Продукция Logitech (прежде всего, естественно, компьютерные «мыши») хорошо известна на нашем рынке. Но свою первую пресс-конференцию в России компания провела лишь совсем недавно, в конце апреля. Для участия в ней прибыла целая команда сотрудников швейцарского офиса Logitech во главе с генеральным менеджером по странам Восточной Европы Катариной Тарман. Речь шла о результатах, достигнутых компанией в 2004-м финансовом году (он завершился 31 марта), и о новых продуктах, впервые представленных на выставке CeBIT’2004.

По словам Катарины Тарман, завершившийся финансовый год можно назвать выдающимся. Оборот Logitech достиг рекордного уровня 1,268 млрд. долл., что на 15% больше, чем в 2003 ф.г. Но более важным, по ее мнению, является тот факт, что бизнес компании стал более прибыльным, чем когда бы то ни было, — чистая прибыль составила 132 млн. долл., увеличившись на 34% по сравнению с 2003 ф.г. (99 млн. долл.).

Объем продаж по ОЕМ-каналам вырос на 32%, объем розничных продаж — на 12%. В общей сложности было продано 115 млн. единиц продукции, из них 47 млн. — с логотипом Logitech. Наиболее быстрыми темпами росли продажи Web-камер, акустических колонок и игровых манипуляторов. В течение 2004 ф.г. Logitech вывела на рынок более ста новых продуктов. В числе других знаменательных событий этого периода руководство компании отмечает и выпуск своей 500-миллионной «мыши».

Компания не сообщает финансовые показатели своей работы в отдельных странах. Менеджер по продажам Logitech в России Евгений Марьин смог лишь сообщить, что оборот компании на нашем рынке ежегодно удваивается уже три года подряд. Значимым событием, по его мнению, можно считать тот факт, что в течение 2004 ф.г. впервые за все время работы компании в России продажи ее продуктов в рознице превысили продажи ОЕМ-изделий. Logitech постепенно избавляется от имиджа «мышиной» компании — если в 2002 ф.г. на одну проданную клавиатуру приходилось 7 «мышей», то теперь это соотношение составляет 1:3, приблизившись к среднеевропейскому уровню. Одной из особенностей российского рынка являются большие объемы продаж игровых манипуляторов (их доля в общем обороте продаваемых товаров в два раза превышает среднеевропейские показатели).

«Мы не сомневаемся, что в ближайшие два-три года Россия по объемам продаж и структуре потребления компьютерной периферии вплотную приблизится к наиболее развитым европейским странам», — говорит Евгений Марьин. По его словам, руководство компании заинтересовано в активизации работы на быстрорастущем российском рынке. Об этом, в частности, свидетельствуют такие факты, как разработка и запуск европейским отделением Logitech русскоязычной версии сайта компании, а также решение об обязательной русификации всех новых клавиатур, поставляемых в нашу страну (в том числе и по ОЕМ-контрактам). В течение ближайших недель планируется также локализовать все ПО, поставляемое вместе с продукцией Logitech.

О некоторых планах работы Logitech в России и перспективных направлениях бизнеса компании Катарина Тарман рассказала специально для читателей CRN/RE.

CRN/RE: Многие производители уже давно называют российский рынок «быстрорастущим и перспективным». Насколько он важен для Logitech? До сих пор у компании нет полноценного представительства в России, хотя ее продукты здесь хорошо известны....

Катарина Тарман: Продажи продукции Logitech в России впечатляют не только динамикой роста, но и абсолютными показателями. Не называя конкретных цифр, могу сказать, что на Россию приходится около 50% оборота компании в Восточной Европе. В настоящее время российский рынок является фокусным для Logitech. Я не могу утверждать, что так было всегда, но по крайней мере в течение последних полутора лет на уровне высшего руководства компании к России проявляется все более пристальное внимание.

В течение последнего года мы провели в России ряд крупных маркетинговых акций. Ведется работа по регистрации в России юридического лица, которую планируется завершить до конца этого квартала, после чего будет открыт российский офис. Вместе с тем хочу отметить, что философия работы компании такова, что мы стараемся не раздувать штат представительств в различных странах. Так, даже в Германии, которая для Logitech является самым большим рынком в Европе, у нас работает всего 12 человек.

CRN/RE: Можете ли вы выделить какие-то специфические особенности российского рынка?

К.Т.: Я довольно часто приезжаю в Россию, постоянно общаюсь с российскими партнерами... Но не могу сказать, что полностью понимаю специфику работы на этом рынке, многое меня продолжает удивлять. С одной стороны, вне всякого сомнения, российский рынок очень чувствителен к цене. Но вместе с тем, здесь, к примеру, могут очень хорошо продаваться дорогие «навороченные» клавиатуры стоимостью порядка 400 долл. Пожалуй, больше всего на российском рынке меня поражает разнообразие подходов к приобретению компьютерного оборудования и периферии, разнообразие требований к ним, разнообразие спроса.

