С ноября 2001 г. к работе в должности менеджера по маркетингу продукции в регионе CEMEA европейского отделения Apple приступил Петр Захаров, который в последние четыре года занимался аналогичной деятельностью в компании DPI. С ним побеседовал Сергей Новосельцев.

CRN/RE: Каким был ваш путь в Apple?

Петр Захаров: С Apple я связан уже 8 лет. 1 февраля 1994 г., в свой день рождения, я начал работать в отделе маркетинга компании RUI, тогдашнего Apple IMC. Руководству компании удалось собрать коллектив людей, спаянных любовью к платформе Apple, общим challenge — вывести Apple на достойное место на российском рынке. Однако в 1995 г. сменился менеджмент, команда была рассеяна, и с 1996 г. я стал работать в дизайн-студии A&M в качестве технического директора и дизайнера (на «Маках», естественно). Но любовь к Apple осталась, я хотел продолжить работать на компанию — и, думая об этом, оптимальной для себя считал работу в области маркетинга продукции. И потому, получив летом 1997 г. предложение от DPI занять должность менеджера по маркетингу продукции Apple, я согласился почти не раздумывая — это было именно то, о чем я мечтал. В этой должности я проработал четыре года.

А в июле 2001 г. мне позвонили из Парижа и спросили, не хочу ли я работать в Apple, и пригласили на интервью. Конечно, большую роль сыграла и поддержка со стороны DPI, ее руководителя Евгения Бутмана, который отнесся с пониманием к моей мечте и не возражал против перехода в Apple.

Хотя, честно говоря, было жаль покидать DPI как раз в тот момент, когда продвижением продукции Apple начала заниматься отдельная компания, пришли интересные люди, начали поставки техники в первый магазин на Ордынке — в общем, открывались новые возможности продвижения Apple на российском рынке...

CRN/RE: Каков круг ваших «европейских» обязанностей?

П.З.: Моя должность называется менеджер по маркетингу продукции в регионе CEMEA (Центральная Европа, Средний Восток, Африка). Этот регион очень большой и по площади, и по числу стран (92 страны, 14 языков, для которых производится адаптация), и при этом чрезвычайно неоднородный: есть страны очень активные — это, например, Португалия, Греция, Турция, Израиль, ОАЕ, все государства Восточной Европы, но много и таких, где рынок пока не слишком развит и продажи невелики.

Мои обязанности — прежде всего, взаимодействие с работающими в этих странах независимыми компаниями (Independent Marketing Company IMC), которых в моей зоне 14, и, естественно, взаимодействие с центральными структурами Apple, с заводами и разработчиками. Компания должна делать все необходимое для развития бизнеса, а IMC должны обладать всей необходимой информацией, знаниями и набором инструментов для осуществления успешных продаж в своих регионах. Моя задача состоит в сопровождении каждого из выпускаемых компанией продуктов в течение всего его жизненного цикла. Причем речь идет не только о продвижении или маркетинге, необходимо также выполнять организационные и бюрократические процедуры, возникающие при выпуске каждого нового изделия, решать вопросы сертификации, ценообразования, оговаривать специальные условия и конфигурации для тендеров, организовывать тренинги, готовить документацию и т. д.

CRN/RE: До отъезда во Францию вы фактически были еще и своего рода модератором, объединяющим российское сообщество пользователей Macintosh, связывавшее формальные и неформальные структуры Apple в стране.

П.З.: В DPI мне приходилось одному отвечать за направление, которое в RUI вел целый отдел из 5–7 человек. Мне не хватало опыта и профессионализма в некоторых важных областях. А поскольку дополнительных штатных единиц предусмотрено не было, я прибег к другой схеме, которая, как мне кажется, себя оправдала — создать некий неформальный круг специалистов, «AppleMasters», которые могли бы помогать компании на взаимовыгодной основе. На самом деле такой подход имеет серьезный плюс в долговременной перспективе: внешние консультанты не теряют свои профессиональные навыки, постоянно совершенствуются в своей области. Я определил список направлений, которые нужно было охватить в первую очередь: Web, аудио, видео, разработки — и постепенно, шаг за шагом, по цепочке я перезнакомился практически со всем сообществом пользователей Apple, не только с московским. И действительно, вскоре такой круг специалистов сложился, и вместе нам удалось многое реализовать. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить их всех за неоценимый вклад в продвижение Apple в России.

Теперь я все передал в надежные руки — у сменившего меня Кирилла Воронина высокий авторитет и множество контактов в неформальном «маковском» мире. Да и я, сменив место работы и жительства, не исчезну, останусь в этом сообществе.

CRN/RE: Последний вопрос — о субстанции нематериальной. Как насчет пресловутого «духа Apple», «шестицветной крови»? Жив ли сейчас, когда компании уже больше 25 лет, а первому Маку — 18?

П.З.: На самом деле сложный и глубокий вопрос, и так вот с ходу мне трудно выделить главное. Аура действительно существует, и не только внутри самой компании Apple. Что бы бы там ни происходило с самой компанией, через какие бы трудные времена она ни проходила, пользователи Apple вот уже много лет кряду испытывают своеобразное состояние влюбленности в ее продукты. Компания Apple остается уникальным организмом, мне близки ее внутренняя культура, отношение сотрудников к работе, (понятие hardworker в ходу среди ее сотрудников). Но, возможно, еще больший вклад в развитие компании вносит сообщество ее пользователей, это как бы атмосфера, образовавшаяся вокруг Apple. Так что дух Apple жив, хотя, возможно, он несколько изменился с годами, может быть, стал менее романтичным, более рациональным — более выдержанным, как у зрелого вина.

Напоследок замечу, что сейчас на фоне общего спада продаж ПК Россия выделяется заметным и устойчивым ростом рынка ПК. В Apple начинают более внимательно и заинтересованно смотреть на Россию, и я со своей стороны намерен обратить на эту тенденцию внимание моего руководства.

Петр Захаров

Родился в 1974 г. В 1998 г. окончил МИФИ по специальности инженер-системотехник.

С февраля 1994 г. по октябрь 1995 г. работал в отделе маркетинга RUI (тогдашняя Apple IMC).

Январь 1996 г. — июль 1997 г.: технический директор и дизайнер дизайн-студии A&M.

Сентябрь 1997 г. — август 2001 г.: менеджер по продукции Apple в компании DPI.

С ноября 2001 г. — менеджер по маркетингу продукции Apple в регионе CEMEA, работает в Париже.