Отечественный рынок САПР отличается чрезвычайной закрытостью, большинство игроков предпочитают хранить свои финансовые показатели в глубокой тайне. И только компания АСКОН из года в год сообщает результаты работы.

По словам генерального директора Александра Голикова, 2005 г. был удачным: «Оборот вырос на 48% и достиг 10,78 млн. долл., появилось более 200 новых предприятий-заказчиков, а общее их число превысило две с половиной тысячи». Главная причина такого роста, по мнению Голикова, заключается в стабильном развитии отечественной экономики: в минувшем году производственный сектор увеличился на 4%. Это обеспечивает подъем российского рынка САПР: по прогнозу аналитической компании IDC, он будет расти на 27% в год и увеличится с 34,5 млн. долл. в 2004 г. до 113 млн. в 2009 г.

Но АСКОН растет быстрее. Глава компании объясняет это несколькими факторами. Прежде всего, продолжается развитие продуктов. Вышли очередные версии САПР КОМПАС:3D для трехмерного моделирования, пакета ЛОЦМАН:PLM для управления инженерными данными и корпоративных справочников, появилась новая система «Вертикаль» для подготовки производства. В результате в прошлом году поставки обновлений текущим заказчикам увеличились более чем вдвое.

Успешно рос проектный бизнес: за год реализовано более 40 проектов. Важную роль в этом играет региональная структура АСКОН, создание которой началось несколько лет назад. «САПР требует внедрения, заказчики нуждаются в консалтинговых услугах, а персонал надо обучать, — объяснил Голиков. — Для этого мы создали сеть филиалов в России и странах СНГ. Потребовались большие инвестиции, но теперь наступило время их возврата». Так, в бизнесе компании доля услуг выросла с 8% в 2003 г. до 16% в 2005 г. По оценке руководителей АСКОН, услуги — перспективное направление, которое может расти на 80—90% в год. Но основной доход — более 60%, пока приносят продажи САПР и справочников.

Что касается территориального распределения доходов, то наибольший вклад в минувшем году внесла Россия — 84%, неплохо развивался бизнес в Казахстане (9%) и Белоруссии (3%). А на Украине продажи сократились, что еще раз доказывает важность политической и экономической стабильности для развития рынка САПР.

Но АСКОН уже становится тесно в рамках СНГ. Отечественный рынок САПР хоть и быстро растет, но пока не превышает 1% от мирового. По словам Голикова, компания планирует выйти на внешний рынок с продуктами КОМПАС:3D (уже подготовлена англоязычная версия с поддержкой западных стандартов) и ЛОЦМАН. «Конечно, это будет непросто. Мы понимаем, что нас там никто не ждет. Придется организовать сеть для сбыта и технической поддержки», — сказал он и добавил, что к 2010 г. компания надеется заработать на внешних рынках 5 млн. долл.

Однако это не значит, что АСКОН собирается сворачивать свою деятельность в странах СНГ. Напротив, она намерена увеличить здесь сбыт в два раза и заработать в 2006 г. 15 млн. долл. «Мы рассчитываем, что темпы роста промышленности сохранятся по крайней мере еще два года, и это обеспечит дальнейший подъем рынка САПР, — заявил Голиков. — Но у нас есть и более долгосрочные планы — к 2015 г. довести годовой оборот до 100—120 млн. долл.».

В АСКОН считают, что эта амбициозная задача вполне реальна. Оптимизм внушает сравнение динамики производства в России и бизнеса компании: рост машиностроительных отраслей индустрии на 6—10% позволяет увеличить оборот АСКОН на 40%.