Конвергенция порождает новые виды устройств и новые сегменты рынка

Устройства бытовой электроники, в которых информация представлялась и воспроизводилась не в традиционном аналоговом, а в цифровом виде, начали появляться в середине 90-х. В числе первых таких устройств были аудиоплееры, позволявшие воспроизводить музыку, записанную на компакт-дисках, цифровые фотоаппараты и цифровые видеокамеры.

Стандартизация форматов представления информации в устройствах цифровой потребительской электроники (ЦПЭ) все больше сближала их с компьютерной техникой. В результате в начале 2000-х годов возникло понятие «конвергенции», или взаимопроникновения компьютерных технологий и технологий, используемых в ЦПЭ. Процесс конвергенции привлек внимание как поставщиков компонентов для ПК, так и производителей ЦПЭ. У первых появлялась возможность расширить спектр выпускаемых микросхем (процессоров, компонентов памяти, дисплеев), которые могли встраиваться в бытовые устройства, вторые смогли начать выпуск новых видов, обретавших за счет применения цифровых технологий новый функционал и ранее не присущие им свойства. Стали появляться новые группы товаров, образуя доселе не существовавшие рыночные сегменты.

Один из первых таких сегментов — цифровые фотокамеры. Как каждый новый продукт, принятый и востребованный рынком, цифровые камеры прошли в своем развитии несколько этапов — инновационный, когда дороговизна и недостаточно высокие потребительские качества ограничивали круг их покупателей (продукт рассматривался как «нишевый»). На следующем этапе, по мере совершенствования конструкций и технологий цифровые фотоаппараты приобретали все новых поклонников и постепенно из нишевых переходили в категорию массовых. Здесь быстро росло число производителей камер, в результате на рынке возникла жесткая конкуренция, что привело к снижению цен и стремительному росту продаж.

Первыми и основными продавцами цифровых фотоаппаратов стали компьютерные компании. Однако стремление поставщиков расширить свое присутствие на рынке привело к тому, что уже в 2003 г. эти камеры стали появляться в специализированных фотомагазинах, розничных сетях бытовой электроники и даже в салонах мобильной телефонии. В настоящее время этот сегмент отечественного рынка можно считать вполне сформировавшимся: у ведущих производителей созданы достаточно развитые каналы сбыта, потребители и продавцы хорошо информированы о продуктах, а продажи цифровых камер стабильно растут.

Сейчас мы становимся свидетелями становления и развития в процессе конвергенции других, пока «нишевых» сегментов — МР3-плееров, ЖК-телевизоров, видеорекордеров, медиацентров... Эти устройства появились на нашем рынке позже цифровых камер, но быстрое совершенствование цифровых технологий постоянно расширяет спектр предложений и привлекает все новых потребителей. Например, если в конце 90-х годов на рынке присутствовали только МР3-плееры, воспроизводившие музыку с компакт-дисков (CD-МР3-плееры), то в последние два-три года появились компактные МР3-устройства, в которых в качестве носителя используются флэш-память и миниатюрные жесткие диски.

По данным аналитической группы SmartMarketing, в 2004 г. объем продаж МР3-плееров в России (около 423 тыс. штук) был близок к объему продаж мобильных ПК, хотя рынок МР3-плееров значительно «моложе» рынка ноутбуков. По оценкам производителей и дистрибьюторов, отечественный рынок МР3-плееров демонстрирует весьма высокие темпы роста — более 100% в год, — и в текущем году, видимо, о нем можно говорить как о массовом.

В процессе конвергенции трансформируются не только устройства бытовой электроники, но и ПК, предназначенные для домашних пользователей. Они все в большей степени приобретают внешние черты и функции бытовых приборов — телевизоров, музыкальных центров и др. Так родились мультимедийные центры, или ПК для развлечений. Идея их создания принадлежит Intel, считавшей, что они должны стать центром «цифрового дома». Первые модели таких стационарных медиацентров ведущие зарубежные производители ПК, а также некоторые российские компании выпустили в конце 2004 г.

Однако, как оказалось, их продвижение на отечественном рынке сдерживается объективными причинами — неосведомленностью потребителей о функциональных возможностях медиацентров и отсутствием развитой инфраструктуры доставки медиаконтента в режиме онлайн. Для решения первой проблемы необходимы существенные маркетинговые и рекламные усилия по продвижению медиацентров как концептуально новых продуктов.

Для решения второй — несоизмеримо больше средств и годы работы. По оценкам российских компаний, соответствующий сегмент рынка сформируется лишь через два-три года.