Рынок систем автоматизации торговых предприятий на подъеме

Приход на российский рынок западных розничных сетей придал новый импульс рынку торговых и складских систем, а также сопутствующего торгового оборудования. Правда, западные сети приходят в Россию со своими стандартами и для отечественных ИТ-компаний являются только покупателями оборудования. Российские же розничные фирмы под нажимом конкурентов вынуждены думать о собственном бизнесе, а значит, тратить больше денег на ИТ. Они проявляют заметный интерес к комплексным системам автоматизации, причем в основном российской разработки.

В последнее время рынок средств и систем автоматизации складов и розничной торговли быстро растет. Очередным подтверждением этому стала седьмая международная выставка «Торговые технологии» и «СКЛАД’экспо». Эта сдвоенная выставка — единственная в стране, посвященная автоматизации предприятий розничной торговли. Ее деловой настрой, преобладание среди посетителей специалистов среднего звена, непосредственно занимающихся вопросами автоматизации, по мнению участников выставки, говорят о том, что широкое внедрение ИТ сегодня стало частью стратегии многих торговых компаний, которые от общих размышлений переходят к выбору конкретных решений.

В разделе ИТ на выставке были представлены 60 фирм, в частности: «1С», «АСТОР-ВЦ», «Импакт Софт», «ЛокИС», «СофтВест», «ТБ.СОФТ», «Фолио», BSE, Columbus IT Partner, Microsoft Business Solution и др.

На рынке систем для автоматизации торговых предпрятий сегодня четко прослеживается тенденция специализации, проявляющаяся в двух направлениях. Во-первых, большинство игроков этого рынка ориентированы на автоматизацию только торговых предприятий. Во-вторых, эти компании, в свою очередь, приходят к разделению сфер влияния: одни предпочитают работать с супермаркетами, другие — с бутиками. По мнению директора по маркетингу компании «Пилот» Андрея Хаустова, такая глубокая специализация естественна для развитого рынка: для торговли продуктами питания нужны одни системы, а для торговли обувью совсем другие.

Тенденцию к специализации отметил и директор компании «Экспосервис-Ф» (организатор этой выставки) Александр Федоров. По его наблюдениям, в этом году в экспозиции гораздо меньше ПО, связанного с общими решениями по автоматизации финансовой деятельности предприятий, зато много специализированных торговых систем. Специально к выставке премьеру модулей «ТБ.Торговля» и «ТБ.Склад» подгадала компания «ТБ.Софт».

Центральное место на выставке занимали экспозиции системных интеграторов, предоставляющих клиенту полный спектр услуг по разработке и созданию торговых и торгово-складских комплексов — «Пилот», «Сервис Плюс», Fit, Borlas Retail. Немалый интерес представляли и отечественные разработки в области ПО, касающиеся работы склада. Здесь стоит отметить, в частности, продукты компаний «Акант» и BSE.

Что касается аппаратных средств автоматизации, то стало очевидно, что системы с POS-терминалами одержали полную победу над идеей систем касса—компьютер, которую некоторое время назад активно продвигала, например, компания ASI (ныне — группа «Аквариус»). Специалисты ASI утверждали, что система на базе ПК с подключенными кассовыми аппаратами (от 1 до 8) значительно дешевле и не проигрывает в функциональных возможностях решению на основе POS-терминалов. Однако уже в то время существовала мощная оппозиция этой концепции. Многие фирмы, в том числе «Галактика» и «Парус», предпочитали работать с POS-терминалами, а компания «ЛокИС» была принципиально против стыковки кассы с компьютером.

