Создается новая система статистического учета для отрасли ИТ

Нехватку достоверных статистических данных о работе ИТ-сектора отмечают сегодня и участники рынка, и представители госструктур. Хотя соответствующие отраслевые ведомства эти данные, как положено, собирают, а некоторые коммерческие маркетинговые агентства предпринимают попытки внести свою лепту. Признавая наличие этой проблемы, Министерство экономического развития и торговли РФ решило разработать новую систему макроэкономических показателей и индикаторов развития сектора информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), поручив это Высшей школе экономики (ВШЭ).

ИКТ имеют ряд особенностей, влияющих, в том числе, и на методологию сбора статистических данных о работе отрасли. Явления, порождаемые применением этих технологий в экономике и социальной сфере, по целому ряду позиций носят принципиально иной характер, нежели плоды «традиционной экономики». ИКТ быстро развиваются, соответственно меняются и связанные с ними продукты и услуги. В приложении к статистике это ведет, например, к тому, что принятая лишь недавно классификация по многим позициям быстро устаревает и должна постоянно обновляться.

В США и западноевропейских странах изменения в методологию статистики сектора ИКТ вносятся постоянно. В частности, с 2003 г. в США введена новая позиция — издание и вещание в Интернете, т. е. Интернет теперь выделен в отдельный сектор. В странах ЕС в международную классификацию также введен целый ряд новых показателей: в частности, издание ПО на магнитных носителях, услуги в области ПО и др.

Статистические исследования отрасли осложняются не только постоянным обновлением продуктов и услуг, но и неоднозначностью их деления на классы и группы.

Например, музыка, записанная на CD, может быть учтена как некий материальный продукт. Та же музыка, скачанная через Интернет, по сути, представляет собой услугу. Аналогичная ситуация складывается и с ПО.

Для полноценного исследования современной отрасли информационных и коммуникационных технологий существующие статистические показатели явно устарели.

Отсутствует и четкая специализация у многих компаний, занятых в сфере ИКТ. Интернет-провайдеры, например, помимо услуг доступа и передачи данных предоставляют также услуги по хостингу, Web-дизайну, разработке ПО. Задача статистического учета подобных услуг по отдельным категориям сама по себе является нетривиальной, а при отсутствии четкого понятийного аппарата и единой системы показателей становится практически не решаемой.

Сегодня Госкомстат РФ рассматривает сектор ИКТ как совокупность предприятий, занимающихся экономической деятельностью, связанной с производством, распространением и применением ИКТ. Предприятие считается относящимся к этому сектору, если доля связанных с ИКТ товаров и услуг в общем объеме производства составляет не менее 50%. Однако это определение не всегда позволяет однозначно определить принадлежность компании к сектору ИКТ. Хотя бы потому, что товары и услуги, связанные с ИКТ, применяются при производстве многих видов современной наукоемкой продукции. Соответственно, вопрос о том, включать данного производителя в сектор ИКТ или нет, должен решаться с учетом того, насколько критично в каждом конкретном случае использование ИКТ.

Помимо сбора данных в рамках существующей системы госстатистики Госкомстатом РФ и ВШЭ было проведено три более подробных статистических обследования в сфере ИТ. Первое состоялось в 1996 г. и касалось услуг и деятельности сектора информационно-вычислительного обслуживания. Второе, в 1999 г., охватывало два направления: собственно сектор ИТ, а также распространение и использование ИТ в экономике. Третье (оно сейчас завершается) касается использования глобальных информационных сетей.

По словам Леонида Гохберга, директора Института информационной экономики ВШЭ и научного руководителя группы разработчиков системы индикаторов сектора ИКТ, эти исследования носили локальный характер, проводились в терминах существовавших тогда статистических классификаций и потому не дают картину развития этого сектора в целом.

Принятая сегодня в России классификация ограничивает круг статистических данных по ИКТ несколькими показателями, характеризующими производство средств вычислительной техники и связи, торговлю ими, а также деятельность предприятий связи. Для полноценного исследования современной отрасли ИКТ эти показатели явно устарели. Хотя бы потому, что формулировки типа «производство офисного оборудования и вычислительной техники» без всякой детализации слишком расплывчаты. Для сравнения: в американском классификаторе видов экономической деятельности сектор ИКТ представлен настолько подробно, что отдельные показатели существуют даже для различных видов оборудования, например серверов.

