...пресс-конференции R&K и Microsoft я долго пытался выяснить одну вещь. Как известно, R&K всегда была принципиально против установки на свои ПК (Wiener и Spring) лицензионной ОС. Это объяснялось просто и логично - стоимость Windows составляет максимум 50 рублей на любом лотке, и зачем заставлять пользователя переплачивать? Исключительно здравый и трезвый подход. Экономия значительная - цена OEM-лицензии на Windows 98 составляет 70-80 долл., ниже 50 она не опускается ни при каких условиях. Это вообще проблема известная, по крайней мере еще год назад сборочные компании говорили сотрудникам Microsoft «снизьте цену до 40 - брать будем в любых количествах». Но АО Microsoft, как оказалось, предпочитает рейды по рынкам нормальным рыночным методам работы. Так или иначе, на сегодня предустановленная ОС (легальная) - роскошь, которую могут позволить себе лишь крупные изготовители; небольшие компании вынуждены либо ограничивать число моделей с ОС, либо предлагать ее установку как дополнительную услугу. Впрочем, Ольге Дергуновой виднее.

Но вернемся к нашим изготовителям. OEM-партнеры для Microsoft - это политика. Внутрикорпоративные стандарты требуют максимального освоения этого канала.

Отсюда и вытекает главный вопрос этой колонки - каким образом, АО Microsoft удалось добиться сотрудничества с исключительно здравомыслящей R&K? Вариантов несколько. «Лаской» - коротко ответила на вопрос Ольга Дергунова. Однако мало верится, что R&K способна вот так просто отдавать Microsoft с каждого компьютера по 50 долл.

Значит, либо использованы какие-то неотразимые доводы, либо найдена некая оригинальная схема расчетов, либо иной вариант, сочетающий и то, и другое.

Нужна ли сегодня предустановленная ОС? Вообще говоря да. Сейчас 80% покупателей компьютеров R&K - «чайники», которым надо продать нечто простое, работающее и понятное. ОС нужна непременно. Но стоит ли она своих денег - вопрос. И тут можно вспомнить о том, что R&K имеет достаточно стабильный бизнес DSP (продажа OEM-версий на Windows небольшим компаниям-сборщикам, с точки зрения Microsoft, слишком мелким для прямых контрактов). Контракт на DSP подписывается обычно на год, значит, где-то осенью этого года Microsoft и R&K должны были начать переговоры о его продолжении. Иными словами, вполне могло статься, что в ответ на вопрос «продолжаем?», Microsoft ответила «при условии»...

Второй аспект - затраты. Тут тоже есть варианты... Будучи OEM и DSP одновременно, R&K может продавать OEM-версии программных продуктов себе же, причем по льготным ценам (а может и по обычным, тут в дело вступят тонкие механизмы расчетов в рамках холдинга). Но может быть, было решено не удлинять цепочку и сразу продавать R&K программы на льготных условиях. Может быть, и нет, надо учитывать особенности бухгалтерии обеих компаний, зато конечный итог выглядит именно так. Затраты «размазаны» внутри холдинга, а выгоды очевидны. Microsoft получает мощного партнера, влияет на до сих пор не выгодную ей политику R&K и решает свои стратегические задачи.

R&K получает прекрасный маркетинг, льготные условия работы, существенно теснит конкурентов и продолжает бизнес DSP. Пользователь получает ПК с Windows 98, не переплачивая при этом ни доллара.

Великолепно! Если это предположение - правда, то я восхищен!

И снова про Microsoft. Новости из Сибири. Один из сибирских системных интеграторов, пожелавших принять участие в программе широко разрекламированной программе «Экзамен 98», подал свои заявки (22 штуки, кстати определив всех остальных участников из своего региона). Условия программы подразумевали возможность на льготной основе сдать сертификационные экзамены, необходимые для получения статуса MCSE (Microsoft Certified Systems Engineer), MCSE+Internet или MCSD (Microsoft Certified Solution Developer).

Но... 27 октября Microsoft объявляет, что прием заявок заканчивается 28 октября, а кто не успел, тот опоздал. Сотрудники компании, выполнив все формальности, успели зарегистрировать своих участников, после чего узнали, что, по словам Microsoft, количество удовлетворяемых заявок будет определяться только АО Microsoft. То есть заявки - вещь сугубо абстрактная.

После завершения всех маркетинговых акций, Microsoft приступила к выполнению своих обещаний, а «солюшн провайдеры» долго пытались понять принципы, по которым они все-таки получают свои «ваучеры» (документ, удостоверяющий право на льготную сертификацию) - так, например, одна из фирм, подавшая три заявки, получила пять «ваучеров», другая (четыре заявки) - ничего. Наши герои получили всего три вместо ожидаемых 22 «ваучеров».

Итог - региональные компании, которые решили действовать по правилам, установленным АО Microsoft, оказалась в проигрыше. В результате пострадавшие решили «не ждать подачек от Microsoft». Сдавать экзамены будут все 22 подавших заявку участника, а «призовой фонд» от Microsoft (1,5 тыс. долл., по 500 долл. на каждый «ваучер») поделят успешно сдавшие экзамены.

Тут в Сибири еще и слово «Сибкон» наметилось, но об этом - в следующем номере...