Успех любого предприятия зависит от рациональной организации бизнес-процессов и возможности их быстрой адаптации к постоянно меняющимся требованиям рынка.
Один из факторов, обеспечивающих высокую конкурентоспособность компаний и устойчивость их работы, — наличие современной и грамотно спроектированной информационной системы (ИС), в основе которой лежит ИТ-инфраструктура, сформированная на основе глубокого анализа бизнес-процессов.

Фирма i-Teco — один из ведущих игроков российского ИТ-рынка, специализирующихся в области ИТ-консалтинга и построения ИТ-инфраструктуры. О стратегии компании, методах работы и особенностях взаимодействия с партнерами рассказал в интервью заместителю главного редактора CRN/RE Константину Геращенко президент i-Teco Шамиль Шакиров.

CRN/RE: В какой сфере ИТ-бизнеса специализируется ваша компания?

Шамиль Шакиров: Основной предмет деятельности i-Teco — ИТ-инфраструктура крупных корпоративных заказчиков. Наши традиционные клиенты — это ведущие промышленные предприятия, финансовые организации, банки и государственные учреждения. Мы решаем широкий круг взаимосвязанных задач. В центре этого круга — эффективно работающая ИТ-структура заказчика, а в основе — технический аудит проекта, разработка ИТ-проекта на основе бизнес-задач, обоснование затрат на его реализацию, формирование структуры ИТ-департамента и схемы взаимодействия с бизнесом, построение в соответствии с этим системы эксплуатации и развития ИТ-инфраструктуры. Все больше наша деятельность выглядит как бизнес по продвижению и продаже услуг, требующих высокой квалификации и профессионализма исполнителей по целому ряду направлений. Это проектирование и внедрение сложных решений, таких как центры обработки данных, хранилища данных, средства централизованного управления ИС, системы безопасности. Кроме того, наших клиентов зачастую интересует проблема повышения эффективности уже имеющихся ИС, в чем мы им с успехом помогаем.

Фокусируясь на этих направлениях, мы интегрируем в единое целое весь спектр продуктов и услуг, интересующих заказчика. Сфера нашей деятельности широка, но четко определена и регламентирована, что обеспечивает существенный синергетический эффект от внедрения комплекса решений, связанных единой идеологией.

Рассматривая ИТ-подразделение как поставщика услуг для всех подразделений фирмы-заказчика, мы уделяем повышенное внимание вопросам управления ИТ-инфраструктурой, построению формализованной модели отношений между ИС и бизнесом. По нашему мнению, от этого зависит качество услуг, которые подразделения ожидают получить от ИТ-департамента, а правильное управление ИТ-инфраструктурой позволяет оптимизировать ИС, повысить ее эффективность и минимизировать затраты.

CRN/RE: На каких принципах строятся ваши отношения с заказчиками?

Ш.Ш.: Работая с заказчиком, мы стараемся встать на позицию руководителя ИТ-подразделения, взглянуть на проблему его глазами. Это краеугольный камень во взаимоотношениях с клиентом. Ведь наши цели во многом совпадают. Вместе с ИТ-департаментом заказчика мы стремимся к повышению эффективности его бизнеса, к росту производительности и снижению затрат. Комплекс вопросов, которые мы решаем, — как построить отношения между бизнесом и ИТ-подразделением, как помочь ИТ-директору убедить руководство компании в преимуществе того или иного решения, как обосновать затраты на развитие ИТ-инфраструктуры и, самое главное, объяснить, что затраты следует рассматривать как инвестиции.
В конечном итоге мы стремимся наладить конструктивный диалог между основным бизнесом, ИТ-подразделением и нами с тем, чтобы заказчик четко представлял, какой эффект он получит от реализации того или иного ИТ-проекта.

CRN/RE: Как меняются запросы клиентов?

Ш.Ш.: Сегодня заказчики заинтересованы в качественном сервисе и услугах квалифицированного партнера. Они понимают, что уровень компетенции интегратора напрямую связан с результатом его работы, т. е. надежностью и производительностью систем, скоростью внедрения проекта, а соответственно, и с полученной или, наоборот, упущенной бизнесом прибылью.

Особую актуальность приобрел экономический аспект, возникло понимание совокупной стоимости продукта нашей деятельности, качества наших услуг. Клиенты знают, сколько стоит производительность ИС и ее масштабирование, какую сумму составит упущенная прибыль, если проект будет внедрен не через полгода, а через год, или во что обойдется компании вынужденный простой из-за сбоев ИС.

