Сomdex, известная в мире марка ИТ-выставок, традиционно проводимых в США, в последние годы расширяет свою географию. С 22 по 25 января Comdex впервые проходила в Скандинавии, в шведском городе Гетеборг. И впервые на Comdex появился коллективный российский стенд, где свою продукцию и решения демонстрировали 14 компаний.

Организаторами коллективного стенда выступил санкт-петербургский Консорциум разработчиков информационных технологий «Форт-Росс» при технической и организационной поддержке Ассоциации сотрудничества со странами Северной Европы «Норден».

Российский стенд площадью 40 кв. м. располагался в центре зала рядом со стендами Microsoft и Ericsson. Стоимость участия составляла 800 или 2300 долл. Организаторы выставки считают, что нашим фирмам выгодно выступать «единым фронтом» — это позволяет сэкономить деньги при закупке выставочных площадей и обеспечивает более выгодное расположение стенда по сравнению с тем, что может позволить себе большинство российских компаний при покупке индивидуальных и меньших по размеру стендов. Но главное — все участники могли воспользоваться результатами маркетинговых и PR-усилий российской делегации.

После завершения выставки генеральное консульство РФ в Гетеборге организовало прием для членов российской делегации, на котором обсуждались возможности представления российских ИТ-компаний на скандинавском рынке и то, каким образом консульство могло бы помочь в этом.

Одним из главных результатов выставки, по оценке организаторов, стало проведение серии переговоров с потенциальными клиентами, договоренность о встречах с которыми была достигнута еще во время подготовки к Comdex. Например, проведены переговоры с компаниями Ericsson и Volvo.

Как заявили организаторы стенда, получение прибыли не являлось главной задачей мероприятия, хотя оно не стало для них убыточным. Финансовый интерес «Форт-Росс» состоял в получении комиссионных от заключенных участниками стенда контрактов, а главной целью компания считала популяризацию положительного образа российского ИТ-бизнеса на скандинавском рынке.

Валентин Макаров, президент «Форт-Росс», пояснил, что в течение последних нескольких лет консорциум старается выйти на скандинавский рынок, но этому препятствует негативное восприятие России и российских компаний. «Россию пока воспринимают там как что-то большое, страшное, где все неправильно и нет ни контроля, ни качества», — говорит он.

За помощью в привлечении участников на коллективный российский стенд «Форт-Росс» обратился в Ассоциацию разработчиков программного обеспечения (АРПО), которая в итоге «привела» четырех своих членов — фирмы IIG, «Объединенные консультанты «ФДП», Interface и «Тэлма» (всего в АРПО насчитывается около 30 компаний). Однако, по словам Елены Мингазетдиновой, менеджера Ассоциации по организации мероприятий, АРПО не финансировала участие своих членов в выставке.

Организаторы считают, что коллективный российский стенд на Comdex Nordic 2002 достойно представил нашу страну. Есть планы участвовать в этой выставке и в следующем году. Кроме того, состоялись переговоры с Comdex о возможном проведении выставки «Комдекс Россия» в Санкт-Петербурге в 2003 г.