Суровые годы уходят в борьбе за свободу страны,
За ними другие приходят, они будут также трудны...
Ю. Ким (песня из к/ф «Собачье сердце»)

В середине прошлого года темпы роста российской экономики резко снизились. Во многом это связано с летним банковским кризисом. Его последствия, которые не казались тогда такими уж страшными, до сих пор оказывают негативное влияние на экономику.

В основном негативное влияние этого кризиса проявилось в том, что банки ужесточили кредитную политику, рост процентных ставок привел к снижению капиталовложений в развитие бизнеса. Отсутствие возможности перекредитоваться для пополнения оборотных средств поставило многие предприятия в сложное положение. Кроме того, кризис привел к оттоку депозитов из банковской системы, деньги вышли на потребительский рынок и подтолкнули рост инфляции.

Вторым и, пожалуй, не менее важным фактором снижения деловой активности стала ситуация «неопределенности» во взаимоотношениях между бизнесом и государством. В условиях, когда инвестиционный климат во многом определяется Генпрокуратурой и налоговыми органами, капиталовложения в развитие ИТ-структуры являются далеко не приоритетной задачей. Поэтому, по оценке многих игроков ИТ-рынка, число крупных корпоративных проектов существенно сократилось.

Кроме того, в прошлом году ИТ-бизнес в полной мере ощутил последствия «административной реформы», которая привела к многомесячной неразберихе во властных структурах. Госзакупки были фактически приостановлены, а финансирование подписанных контрактов — заморожено. По некоторым оценкам, потери ИТ-компаний от «административной реформы» составили примерно 1 млрд. руб. Хотелось бы надеяться, что в этом году подобная ситуация не повторится. Если, естественно, не произойдет никаких «великих потрясений». Более того, высокие чиновники обещают, что на стыке ФЦП «Электронная Россия» и «административной реформы» должен наблюдаться некий «синергетический эффект»...

Курс рубля по отношению к доллару в прошлом году значительно вырос. В этом году политическая задача удержания инфляции заставит Центробанк, по всей видимости, пойти на экстраординарные меры по существенному укреплению рубля. По мнению экспертов, цена доллара к концу года может опуститься до 26 рублей. Вместе с тем слишком дорогой рубль не только справится с инфляцией, но и, увы, остановит рост в большинстве отраслей, ориентированных на внутреннее потребление.

В начале 2004 г. вступил в действие новый Таможенный кодекс. Однако он не решил старых проблем: ситуацией на таможне по-прежнему недовольны ни власть, ни бизнес. Вместе с тем «правила игры» вскоре могут существенно измениться — до конца года Россия намерена завершить переговоры о вступлении в ВТО, члены которой настаивают на серьезном пересмотре российского таможенного законодательства. Среди основных претензий — вопросы, связанные с определением таможенной стоимости товаров и назначением пунктов таможенного оформления.

Товары, отнесенные к «группе риска», в настоящее время разрешено декларировать лишь на ограниченном числе складов временного хранения (СВХ). К примеру, бытовую и компьютерную технику можно растаможить лишь на восьми СВХ. Но уже в ближайшем будущем (не исключено, что этим летом) ограничения на места таможенного оформления техники планируется отменить. Многие игроки опасаются, что этим смогут воспользоваться недобросовестные импортеры, а значит, заметно увеличится доля «серого» импорта.

Праздники и митинги

Год Петуха начался с рекордных по длительности новогодних праздников. Немало коммерческих фирм и раньше устраивали «каникулы» для своих сотрудников. Январь всегда считался самым «непроизводительным» месяцем. Но в этот раз была парализована и банковская система. Сложно подсчитать, во что обошлись эти праздники бизнесу, но, к примеру, только потери бюджета, вызванные продлением выходных, Минфин оценил примерно в 8 млрд. руб. По оценке экспертов, темпы роста экономики в январе 2005 г. замедлились до 3,7% по сравнению с январем 2004 г. Это минимальный показатель за последние шесть лет.

Интересно, что, по данным аналитического центра Юрия Левады, 60% россиян, опрошенных в середине января, отрицательно отнеслись к продлению новогодних праздников (в конце прошлого года доля недовольных составляла 43%).

Длительные выходные — не единственное отличие начала нынешнего года от прошлых лет. Впервые в истории России власти столкнулись с масштабными протестами пенсионеров, выступающих против реформы системы льгот. И меры, вынужденно предпринимаемые правительством для снятия напряженности, окажут гораздо более серьезное влияние на экономику, чем потери от новогодних каникул.

