Мировая практика и местная специфика

Мировой рынок беспроводных ЛВС быстро развивается. По оценкам фирмы Aironet, одного из крупнейших производителей оборудования, к концу 1995 г. в мире насчитывалось около 330 тыс. беспроводных сетей, развернутых, главным образом, в США, странах Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Ожидается, что к 2000 г. их число достигнет 4 млн.

Решающими факторами, заставляющими клиента отдать предпочтение радиосетям, являются мобильность, экономическая целесообразность и короткие сроки их создания.

Фактор мобильности приобретает первостепенное значение, когда пользователь не имеет возможности подключения к обычной проводной сети и должен перемещаться в пределах определенного района. Такие ситуации типичны при использовании мобильных ПК на крупных складах, на предприятиях с несколькими офисами или производственными площадками, расположенными в пределах небольшой территории, в госпиталях, на территории портов, университетских городков и т.д. Если имеется несколько удаленных друг от друга территорий, то отдельные радиосегменты объединяются в единую сеть с помощью кабельных каналов, арендуемых, как правило, у местного провайдера.

Другое преимущество беспроводных сетей имеет не технологический а экономический характер. Оно касается подсоединения удаленных абонентов к сети. Это могут быть абоненты, разбросанные по обширной, малонаселенной или труднодоступной территории, либо сгруппированные в удаленном пункте. В таких случаях протягивать кабель не всегда экономически целесообразно, что обусловлено не столько уровнем экономического развития государства, сколько степенью заселенности его территорий.

Фактор срочности становится доминирующим в странах с развивающейся экономикой и недостаточно развитой инфраструктурой телефонной сети общего назначения. Коммуникации для ведения бизнеса нужны сейчас, прокладка кабеля потребует больших затрат времени и денег. Знакомая ситуация, не правда ли?

В то же время специалистам известно, что хороший кабель позволяет решить все проблемы фиксированной (не мобильной) связи лучше, чем это могут сделать радиотехнологии. Возможно, со временем беспроводная связь будет вытеснена из больших городов, но пока, в ближайшие 5 - 10 лет, при правильном к ней отношении сможет принести большую экономическую выгоду.

В США и Западной Европе беспроводные ЛВС применяются в основном на территориях складов (около 40%) и в супермаркетах (около 40%), где с их помощью кладовщики и продавцы получают доступ к централизованной БД . Применения на промышленных предприятиях в 1995 г. составляли примерно 6%, и эта доля вряд ли увеличится. По оценкам специалистов, ожидается быстрый рост беспроводных ЛВС в госпиталях (с 3% в 1995 г. до 16% в 2000 г.) и университетах (с 3% в 1995 г. до 9% в 2000 г.). Рост числа радиосетей в этих двух сферах сдерживался исключительно стоимостью оборудования. Прогноз на 2000 г. основан на ожидаемом резком снижении цен.

Итак, беспроводные сети могут стать важной составляющей инфраструктуры, поскольку быстро, надежно и относительно экономично обеспечивают передачу данных вместо кабельных сетей или в дополнение к ним.

В России и других странах СНГ, в отличие от Запада, рынок беспроводных сетей имел с самого начала другой профиль. Те области деятельности, в которых на Западе широко применялись беспроводные сети, в России были либо недостаточно развиты (автоматизированные склады, крупные супермаркеты), либо не имели средств для их создания (университеты, больницы). В то же время из-за недостаточно развитой сети кабельной связи многие предприятия, особенно имеющие филиалы в пределах города или района, нуждаются в иных средствах передачи данных. К числу таких предприятий можно отнести банки, различные городские и федеральные службы и органы управления. При этом только крупные банки и федеральные органы могут построить собственную корпоративную сеть. Большинство пользователей вполне удовлетворилось бы услугами операторов связи, используя так называемые виртуальные частные сети.

Для российского рынка характерны две особенности. Во-первых, основное влияние на его формирование оказывают операторы связи и корпоративные заказчики. Другие пользователи влияют в меньшей степени. Во-вторых, в России 98% беспроводных ЛВС работают вне зданий, в то время как в США 95% радиосетей используются внутри помещений, а в Европе - 50%.