Вместе с тем хочу подчеркнуть, что существуют две категории заказчиков, и у каждой свое отношение, свои требования к ИТ-инфраструктуре. К первой категории клиентов относятся банки, биржи, финансовые институты, телекоммуникационные компании. Для них ИС — это средство производства, вещь насущная, необходимая.

Другая категория клиентов — это предприятия, где основные средства производства — это конвейер, домна, буровая вышка. Понятно, что для этой группы заказчиков ИС — вещь, в известной степени, вторичная.

Должен отметить, что в последнее время у клиентов растет доверие к российским компаниям и спрос на их услуги. Есть ощущение, что заказчики, столкнувшись со сложными задачами, все чаще склонны поручать решение своих проблем одному подрядчику — крупной опытной компании, способной предоставить широкий спектр услуг. Можно смело утверждать, что маятник качнется в сторону повышенного внимания к российской специфике, а соединение volume и value бизнеса в одной компании будет все больше востребовано на рынке. Это подтолкнуло нас к проведению сертификации в соответствии со стандартом ISO-9001. Но, вообще, в i-Teco всегда серьезно относились к подготовке специалистов и технологии ведения проектов. За последний год компания заметно укрупнилась за счет привлечения опытных и профессиональных ИТ-специалистов. Это останется одним из наших приоритетов и в будущем.

CRN/RE: Каковы тенденции в вашем секторе рынка?

Ш.Ш.: Я бы выделил три основные тенденции. Во-первых, ИТ-индустрия быстро развивается в мировом масштабе, причем темпы ее развития опережают темпы развития других отраслей. ИС усложняются и становятся более дорогими, а их возможности часто превышают потребности остальных отраслей, но с другой стороны, формируют новые потребности.

Во-вторых, после кризиса 1998 г. начался рост российской экономики, а вместе с этим выросли запросы отечественных компаний. Сами компании укрупнились, их поведение на рынке активизировалось. Это относится как к частным, так и к государственным предприятиям. Сегодня запросы наших фирм соответствуют мировому уровню, причем интерес к самым современным решениям носит отнюдь не академический характер — они действительно востребованы российским бизнесом.

Наконец, в-третьих, ИТ стали органичной составляющей практически любого бизнеса, выросла сложность проектов, они стали более разнообразными с точки зрения предлагаемых решений, и роль ИТ в жизни компаний продолжает расти.

Поэтому появилась новая тема — взаимоотношение бизнеса и ИТ. И сегодня эта тема носит далеко не философский, концептуальный характер, а вполне актуальный.

CRN/RE: Вы поставляете оборудование и ПО ведущих мировых производителей. Насколько оправдано сочетание функций реселлера и интегратора?

Ш.Ш.: 90% бизнеса i-Teco связано с разработкой и внедрением проектов, в которых используется продукция наших стратегических вендоров — Cisco, Compaq, Hewlett-Packard, Microsoft, Oracle. Причем специфика наших проектов такова, что в них преимущественно востребовано дорогостоящее высокотехнологичное оборудование, которое не поставляется через традиционный канал сбыта. Эти проекты требуют серьезной предпроектной и предпродажной проработки. Кроме того, их сложность и объемы требуют привлечения тех или иных специалистов вендоров. Это определяет необходимость нашей довольно тесной работы с производителями по всем вопросам. А вообще, мы продаем заказчику прежде всего себя, свою компетентность и экспертизу, свой реальный опыт выполнения сложных ИТ-проектов, понимание его проблем, себя как ИТ-консультанта. Уже потом мы выступаем и в роли системного интегратора и реселлера.

CRN/RE: Отдаете ли вы часть работ на аутсорсинг третьим фирмам?

Ш.Ш.: Безусловно! Несмотря на то что сфера нашей деятельности широка, мы не можем охватить все направления, да и не стремимся к этому. У i-Teco есть немало партнеров — настоящих профессионалов в своем деле. Иногда это связано с большим объемом работ наших специалистов, и тогда эффективнее и быстрее воспользоваться сторонними ресурсами. В частности, это касается работ по монтажу СКС, поддержки региональных проектов. Разработка тиражируемых приложений — биллинговых и банковских систем также не наш профиль — мы с успехом сотрудничаем с целым рядом компаний, специализирующихся в этой области. При участии третьих фирм мы реализовали немало успешных проектов и пока нет смысла что-то менять в отлаженном механизме взаимодействия.