Монетизация льгот обойдется бюджету гораздо дороже, чем предполагалось изначально. Не стоит также забывать о поручениях президента повысить денежное довольствие военнослужащим, стипендии — студентам и т. д.

Экономисты считают, что эти факторы еще не успели подстегнуть инфляцию. Тем не менее, по данным Росстата, уже в январе она составила 2,6% (в январе 2004 г. — 1,8%). По мнению главы Минфина Алексея Кудрина, этот всплеск носит «сезонный характер» и обусловлен в основном единовременным повышением тарифов на транспорт и ЖКХ. «Однако годовой показатель инфляции в 8,5% все же достижим», — считает министр.

В то, что инфляцию удастся удержать на запланированном уровне, верят немногие экономисты, даже во властных структурах. «Вероятность этого крайне мала», — убежден советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов. А Андрей Белоусов, руководитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочных прогнозов и советник премьера Михаила Фрадкова, считает, что в нынешних условиях прогнозировать показатели инфляции просто невозможно: «Неизвестно, когда мы достигнем дна с финансированием монетизации. Поэтому сложно сказать, какой будет инфляция в этом году — то ли 9%, то ли 15%».

Между тем есть еще один фактор, который может существенно сказаться на росте инфляции. По данным Центробанка, в прошлом году количество наличных денег в России выросло на 36,3%, причем половина из них была напечатана в последние месяцы года. Интервал между «вбросом» денег и последующим ростом цен составляет обычно от трех до шести месяцев.

В прошлом году удержать инфляцию в рамках запланированных 10% не удалось — согласно официальным данным Росстата, она достигла 11,7%. Некоторые эксперты считают, что эти цифры занижены, а уровень инфляции в 2004 г. составил 12—15%.

Не ВВП единым, но ВВП удвоенным

Объем ВВП, по данным Росстата, вырос в прошлом году на 7,1% (в 2003 г. — на 7,3%). Ранее глава Минэкономразвития Герман Греф и вице-премьер Александр Жуков предварительно оценивали его рост в 6,7—6,8%. Более того, за три дня до опубликования официальных цифр глава Росстата Владимир Соколин оценил прирост ВВП в 6,5—6,7%. Тем не менее теперь последние официальные и более «подходящие» данные практически совпадают с ежегодными темпами роста, необходимыми для решения поставленной президентом задачи по удвоению ВВП.

Неудивительно, что эти показатели вызвали недоверие у многих российских и иностранных аналиков.
По оценке независимых экспертов, объем ВВП в прошлом году вырос на 6,7%. В 2005 г. они ожидают замедления темпов роста до 5,6%, что почти совпадает с прогнозами правительства (5,8%).

Директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач ожидает, что цены на нефть на мировом рынке немного снизятся по сравнению с прошлым годом, но даже при высоких ценах «нефть не будет двигателем роста».

Негативные тенденции при позитивных рейтингах

В целом в 2004 г., по данным Росстата, в российскую экономику было инвестировано на 10,9% больше средств, чем год назад. Темпы роста капиталовложений выглядят вроде бы неплохо, хотя в 2003 г. они росли еще быстрее — 12,5%. Но аналитики считают, что отличительной чертой прошлого года стало заметное «снижение желания вкладывать деньги в развитие» — при наблюдавшемся росте совокупного объема прибыли, заработанного предприятиями всех отраслей экономики, логично было бы ожидать существенно большего прироста капиталовложений.

Так, по оценке Центра развития, за первые три квартала 2004 г. прибыль выросла на 60%, а инвестиции всего на 17% (в номинальном выражении), тогда как за тот же период 2003 г. номинальный объем инвестиций увеличился на 28% при росте прибыли на 34%. Если раньше компании активно привлекали кредиты для инвестирования (в 2003 г. капиталовложения превысили полученную прибыль на 17%), то в прошлом году, напротив, они стали «экономить» на инвестициях — полученная прибыль превышает объем инвестиций на 15%.

Для фондового рынка, по мнению многих экспертов, минувший год был просто потерян. В 2004 г. индекс РТС повысился всего на 8,3%, тогда как годом ранее — на 58%. При этом наилучшие результаты показали компании, большая часть акций которых принадлежит государству: «Газпром», Сбербанк, «Транснефть». Рыночная капитализация большинства остальных компаний в нынешней ситуации соответствует стоимости бизнеса с учетом существующих рисков, и здесь «страх побеждает жадность».

Потенциальные инвесторы рисковать не хотят. По официальным данным Центробанка, чистый отток частного капитала из России по итогам года составил 7,8 млрд. долл., увеличившись в 4,1 раза по сравнению с 2003 г. Таким образом, прервана наблюдавшаяся в течение нескольких последних лет тенденция сокращения оттока капитала.

