Как и ранее, в рамках исследования «Чемпионы российского ИТ-канала» реселлеры оценивают удовлетворенность работой вендоров по конкретным категориям продуктов*.

За время проведения исследований методика рейтинга изменялась (вводились новые и исключались «устаревшие» продуктовые категории, корректировался первоначальный список вендоров), однако основные приемы изучения мнений участников канала остались прежними и были взяты за основу проекта и в этом году.

По сравнению с рейтингом 2010 г. не изменились и критерии оценки деятельности поставщиков: «качество продукции», «соотношение цена/качество», «активность в продвижении продукции», «прибыльность продукции», «маркетинговая поддержка партнеров», «техническая поддержка партнеров», «сервисное обслуживание заказчиков» и «обучение и сертификация партнеров».

Претенденты

В этом году респондентам было предложено выбрать победителя в 13 продуктовых номинациях: серверы на платформе x86; СХД; настольные ПК; ноутбуки; устройства печати (принтеры и МФУ); мониторы; сетевое обору­дование; ИБП; проекторы; антивирусное ПО; системы NAS для дома и офиса; системные платы; смартфоны и коммуни­каторы (новая категория). В первоначальный список вендоров вошло 130 компаний (два года назад — 108). Производители, которые представлены на российском рынке в нескольких продуктовых категориях, вклю­чались в списки претендентов во всех номинациях, к которым они имеют отношение.

При составлении предварительного списка вендоров по каждой номинации мы в первую очередь ориентировались на позиции производителя, занимаемые им в соответствующем сегменте российского ИТ-рынка. При заполнении анкеты респонденты могли добавить к предложенному списку своего кандидата (несколь­ко), указав его в поле «другие». Если «добавленная» компания набирала необходимое для преодоления порога канальности (о том, что это такое, будет сказано отдельно) число голосов, то ее результаты учитывались при подведении итогов наравне с кандидатами, включенными в первоначальный список в данной номинации.

Респонденты

Опрос проводился в период с июня по октябрь 2012 г. В нем приняли участие представители 311 реселлерских компаний. Анке­ты для голосования рассылались по электронной почте. Во избежание дублирования и, как следствие этого, искажения данных учитывались только «именные» анкеты (с указанием названия компании). Респондентами опроса стали топ-менеджеры, менеджеры по закупкам, продажам, сотрудники отделов развития бизнеса, а также менеджеры по маркетингу компаний, относящихся к партнерам второго уровня (см. рис. 1).

Список для рассылки анкет формировался на основе базы адресов подписчиков CRN/RE. В рейтинге приняли участие представители 34 городов. Географическое распределение участников проекта представлено на рис. 2.

В опросе участвовали представители компаний с различной специализацией. Стоит отметить, что у большинства компаний бизнес в значительной мере диверсифицирован. В той или иной степени корпоративными поставками и системной интеграцией занимаются соответственно 77 и 66% компаний, принявших участие в опросе. Розничные продажи присутствуют в бизнесе 36% наших респондентов. 26% ответивших «подрабатывают» на субдистрибьюторском рынке, а 13% респондентов отметили, что их компания занимается не только вышеперечисленными, но и «другими» видами бизнеса. К ним отно­сятся: собственное произ­водство, продажи собственных решений и инфраструктурных продуктов, обучение, консалтинг, аутсорсинг (в том числе ИТ-аутсорсинг), услуги (в том числе управляемые, услуги по ремонту и поддержке), внедрение ПО, техническое и сервисное обслуживание клиентов.

Оценки вендоров и вес критерия

Реселлерам предлагалось оценить работу вендоров по каждому из перечисленных выше критериев (одинаковых для всех номинаций) по 10-балльной шкале (1 — плохо, 10 — хорошо). Если реселлер не указывал оценку по тому или иному критерию, то она принималась равной средней арифметической оценке данного вендора по данному критерию. Для получения итоговых результатов — а именно на их основе определялись победители — использовался удельный вес критериев. Для его определения мы просили респондентов оценить важность каждого критерия в каждой продуктовой номинации по шкале от 0,1 до 1 (где 0,1 — неважно, 1 — очень важно). В случае, если респондент не указывал вес критерия, он принимался равным среднему весу данного критерия в рамках номинации.

После этого средние оценки, полученные вендором по каждому критерию в каждой номинации, умножались на средний вес того или иного критерия в данной номинации. Значение полученных таким образом «приведенных» оценок округлялось до 0,001.

Общая оценка работы вендора в рамках номинации равняется сумме «приведенных» оценок, набранных им по восьми критериям. Победители в каждой номинации определялись простым сравнением результатов, «чемпионом» становился поставщик, получивший самую высокую общую оценку.

Чтобы сделать результаты более точными, было введено еще одно ограничение: голоса, поданные за того или иного вендора, учитывались только при условии, что производитель перешел «порог канальности», т. е. число анкет с оценками, выставленными данному производителю, составляло не менее 30% анкет всех ответивших в рамках данной номинации.

Респонденты могли заполнять опросные листы не по всем номинациям или оценивать работу не всех вендоров в рамках одной номинации (структуру ответов по продуктовым категориям см. на рис. 3).

Итоги рейтинга

В этом году была изменена форма подведения итогов опроса. Как и ранее, в каждой номинации публикуются результаты всех вендоров, вошедших в «итоговую пятерку». При этом прежде в итоговые таблицы попадали только «приведенные» оценки (т. е. средняя оценка вендора, полученная им по данному критерию в данной номинации, умноженная на средний вес этого критерия в той или иной номинации). На этот раз наряду с «приведенными» данными публикуются и «чистые» средние оценки каждого финалиста, т. е. именно те оценки, которые выставили партнеры за его работу по тому или иному критерию, независимо от значимости критерия для партнерского бизнеса. На наш взгляд, именно эти данные позволяют получить более объективную картину отношения канала продаж к работе производителя.

Кроме того, в каждой номи­нации мы приводим значения средних весов всех критериев, а также изменения этих показателей за все время проведения рейтинга «Чемпионы канала» (начиная с 2002 г.).

Редакция CRN/RE благодарит всех участников опроса и поздравляет «чемпионов канала» с победой.

* Итоги предыдущих рейтингов «Чемпионы российского ИТ-канала» опубликованы в CRN/RE № 23/2002, в специальных выпусках CRN/RE № 5/2006, № 5/2008 и № 5/2010.