На фоне столь модных сейчас горных лыж, яхт и других зрелищных и дорогих видов спорта увлечение одного из пионеров российского софтверного бизнеса Петра Квитека выглядит, по меньшей мере, необычно. Вне бизнеса главное в его жизни — музыка. Электронная.

Болезнью «звукоизвлечения» в молодости заболевают многие. У некоторых это подкрепляется еще и образованием — Петр окончил музыкальную школу, в которой 10 лет учился игре на фортепиано. Затем поигрывал блюз и рок в разных любительских группах. А к окончанию школы серьезно задумался: стать музыкантом или пойти в физики. Выбрал последнее — и в результате оказался программистом.

Тем не менее музыка осталась важной частью жизни, как он сам говорит «необходимым хобби». Поэтому играл на гитаре, немного писал музыку, много общался с профессиональными музыкантами. И сделал для себя вывод: «Я слишком хорошо знаю жизнь профессиональных музыкантов, чтобы становиться профи».

Но при этом на протяжении многих лет оставалась одна неудовлетворенная музыкальная страсть: мечтал о собственном синтезаторе. Сперва это была непозволительная роскошь — в советское время настоящие синтезаторы можно было пересчитать по пальцам, и стоили они баснословно дорого. Но несколько лет назад увидел на музыкальной выставке «вещь» — синтезатор Oberheim. И мечта, наконец, осуществилась — купил. Унес прямо с выставки, с трудом уговорив хозяев.

Сейчас Петр — владелец небольшой, но вполне профессиональной студии, разместившейся у него дома. Многие современные произведения сделаны именно в таких маленьких студиях. Еще каких-то 10 лет назад для нормальной профессиональной работы требовалась студия стоимостью от полумиллиона долларов, а сейчас — достаточно нескольких синтезаторов, немного приборов для обработки звука и приличную аудиоплату. Вот оно, торжество компьютерных технологий!

Как характеризует свое увлечение сам Квитек, «это хроническая болезнь, и сейчас у меня острый приступ!». Музыка отнимает большую часть свободного времени. И чем сильнее нагрузка на основной работе, тем больше шансов, что сядешь за клавиатуру. Выходные иногда пролетают совсем незаметно: в пятницу вечером сел за клавиатуру — и только вечером в воскресенье понимаешь, что пора на работу. Из-за музыки почти забросил старые увлечения: полеты на пилотажном самолете (летал пару лет на Як-52) и верховую езду, которой занимался с самого детства.

Вместо этого сидит и сочиняет электронную музыку или экспериментирует с уже написанной, своей и чужой. Одно из любимых занятий — записать к какому-нибудь фильму новый саундтрек. Ну а «высший пилотаж» — придумывать и программировать новые звуки. Ведь большинство использующих синтезаторы музыкантов пользуются так называемыми «пресетами» — готовыми, сделанными кем-то другим звуками. Профессионалов в программировании звуков в мире несколько сотен, любителей — вряд ли наберется больше 10 тыс.

Домашние к увлечению Петра электронной музыкой относятся хорошо — «... все выходные дома», да и кот его музыку очень любит. И в отличие от игры, скажем, на трубе или фортепиано, у электронных инструментов легко регулируется громкость, можно работать в наушниках. Правда, денег на это уходит много: в студии постоянно что-то обновляется, меняется. К счастью, большинство синтезаторов — вещи вполне ликвидные вне зависимости от возраста.

В западных музыкальных кругах имя Pete Kvitek знают и любят за разные программные «примочки» для синтезаторов, особенно те, что распространяются свободно. Каждый раз, сталкиваясь с еще не знакомым аппаратом, он пишет для него какую-то новую программу. Очень помогает уникальное положение: будучи одновременно хорошим программистом и музыкантом, можно делать вещи, которые многим другим недоступны. Таких людей в мире немного, и в эпоху электронной музыки они на вес золота! Не исключено, что это увлечение на границе программирования и музыки когда-нибудь станет не только хобби, но и бизнесом.

Если так, то это будет уже не первый опыт «околомузыкального» бизнеса Квитека: в советское время он сам разработал и достаточно успешно (но подпольно) продавал цифровой ревербератор.

Есть и другие, почти философские ниточки, связывающие две любимые Петром области: компьютеры и электронную музыку. По его словам, если посмотреть на развитие ИТ, то очевидно, что самые важные (как сейчас говорят, «топовые») прорывы происходят в области связи. Со становлением Интернета как потребительского продукта все уже ясно, с формированием технологий персональной мобильной коммуникации — тоже все более или менее просматривается. При этом оказывается забытым такое важнейшее звено, как интерфейс между человеком и компьютером, своего рода новая «последняя миля».

Ожидается, что именно в этой области ИТ должны произойти следующие значимые открытия и «прорывы». И, как считает Петр, вполне возможно, что изучение взаимодействия человека с современным музыкальным синтезатором может привести к весьма любопытным результатам. Не исключено, что эта область станет новым поприщем деятельности для Петра Квитека.

Сейчас все, что он делает в музыке (кроме уже упоминавшихся компьютерных программ), — вещи «для своих», недоступные широкому кругу слушателей. Он не стремится к популяризации своего творчества, например к выпуску собственного диска. «Я сам вижу столько направлений для развития в области музыки, что пока не испытываю нужды выставить свои произведения на суд широкой публики — очевидно, мне нужно еще многому учиться, — говорит Квитек и добавляет —

Возможно, когда-нибудь я все-таки решусь выпустить компакт со своей музыкой. Но поскольку спешить нет никакой необходимости, то такой диск должен быть, с моей точки зрения, абсолютно безукоризненным. А это требует огромной работы — так что, видимо, его выпуск состоится очень не скоро, если вообще состоится — к тому времени компакт-диск как средство распространения музыки может вполне отойти в прошлое».

Петр Квитек

Родился 1 февраля 1962 г. в Праге. В 1988 г. окончил физический факультет МГУ. Занимался разработкой заказного программного обеспечения для западных рынков (как сказали бы сейчас — офшорным программированием) в составе различных кооперативов.

В начале 1989 г. стал сотрудником СП «Диалог», где руководил отделом разработки ПО, принимал участие в первой русской локализации MS DOS 4.01. Результатом этой деятельности стало создание компании DiaLoc, которая до 1999 г. активно работала над локализацией продуктов ведущих зарубежных фирм. В ней Петр занял пост генерального директора.

С 2000 г. Петр Квитек — технический директор компании ARRAVA. Здесь до конца 2001 г. он занимался проблемами создания интерактивного телевидения.