Технологии и оборудование

Радиоканалы можно организовать двояким образом: по типу телефонных абонентских или магистральных кабелей, когда у канала есть начало и конец, и подобно локальной сети, когда к каналу подключено несколько абонентов. Первый вид канала называется «точка-точка», второй, в зависимости от конфигурации антенн, условно называется «каждый с каждым» и «точка-много точек». Беспроводные ЛВС используют внутри зданий (таким образом, решается задача ограниченной мобильности, когда сотрудник, имеющий мобильный ПК, может из любого места подключиться к сети), или вне их. Второе применение решает проблему «последней мили».

Для беспроводных сетей разработана технология Radio-Ethernet, вариант одной из наиболее распространенных технологий передачи данных Ethernet.

Беспроводные сети используются для объединения удаленных ПК и для доступа в Интернет. Применение Radio-Ethernet на абонентском уровне позволяет обеспечить скорость доступа до 11 Мбит/с.

Технология Radio-Ethernet была стандартизирована: стандарт получил название IEEE 802.11.

Для передачи данных используются диапазоны частот 902-928 МГц и 2400-2483,5 МГц.

Диапазон 902-928 МГц не требует прямой видимости, но, поскольку он сильно загружен другими средствами связи, в Европе его обычно используют только внутри зданий. Диапазон 2400-2483,5 МГц предполагается использовать как внутри зданий, так и снаружи.

В данном обзоре основное внимание будет уделено корпоративным беспроводным сетям и радиосетям общего доступа масштаба города, работающим в диапазоне от 2400 до 2483,5 МГц. В настоящее время этот вид сетей наиболее распространен в России. Не вдаваясь в технические подробности беспроводной связи, отметим, что для передачи информации используется технология широкополосного сигнала - метод прямой последовательности и метод частотных скачков.

Основные производители широкополосных приемо-передающих устройств - фирмы Aironet, Lucent Technologies, BreezeCom, Windata, Proxim, CyLink, RadioLAN. В России наиболее широко используется оборудование первых двух компаний. Розничные цены на комплект Radio-Ethernet, включающий активное оборудование, антенны, кабели, устройства грозозащиты и т.д., находятся в диапазоне от 1200 до 3000 долл. Следует отметить, что антенно-фидерные устройства и другое пассивное оборудование российских производителей по своим характеристикам и цене составляет серьезную конкуренцию зарубежным изделиям.

По данным Дмитрия Плотникова, технического директора компании Diamond Communications, в России на долю продукции Aironet приходится около 90% объемов продаж, на долю Lucent Technologies - 5%. Остальные компании занимают более чем скромные позиции. Достаточно высоко оцениваются возможности завоевания рынка BreezeCom, но сейчас говорить что-либо определенное трудно, так как эта компания начала здесь работать недавно. Петр Кочегаров, технический директор компании CompTek, приводит такие цифры: 80-90% рынка принадлежит продукции фирмы Aironet, 5-10% - Lucent Technologies.

Без бумажки ты букашка

В мире распределение частот, на которых работают современные радиосредства, регламентируется соответствующим международным комитетом, в который входит и Россия. В России регулирующим органом является межведомственный Государственный комитет по радиочастотам (ГКРЧ).

Всемирной административной радиоконференцией (ВАРК) диапазоны частот 2400-2483,5 МГц и 5725-5875 МГц отведены для использования «высокочастотными установками, предназначенными для промышленных, научных и медицинских целей» (так называемые ISM-диапазоны - Industrial, Scientific, Medical). Официально безлицензионное использование ISM-диапазона широкополосными средствами связи было разрешено в США в 1986 г., в Западной Европе - в начале 1990-х. При этом эффективная излучаемая мощность передатчика не должна превышать 100 мВт. Все это упростило использование широкополосных средств связи в корпоративных сетях как внутри зданий, так и на территории университетских городков, больших госпиталей, промышленных объектов, торговых центров, складов, железнодорожных станций, морских портов и т.п. Как правило, эти сети не мешают друг другу, так как имеют небольшую зону покрытия и находятся на несмежных территориях.

