Компания «Нексус» работает на ИТ-рынке уже более 10 лет, специлизируется на сборке и дистрибуции ноутбуков и ЖК-мониторов и поставке техники Oki. Менеджеры «Нексуса» остаются верны исторически сложившимся направлениям бизнеса, объясняя это тем, что продвигают ту продукцию, на которую компания может предложить наилучшие условия партнерам: «Мы не стремимся продавать все, на чем можно заработать».
Сегодня значительную долю бизнеса компании занимает именно дистрибуция ноутбуков. В прошлом году рост оборота по этому направлению составил 70%. Помимо моделей собственной сборки под маркой BLISS «Нексус» активно продвигает ноутбуки ASUS.
Как отмечает генеральный директор компании Юрий Сидоренко, «Нексус» стала первой российской фирмой, занявшейся (еще в 1998 г.) поставками мобильных компьютеров ASUS. Их гарантийное и послегарантийное обслуживание производится на базе дочерней компании «Топаз-2М». К настоящему времени ASUSTeK стал основным партнером «Нексуса», поэтому при формировании модельного ряда ноутбуков BLISS особое внимание уделяется тому, чтобы он не пересекался с линейкой ASUS, а дополнял ее.
Ноутбуками «Нексус» стала заниматься еще в 1993 г., сразу же после выхода компании на рынок (хотя в то время этот вид деятельности был далеко не основным). Компания собирала ноутбуки и продавала их под марками тайваньских производителей платформ — CLEVO, FIC (Leo Design), MiTAC. То, что тогда они продвигались не под собственной торговой маркой, руководство «Нексуса» считает своей серьезной ошибкой. Вместе с тем накопленный опыт и наработанные за это время контакты с ведущими производителями позволили в 1999 г. приступить к сборке собственных ноутбуков BLISS. «По срокам появления российской торговой марки мобильных компьютеров мы были следующими после RoverBook, а по факту существования сборки — возможно, и первыми», — считает Юрий Сидоренко.
На сегодня модельный ряд BLISS включает 9 моделей. По мнению Юрия Сидоренко, качество сборки ноутбуков у различных российских компаний находится примерно на одном уровне: «Раньше было очень важно правильно выбрать поставщика платформ. Дело в том, что существовало множество тайваньских производителей и у многих из них качество продукции оставляло желать лучшего. Сейчас их число сократилось, качество выросло. Тем не менее мы тщательно проводим предпродажное тестирование».
За два года до начала производства ноутбуков была освоена сборка ЖК-мониторов BLISS. Это направление развивается и сегодня — «Нексус» предлагает под собственной торговой маркой 8 моделей с диагональю экрана от 12 до 23 дюймов. Правда, компании не удалось занять заметную долю рынка в этом сегменте. Как считает Юрий Сидоренко, это произошло потому, что в первую очередь внимание уделялось качеству, а не цене. Так, проведя несколько попыток тестирования различных образцов, «Нексус» принципиально отказалась от использования в мониторах BLISS корейских матриц, выбрав в качестве поставщиков японскую фирму и совместное японско-тайваньское предприятие. По словам менеджеров компании, в модельном ряде ЖК-мониторов BLISS есть и уникальное для российских производителей предложение — 12-дюймовые дисплеи, предназначенные для использования в торговых терминалах и промышленном оборудовании.
Число продуктовых линеек, выпускаемых под торговой маркой BLISS, увеличивается. В планах на ближайшее будущее — освоение сборки ЖК-телевизоров BLISS.
В последние годы в бизнесе «Нексуса» устойчиво снижался удельный вес поставок оборудования Oki, хотя это направление было основным в первые годы после выхода компании на рынок. Вначале работа велась через торговую японскую фирму, затем было открыто европейское представительство Oki, с которым «Нексус» подписала соглашение о партнерстве, став первым российским дистрибьютором продукции Oki. Бизнес был построен практически «с нуля», без серьезных финансовых вложений — японская фирма предоставила весьма выгодные кредитные условия. Продажи шли достаточно успешно, но вскоре открылось московское представительство Oki, появились новые дистрибьюторы. Маржа на продукцию Oki значительно упала, и основное внимание «Нексус» стала уделять сборке и продвижению ЖК-мониторов и ноутбуков. «Тем не менее вплоть до 2001 г. мы оставались самым крупным дистрибьютором Oki. Конечно, жаль, что на этом направлении компания уступила свои позиции, но мы постараемся наверстать упущенное», — говорит Юрий Сидоренко.
«Нексус» занимается также адаптацией техники Oki для конкретных задач. Так, матричный принтер Oki Microline 390FB, отличительная способность которого — печать на нестандартных носителях, специалисты компании адаптировали для использования в автоматизированных системах печати авиабилетов.
По данным компании, в ее дилерскую сеть входят более 300 фирм, а в прошлом году число партнеров увеличилось почти на треть. Доля «лучшего дилера» составляет около 4% от общего оборота дистрибьютора. В каждом регионе компания старается найти одного ключевого партнера, который пользуется определенными преимуществами. И если кто-то из этого же региона обратится к дистрибьютору напрямую, то не сможет получить таких же условий — скорее всего, этой фирме посоветуют обратиться к «ключевому партнеру». А с питерской компанией «СТР Компьютерс» дистрибьютор работает практически как со своим филиалом. «Мы заинтересованы в тех партнерах, которые ищут не сиюминутной выгоды, а нацелены на долгосрочное сотрудничество», — говорит Юрий Сидоренко.
По его мнению, чувство уверенности в завтрашнем дне — одно из главных достижений компании: «Главное для нас — это стабильность. У нас никогда не задерживалась зарплата, практически не было конфликтов с покупателями. В компании сложилась хорошая дружеская атмосфера».