Сегодня POS-терминалы постепенно занимают доминирующее место на рынке оборудования для торговых предприятий. Правда, из-за недостатка средств их распространение в регионах несколько замедляется, и там довольно устойчивые позиции сохраняют отечественные поставщики кассовых аппаратов. В частности, компания «ПРО-САМ», выпускающая около 1,5 тыс. кассовых аппаратов в месяц, распространяет их преимущественно в регионах. Но, по утверждению представителей компании, в некоторых регионах — Поволжье, на Урале и Дальнем Востоке POS-терминалы их уже заметно теснят. На заводе компании «Аквариус» в Шуе выпуск контрольно-кассовых машин полностью прекращен.

Специалисты компаний, более 10 лет работающих на рынке автоматизации торговых предприятий, говорят о возросшем профессионализме его участников. Так, Андрей Хаустов отмечает «постепенное устранение с рынка «доморощенных» решений». Многие пользователи стали предъявлять такие требования к системам автоматизации, как специализация, модульность, многофункциональность.

По мнению Хаустова, в сфере автоматизации торговли существует устойчивый спрос на российские разработки, созданные на платформе Oracle. Хотя они и заметно уступают западным решениям, обладая, в частности, меньшей гибкостью и менее выигрышной архитектурой. Дело осложняется тем, что российские разработчики не имеют достаточного опыта, а значит, и квалифицированных кадров. По словам Хаустова, рынок испытывает недостаток специалистов по распространенным западным торговым системам, что затрудняет разработку систем собственных.

Западные ИС для российских фирм слишком дороги. Торговые предприятия не готовы также вкладывать значительные средства в обучение своего персонала, а это необходимо, если такие ИС все-таки внедряются.

Компания «Пилот» создала собственную систему автоматизации торговых предприятий «Посейдон» и ПО для POS-терминалов «Профи-Т». Тем не менее, работая с западными предприятиями торговли, которые все чаще появляются в наших городах, «Пилот» выступает в основном как поставщик техники, и его специалисты полагают, что эта тенденция — весьма перспективна. Супер- и гипермаркеты мирового класса постепенно продвигаются в далекие от центра города. Поставка оборудования, по мнению сотрудников «Пилота», требует значительных инвестиций в сервис, поскольку вдали от столиц часто не хватает специалистов, обслуживающих торговые системы, плохо обучен и персонал самих торговых предприятий. У «Пилота» — 40 активно работающих дилеров и около 100 сервисных центров в различных регионах страны. На выставке, по словам Хаустова, заключены соглашения о создании новых сервисных центров.

Еще не так давно задача автоматизации складов по важности — в глазах клиентов — уступала задачам автоматизации торговых залов и бухгалтерии. Сегодня, по мнению участников выставки, на российском рынке сформировался устойчивый интерес и к складским системам. В то же время значительно усложнились задачи, которые приходится решать разработчикам. Так, компания «Акант» представила складскую систему, где пользователь может сам описать свой бизнес-процесс практически без программирования. Компания BSE осуществила в минувшем году внедрение своей складской системы в компании «Вимм-Билль-Данн» с непрерывным циклом производства, где «товар непрерывно льется».

Появился и интерес к мобильным решениям. Это, например, системы для торговли с машины, где установлен специальный POS-терминал, или с тележки, скажем на распродажах. Здесь используются мобильные компьютеры, принтеры и сканеры, а также радиосвязь. Мобильные устройства (в частности, компьютеры) начинают использовать на больших складах, скажем при инвентаризации.

Говорили участники выставки и о проблемах. Так, немало беспокойства компаниям, работающим на рынке средств автоматизации розничной торговли, прежде всего отечественных производителей ККМ, доставляет предполагаемое обязательное введение электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) — программно-аппаратного модуля, разработанного ФАПСИ и обеспечивающего контроль работы ККМ путем защищенной от коррекции регистрации в нем информации обо всех оформленных платежных документах и отчетах, формирования криптографических проверочных кодов для документов и долговременного хранения зарегистрированной информации.

Установка такого устройства на каждую кассу обойдется примерно в 100 долл. Такую идею предложили наши налоговые ведомства, обсуждение длилось года два, и вот летом это решение должно быть повсеместно введено.