«Ложкой меда» на этом фоне выглядит повышение в конце января долгосрочного рейтинга России до инвестиционного уровня третьим международным рейтинговым агентством — Standard & Poor’s (S&P). Ранее такой же рейтинг нашей стране был присвоен агентствами Moody’s (в октябре 2003 г.) и Fitch (в ноябре 2004 г.). Это было ожидаемое событие, и российский фондовый рынок на него практически не отреагировал.
Вместе с тем повышение рейтинга государства отнюдь не означает автоматического роста инвестиционной привлекательности акций компаний, которые работают на его территории. Тем более в ситуации, когда бизнес и государство относятся друг к другу, мягко говоря, с недоверием.

В опубликованном в январе ежегодном рейтинге «экономической свободы», составляемом фондом Heritage foundation и Wall Street Journal, Россия оказалась на 124-м месте среди 161 страны. Нашими «соседями» стали Камерун, Индонезия и Руанда. При составлении рейтинга принимаются во внимание уровень налогов, государственное вмешательство в экономику, инвестиции, отток капитала, соотношение доходов населения и цен, соблюдение прав собственности, уровень теневой экономики. По этим показателям за прошедший год Россия опустилась со 114-е на 124-е место. Слабым утешением может служить лишь то, что США «вылетели» из первой десятки. Тройка лидеров — Гонконг, Сингапур и Люксембург.

Доплати налоги и спи спокойно

Резкое «похолодание» инвестиционного климата, по мнению замминистра экономического развития Андрея Шаронова, связано с «неопределенностью действий власти» в сфере административно-налогового управления: «Государство должно собирать налоги, но по понятным и неизменным правилам. Их неопределенность порождает страх, и мы уже получили отрицательный результат от таких действий».

В прошлом году власти предприняли ряд шагов по ужесточению налогового администрирования. Но самой неприятной неожиданностью для бизнес-сообщества стали налоговые проверки и претензии за прошлые годы. Не секрет, что схемы «оптимизации налогов», казавшиеся пару лет назад вполне законными, использовали в то время многие компании.

По оценке экспертов, только за первые девять месяцев 2004 г. было доначислено 470 млрд. руб. налоговых платежей (за этот же период 2003 г. — 150 млрд.). Налоговые консультанты утверждают, что региональные управления налоговых служб получили «планы» по доначислению налогов в ходе проверок. Только за первое полугодие прошлого года в Костромской области было доначислено в 6,5 раза больше налогов, чем за этот же период 2003 г., в Тульской области этот показатель вырос в 6 раз.

Что касается дела ЮКОСа, то действия фискальных органов в прошлом году вызвали у представителей крупного бизнеса опасение, что все это связано с переделом собственности.

Правила игры государства с бизнесом изменились, но они еще неизвестны бизнес-сообществу. Естественно, в атмосфере неопределенности невозможно проводить долгосрочную инвестиционную стратегию.

На этот год намечена приватизация «Связьинвеста», и, по словам Германа Грефа, указ президента о продаже 75% акций холдинга уже согласован со всеми заинтересованными ведомствами. Как считают эксперты, действия государства (в частности, налоговые претензии «ВымпелКому», «Дальсвязи») в данном случае выглядят как попытка сознательного занижения стоимости активов «Связьинвеста», и делается это либо с целью продажи холдинга «подходящему» инвестору, либо для отсрочки приватизации.

Свое негативное отношение к подобным действиям налоговиков не раз высказывали российские чиновники «экономического блока». «Правительству нужно определить, что важнее — экономический рост, привлечение инвестиций или сбор налогов за четыре года», — заявил руководитель Экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. А Герман Греф напомнил о мировой практике: «Компания может затребовать аудит своей налоговой отчетности. После его проведения подводится черта, и новые налоговые претензии становятся невозможными».

Такие разные поправки...

Похоже, что и на высшем уровне власти озаботилась проблемой взаимоотношений с бизнесом. Президент, в целом позитивно оценив деятельность налоговой службы, одобрил предложения вице-премьера Александра Жукова и министра финансов Алексея Кудрина по либерализации налогового законодательства.

В частности, предлагается четко определить перечень документов, которые требуются для проведения налоговой проверки, ограничить сроки выездных проверок, отменить практику повторных проверок, якобы «контролирующих качество работы нижестоящего налогового органа» (это нередко приводит к налоговым доначислениям, но инспекторы, не усмотревшие нарушений при первой проверке, не несут никакой ответственности).

