Уже почти год Toshiba не проявляла заметной маркетинговой активности на российском рынке. И вот на семинарах 5 и 11 ноября прошли презентации компьютерной и офисной техники, организованные подразделением Mitsubishi Corp. - дистрибьютором Toshiba в России.

Несколько слов об этой компании. До октября 1998 г. в нашей стране работала MC Electronic Sales (MC ES), дочерняя фирма Mitsubishi Corp. Именно она четыре последних года была эксклюзивным дистрибьютором, продвигала на местном рынке блокнотные ПК Toshiba и создала сеть дилеров - компаний, специализирующихся на продаже мобильной компьютерной техники. В середине 1998 г. Mitsubishi провела реорганизацию региональной структуры, в ходе которой взамен многочисленных дочерних фирм–дистрибьюторов продукции партнеров корпорации в разных странах мира были открыты местные офисы самого торгового дома Mitsubishi. В России вместо MC ES создан московский офис MC ISS (Europe) Ltd., подчиненный напрямую европейской штаб-квартире в Лондоне. Естественно, изменилась и схема дистрибуции - если прежде MC ES самостоятельно формировала канал сбыта, то теперь политику задают европейский офис и производитель, в интересах которого работает торговый дом Mitsubishi.

Это отразилось и на программе проводимых мероприятий. Открывая первый семинар, Йошиаки Кобаяши, главный менеджер московского офиса, сказал, что, выполняя главную задачу офиса - создание каналов продаж и системы сервиса поставляемой в страну техники, MC ISS (Europe) будет придерживаться методов прямого маркетинга и постарается помочь клиентам в экономии средств, а дилерам - в организации сервиса. В офисе создан новый сервисный отдел.

Менеджеры MC ISS (Europe) демонстрировали новейшие портативные и карманные компьютеры, ЖК-дисплеи, проекторы и цифровые копиры двух крупных партнеров корпорации - Toshiba и Sharp.

Менеджер офиса Павел Кузьменко считает, что «Toshiba вернула лидерство на мировом рынке портативной техники и сосредоточилась на выпуске блокнотных ПК для корпоративных заказчиков». В то же время новые модели серий Satellite Pro и Tecra, составляющие 80% номенклатуры производителя и нацеленные на этот рынок, представлены не были. Демонстрировались лишь портативные ПК Satellite S2510CDT, Portege P3010CT и новый «мини-ноутбук» Libretto L110CT.

Sharp представила на семинаре именно карманные ПК - HC 4500/4600, PV-500 HPC Pro и PV 6000/6050. Отсутствие корпоративных моделей блокнотных ПК Toshiba восполняли новые мобильные ПК Sharp, среди которых «сверхтонкий» (21 мм) компьютер PC-A100. Офис MC ISS (Europe) предлагает еще и высококлассный модульный ПК PC-M200, модель PC-9340/9330 и PC-W100T с широким экраном.

Демонстрировались поставляемые в Россию ЖК-дисплеи для настольных систем Sharp CE-LT14M (13,8 дюйма) и LL-T150A (15 дюймов) и мультимедийный проектор Toshiba TLP511, в котором используется цифровая камера, позволяющая проецировать на экран изображения как плоских, так и объемных предметов.

На втором семинаре менеджеры Toshiba рассказали о микропроцессорах и микроконтроллерах, оптоэлектронных приборах и лазерах, полупроводниковых слаботочных и силовых компонентах, выпускаемых группой электронных компонентов компании. Toshiba - один из ведущих производителей компонентов (пятое место в общемировом объеме производства за 1997 г.). Андрей Заволокин, директор департамента информационных технологий MC ISS (Europe), сказал: «Это первый опыт продвижения на российский рынок компонентов Toshiba. По нашему мнению, в период кризиса они позволят предприятиям России развернуть местное производство различных приборов и машин и оживить экономику».

Ни менеджеры MC ISS (Europe), ни менеджеры Toshiba не говорили о ценах. Эту информацию дилерам обещали предоставить через несколько дней после семинара. Не определена схема дистрибуции - при наличии представительства Toshiba все продажи будут производиться пока через офис MC ISS (Europe) в Москве, который не считает себя дистрибьютором. На вопрос о том, появятся ли у Toshiba в России другие дистрибьюторы, представители компании не ответили.