшей степени испытывает нехватку компонентов. В условиях острого дефицита микросхем этот производитель мог бы рассчитывать на передел рынка и захват большей его доли. Однако надежды Western Digital не оправдались - на рынке резко снизился спрос на накопители с маркой WD из-за неспособности компании обеспечить стабильное качество.

"Высокотехнологичный рынок жестоко наказывает за недостаточную заботу о совершенствовании и качестве продуктов со стороны производителя, - отмечает он. - Компания злоупотребила доверием покупателей и потеряла его, в том числе на российском рынке, что и стало причиной снижения спроса на ее накопители. Пока производителю не удается восстановить это доверие, хотя российские дистрибьюторы, в том числе и ELKO, приложили немало усилий в направлении повышения спроса на продукцию Western Digital".

Возросший дефицит и сужение номенклатуры НЖМД в конце 2000 г. не может не сказаться отрицательно на позициях каждой из компаний. В текущем году аналитики ожидают начала лавинообразного роста спроса на накопители в секторе потребительской электроники, что еще больше осложнит ситуацию на рынке НЖМД.

Естественный отбор

Производители НЖМД предпринимают шаги, чтобы застраховать себя от возможных потрясений в ближайшем будущем. Например, летом прошого года компания Samsung подписала договор с Sony о поставке накопителей для Интернет-приставок. "У Samsung появился ОЕМ-партнер со стабильным планом потребления этих устройств, значит, о дистрибьюторском канале можно не беспокоиться", - считает Аркадий Штейман.

Seagate также укрепляет позиции. В начале 2000 г. проведены увольнения персонала, а затем принято решение о преобразовании компании в частную и изъятии ее акций с рынка. Контракт на сумму 20 млрд. долл. предполагает выкуп акций Seagate у компании Veritas Software и передачу компании в собственность группы инвесторов, в числе которых Silver Lake Partners, Texas Pacific Group и собственно руководство Seagate.

"Руководство Seagate заявляет, что в ближайшей перспективе компания намерена ориентироваться на получение прибыли, а не на расширение ассортимента продуктов и их совершенствование, - говорит Аркадий Штейман. - Конечно, консолидация финансовых ресурсов в результате реорганизации придаст компании большую гибкость".

На увеличение прибыли и снижение издержек направлены действия двух других производителей - Quantum и Maxtor, которые объявили о слиянии подразделения накопителей Quantum Hard Disk Drive Group с отделением НЖМД Maxtor и образовании корпорации Maxtor Corporation.

Как подчеркивают руководители Maxtor и Quantum, объединение их ресурсов позволит избежать двойных накладных расходов, увеличить прибыли и обеспечить значительные инвестиции в разработку новых технологий и продуктов. По предварительным оценкам, новая компания сможет ежегодно поставлять на рынок более 50 млн. накопителей для использования в настольных ПК, серверах на базе процессоров Intel, приборах бытовой электроники, что позволит ей контролировать около 35% мирового производства НЖМД.

О преимуществах, которые получит Maxtor Corp., говорит Гржегош Кволек: "Во-первых, новая компания сможет выйти на сильные позиции во всех продуктовых группах - Quantum занимает значительную долю рынка SCSI-устройств, а Maxtor располагает весьма гибким производством накопителей с интерфейсом IDE. Во-вторых, слияние Maxtor и Quantum означает появление крупнейшей компании-производителя НЖМД".