Повторные проверки, по мнению вице-премьера, следует проводить лишь при наличии «особых оснований». При этом доначислять налоги можно будет только по результатам установленных судом фактов административных или уголовных правонарушений.

Газета «Ведомости» так комментирует эти предложения: «Если бы подобные правила действовали раньше, многомиллиардные претензии налоговиков к ЮКОСу, выставленные как раз в ходе повторной проверки, возникли бы только в том случае, если бы суд признал, что все последние годы компания подкупала налоговых инспекторов, и посадил бы, например, виновных в тюрьму».

Ожидается, что принципиально одобренные президентом поправки «Жукова — Кудрина» будут рассмотрены правительством в марте и еще весной внесены в Госдуму. Между тем стало известно, что «в работе» находятся и другие поправки в Налоговый кодекс. По мнению газеты «Коммерсантъ», если они будут приняты, то проверяющие органы смогут «парализовать или даже обанкротить практически любое предприятие».

Согласно этим поправкам, налоговые органы получат право взыскивать налоговые штрафы «в бесспорном порядке», то есть без решения суда. Проштрафившаяся (точнее — оштрафованная) компания может обратиться в суд, но обжаловать при этом ей предстоит не решение налогового органа, а сам факт взыскания денег. В ходе судебного разбирательства, согласно Арбитражному процессуальному кодексу, сторона, подающая иск, должна представить доказательства своей правоты. Налогоплательщику самому придется доказывать, что он не нарушал закон.

Нынешний Налоговый кодекс предусматривает взыскание «в бесспорном порядке» только налоговых долгов и пеней. Это, как считают юристы, справедливо — недоплаченные долги являются имуществом государства. Назначение же штрафа, по их мнению, означает признание юридического лица виновным, а это уже прерогатива суда, а не налоговых органов. Более того, авторы поправок предлагают распространить подобный порядок взыскания штрафов и на физических лиц. Таким образом, не исключено, что и простым гражданам тоже вскоре придется самим обращаться в суды и доказывать, что они ничего не должны государству...

ВВП, ЕСН, НДС, СМБ и послание...

Задачу «удвоить ВВП несмотря ни на что», пока никто не снимал. Поэтому правительство продолжает искать стимулы для роста экономики.

Снижение с 1 января 2005 г. базовой ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6 до 26%, по оценке замминистра финансов Сергея Шаталова, означает реальное уменьшение налоговой нагрузки на 170—180 млрд. руб. Правительство надеется, что это увеличит инвестиционные ресурсы предприятий и станет стимулом не только для выхода «из тени», но и для развития бизнеса. В первую очередь снижение ЕСН выгодно предприятиям «трудоемких» отраслей.

Кроме того, в правительстве продолжает обсуждаться вопрос снижения ставки НДС. Минфин предлагает с начала следующего года снизить ее с 18 до 16%. Однако появилось и более радикальное предложение — до 13%.

Автором этой идеи считается замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин. По его оценке, эта мера позволит ускорить рост ВВП на 1,5—2% в год за счет стимулирования деловой активности.

Даже в «либеральном» Минэкономразвития считают это предложение слишком радикальным. Тем не менее Михаил Фрадков, как сообщает «Независимая газета», дал поручение представить по этому вопросу конкретные обоснования и расчеты.

Стоит заметить, что снижение в начале прошлого года ставки НДС с 20 до 18% не дало желаемого результата. Тем более что ощутимый для экономики эффект от снижения налога может наблюдаться лишь в случае заметного улучшения общего инвестиционного климата.

Не стоит забывать и о том, что НДС платят в основном потребители. Снижая его ставку, правительство стимулирует не столько инвестиционную активность предприятий, сколько конечное потребление. Хотя, конечно, повышение спроса должно подтолкнуть производителей к развитию производства.

В настоящее время крупный бизнес дает порядка 60—65% ВВП, а на долю сектора СМБ остается около 30%. Это существенная диспропорция по сравнению с другими странами. Для развития СМБ Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает, в частности, расширить действие режима упрощенного налогообложения на компании с числом сотрудников до 1000 человек и годовым доходом до 600 млн. руб. (сегодня — не более 100 сотрудников и 15 млн. руб.).

По словам Германа Грефа, проект среднесрочной программы социально-экономического развития РФ на 2005—2008 гг. предусматривает ряд мер по поддержке СМБ. Однако обсуждение доработанного проекта этой программы правительством отложено. Как сообщает «Коммерсантъ», в Белом доме ждут ежегодного послания президента Федеральному собранию...