Наверное, кому-то сравнение ИТ-рынка с живой природой может показаться очень смелым, и все же если присмотреться повнимательнее, то некоторое сходство заметить можно. На ИТ-рынке, как и в природе, соседствуют «особи» (компании) разных «видов» (специализаций), каждая из которых занимает определенное место в «пищевой цепочке» (на пути денег от потребителя к вендору). Представители одного и того же вида «воюют» (конкурируют) между собой за ареал обитания (бизнес в том или ином регионе) и за «пищевые ресурсы» (деньги клиентов). Их развитие довольно сильно зависит от «климата» (общего состояния экономики страны). В самые неблагоприятные периоды (снижение количества тендеров, покупательной способности населения и т. д.) более слабые представители вида «умирают» (компании закрываются или перепрофилируются). Список подобных аналогий можно продолжить...

Поэтому неудивительно, что и авторам нижеследующих статей о состоянии дел в одном из сегментов рынка пришли на ум аналогии с живой природой. В этих двух статьях под общим заголовком «Уроки биологии» речь пойдет о «жизнедеятельности» субдистрибьюторов и консигнационных складов.

Готовя «Уроки», мы старались собрать мнения разных игроков рынка — дистрибьюторов, их партнеров в регионах и тех, кто наблюдает за ситуацией со стороны. В результате список участников оказался довольно внушительным, включающим ИТ-компании Сибири, Дальнего Востока, Урала, Северо-Запада и Юга России.

К сожалению, большая часть разговоров велась, что называется, «не для печати», многие собеседники просили при публикации не называть их имен.

Объяснить это несложно. Компании, занимающиеся субдистрибуцией или поддержанием консигнационного склада дистрибьютора, далеко не всегда готовы подробно говорить об этом бизнесе. Зачастую они опасаются, что раскрытие подобной информации может негативно сказаться на их дальнейшей работе, например из-за возможного охлаждения отношений с дистрибьюторами и партнерами. Дистрибьюторы, со своей стороны, тоже не очень склонны рассказывать, на каких именно условиях они передают «блага» своим партнерам, мотивируя это либо уникальностью взаимодействия (хотя, как правило, ничего особенного в их отношениях нет), либо опасениями подать коллегам по бизнесу пример работы с «элитными» партнерами и тем самым помочь своим конкурентам.

Но есть, к сожалению, и другая причина, вынуждающая компании «не распространяться» на эту тему: случается, что реальная работа, например, консигнационных складов не соответствует официальным декларациям дистрибьюторов.

Авторы выражают свою признательность всем, кто ответил на наши вопросы, а особенно тем, кто при этом согласился назвать свое имя.