CRN/RE: Какие цели ставит компания в России? Изменится ли политика работы с партнерами?

К.Т.: Logitech уже занимает хорошие позиции на российском рынке, но, конечно, останавливаться на достигнутом нельзя. Пожалуй, ответ можно сформулировать примерно так: я была бы очень довольна, если бы через год независимые аналитические компании признали Logitech лидером рынка в категориях «мыши» и клавиатуры, а через пять лет — в остальных категориях предлагаемых нами продуктов.

Основная задача на ближайший период — повышение узнаваемости брэнда и степени доверия конечных пользователей к нашей продукции. Мы предлагаем немало весьма привлекательных продуктов по доступным ценам, но вместе с тем выпустили ряд уникальных инновационных разработок. Возможно, они не смогут увеличить объем продаж или прибыль, но послужат формированию узнаваемости брэнда. Эти продукты постепенно будут переходить из категории инновационных в категорию массовых, и в этом сегменте рынка известная и вызывающая доверие торговая марка производителя может иметь определяющее значение при выборе конечным покупателем того или иного товара.

Что касается партнерской политики, то мы планируем реализовать ряд маркетинговых программ, рассчитанных на поддержку партнеров второго уровня. В России работают пять дистрибьюторов нашей продукции, и мы весьма довольны ими. Их число не менялось на протяжении последних двух лет, и в ближайшее время мы не планируем заключать соглашения с другими компаниями.

CRN/RE: Заметно, что в последнее время Logitech уделяет особое внимание разработке и продвижению беспроводных устройств...

К.Т.: Первую беспроводную «мышь» Logitech вывела на рынок еще в 1991 г. и с тех пор накопила громадный опыт в разработке подобных изделий. Весной 2004 г. мы отметили продажу нашего 50-миллионного беспроводного периферийного устройства.

Действительно, мы считаем это направление бизнеса поистине «золотой жилой». Судите сами — в мире работает около 500 млн. компьютеров, и на сегодня, по нашим оценкам, всего 8% из них оборудованы беспроводными «мышами» или клавиатурами. Почти все эти ПК будут заменены в течение ближайших пяти лет. Несколько крупных производителей компьютеров уже сообщили о намерении к концу года включать в стандартные комплекты поставки беспроводные периферийные устройства.

Таким образом, емкость рынка огромна, а степень проникновения невелика — всего 8%. Разница в цене между проводными и беспроводными моделями «мышей» и клавиатур становится малозаметной для большинства пользователей, и это позволяет надеяться на успех беспроводных технологий. Для компаний, способных вывести на массовый рынок качественные и доступные по цене беспроводные продукты, открываются гигантские перспективы. Но при этом необходимо показать рынку, насколько удобны эти устройства, и приложить все усилия к тому, чтобы осознание их преимуществ прочно укрепилось в умах конечных пользователей.

Новинки Logitech

Сотрудники швейцарского офиса Logitech продемонстрировали новые продукты, впервые показанные на выставке CeBIT’2004: набор Cordless Desktop Express, состоящий из беспроводной клавиатуры и беспроводной оптической «мыши» (в Европе рекомендованная розничная цена этого набора составляет 50 евро); беспроводную оптическую мышь Cordless Pilot Optical Mouse (30 евро) и беспроводные игровые манипуляторы для платформ PlayStation2 и Xbox, дальность действия которых превышает 10 м.

Беспроводные «мыши» Cordless Click! Optical Mouse (45 евро) и Cordless Click! Plus Optical Mouse (55 евро) будут поставляться с новыми мини-приемниками, подключаемыми к порту USB. Кроме того, эти устройства будут иметь функцию Tilt Wheel Plus Zoom — используя специальное колесико, можно «прокручивать» изображение на экране в трех измерениях.

Появились новинки и в семействе оптических «мышей», использующих традиционную проводную технологию. Модель MX510 Performance Optical Mouse рассчитана на геймеров и тех, кто работает со сложными графическими приложениями. По словам разработчиков, «это самая быстрая, производительная, точная и управляемая «мышь», доступная на современном рынке». Как и все модели семейства МХ, это устройство имеет 8 программируемых клавишей. В Европе рекомендованная розничная цена МХ510 составляет 50 евро.

По мнению менеджеров Logitech, многие обладатели ноутбуков, работая в стационарных условиях, предпочитают пользоваться не встроенным манипулятором, а внешней «мышью». Для них разработана модель Notebook Optical Mouse Plus.

Еще одна новинка от Logitech — приложение для аудио- и видеосвязи через Интернет VideoCall for Broadband. По словам разработчиков, его можно использовать с любой Web-камерой, и абоненты, имеющие широкополосный доступ в Интернет, могут устанавливать друг с другом качественную видеосвязь (15—20 кадров в секунду) с синхронным звуком. Цены на его коммерческую версию будут объявлены летом.