Однако разработчикам новой системы индикаторов пришлось учитывать возможности российской статистики и работать в уже установленных рамках.

ИТ-бизнес хочет иметь полную информацию об отрасли, но в то же время не готов и не заинтересован в том, чтобы предоставлять подробные отчеты о своей деятельности.

Разработанная система индикаторов сектора ИКТ уже передана в Госкомстат, и первое исследование ИТ-рынка в соответствии с этой системой должно быть включено в Федеральную программу статистических работ на 2003 г.

Сама система статистических показателей и индикаторов содержит семь разделов и охватывает два основных направления: измерение собственно сектора ИКТ и оценку процессов распространения и использования ИКТ в отраслях экономики и в социальной сфере.

В первом разделе исследуются различные характеристики предприятий в сфере ИТ и телекоммуникаций. Во втором представлена информация о производстве и реализации продукции ИКТ — выпуске и отгрузке товаров, оказании услуг. Далее идут финансовые показатели сектора — текущие и капитальные затраты, выручка, прибыль, оборотные и внеоборотные активы. Завершают рубрикатор разделы, посвященные инновациям в секторе ИКТ и внешней торговле его продуктами и услугами.

Сбор статистических данных будет осуществляться главным образом на основе открытой информации предприятий сектора ИКТ, например по бухгалтерской отчетности. Часть данных (например, для разделов, связанных с реализацией, импортом и экспортом товаров и услуг) будет поступать из других источников — статистических отчетов в области внутренней и внешней торговли, науки и инноваций и т. д.

Надо отметить, что данные, которые предстоит заимствовать, далеки от идеала. В частности, ныне действующие формы бухучета разрабатывались в то время, когда сектора ИКТ не существовало, и очевидно, что для сбора статистических данных по ИКТ они не предназначены. Однако, по словам Леонида Гохберга, другого инструмента у Госкомстата на сегодня просто нет. «Пытаться использовать имеющуюся систему бухгалтерского учета, которую мы изменить не в силах, все же лучше, чем не делать ничего, — считает он. — При этом мы будем давать некоторые рекомендации в плане корректировки нынешней системы бухучета».

Другой источник информации — добровольные статистические опросы участников рынка. Предполагается, что именно эта составляющая статданных должна играть ключевую роль. Правда, сроки проведения даже первого такого опроса еще не намечены.

Первое обсуждение предложенной системы индикаторов на семинаре «Статистика и индикаторы ИКТ-сектора», проведенном ВШЭ и Фондом «Новая экономика», превратилось в бурную дискуссию. Предложенная классификация устроила далеко не всех, и больше всего нареканий, в частности, по разделам, касающимся сотовой связи и кабельной составляющей коммуникаций, возникло у представителей ИКТ-бизнеса.

Видимо, бизнесмены ожидают от статистики слишком многого. Прежде всего потому, что разработанная система не предполагает расчета любых показателей, имеющих отношение к отрасли ИКТ, а исследует в основном параметры макроэкономического характера, стандартные для всех отраслей — валовой объем, инвестиции, финансовые результаты, численность занятых и т. д.

К тому же представители Госкомстата РФ считают, что надо исходить из реальных возможностей получения той или иной информации, а не абстрактных пожеланий: «Всем нужна статистика, но никто не думает, насколько реально для нас сегодня ее получить, — прокомментировал один из них. — ИТ-бизнес хочет иметь полную информацию о своей отрасли, но в то же время абсолютно не готов и не заинтересован в том, чтобы предоставлять нам подробные отчеты о своей деятельности».

По словам Леонида Гохберга, ни в коем случае нельзя рассматривать сектор ИКТ как нечто, вообще не поддающееся измерению. «Этот рынок можно измерить с определенной степенью приближения, — уверен он. — Проблема состоит только в том, чтобы обеспечить сбор необходимых данных, описать это все и правильно измерять».

Разработчики не отрицают, что предложенное решение пока носит скорее экспериментальный характер и, возможно, «несколько сырое». Тем не менее оно позволит получить более детальную и достоверную, чем сегодня, картину состояния сектора ИКТ. По планам Минэкономразвития, в 2005 г. разработанная система статистических показателей будет приведена в соответствие с общеевропейским классификатором.