С другой стороны, операторы коммерческих сетей на Западе не спешат использовать широкополосные средства в ISM-диапазонах именно по причине их безлицензионности. Ведь пока коммерческий оператор, который должен обеспечить качественную связь, не гарантирован от того, что рядом не появится еще один передатчик, который будет создавать помехи.

В России ситуация несколько иная. Этим летом ГКРЧ принял решение «Об условиях использования радиочастот в диапазоне 2400-2483,5 МГц». Согласно этому документу, физическим и юридическим лицам разрешается использование отдельных радиочастот в пределах указанной полосы без оформления частных разрешений ГКРЧ для каждого конкретного заявителя.

Комментируя это событие, генеральный директор CompTek Аркадий Волож пояснил, что данное решение означает сокращение сроков получения разрешений на эксплуатацию оборудования и уменьшение общих затрат, что, в свою очередь, должно способствовать росту числа беспроводных сетей.

Тем не менее процедура оформления остается довольно долгой. Необходимо согласовать солидный список вопросов и получить соответствующие разрешения в Госсвязьнадзоре, Минобороны, ФАПСИ, СЭС и других ведомствах. Процесс согласования может растянуться на месяцы. Услуги каждой инстанции платные, так что в итоге «набегает» весьма солидная сумма. За получение пакета документов, разрешающих использование одной базовой станции, фирма-заявитель должна заплатить от 6,5 тыс. долл. - в насколько раз больше стоимости комплекта оборудования.

Российский рынок беспроводных сетей

По мнению экспертов, сегодня в России работает свыше 1000 беспроводных сетей передачи данных. Примерно половина из них - сети общего доступа, остальные - корпоративные. Поставкой оборудования и системной интеграцией занимаются около 300 компаний почти в 150 городах России. Услуги беспроводных сетей предлагают свыше 40 региональных операторов.

Среди московских компаний наиболее заметными на этом рынке являются Art Communications, CompTek, Dateline, Diamond Communications, Optima, «АйТи», «МТУ-Информ», «Роснет», «Транс ТС». Приведенный список, разумеется, далеко не полный.

Так, компания Diamond Communications занимается дистрибуцией оборудования для радиосетей, выполняет проектные работы, оказывает консультационные услуги. Объем продаж в секторе беспроводных технологий достигает в обороте компании 20-25%. По мнению Дмитрия Плотникова, объем российского рынка беспроводных ЛВС в 1997 г. вырос примерно втрое и достиг 5-6 млн. долл. Наблюдается тенденция к увеличению доли сетей общего пользования. В 1998 г. темпы роста в целом снизились. Однако представители компаний утверждают, что заметного спада в этом сегменте рынка в III - IV кварталах не произошло. Потребность в беспроводных сетях испытывает немало компаний, но многих останавливает длительная процедура получения разрешения. Если она будет упрощена, то, по мнению г-на Плотникова, спрос на радиосети может возрасти в десятки раз. Определенные трудности дистрибьюторам создает «серый» рынок, объем которого, по его оценке, достигает 30%. А пока этот, в общем-то прибыльный, бизнес ждет своего «звездного» часа.

Сергей Криворученко, заместитель генерального директора компании, «Транс-ТС» убежден, что широчайшее поле деятельности для операторов беспроводной связи - российская глубинка. По его мнению, в Москве спрос на беспроводные ЛВС вряд ли заметно вырастет. Во-первых, здесь неплохо развита обычная телефонная инфраструктура, во-вторых, сосредоточено большое количество фирм, специализирующихся на создании обычных ЛВС и предоставлении доступа в Интернет по коммутируемым или выделенным линиям, и, в-третьих, московский эфир «забит» практически до отказа, так что найти свободный диапазон частот очень трудно.

Петр Кочегаров заявил, что в их компании объем продаж устройств для беспроводных сетей в 1997 г. составил около 30% от объема продаж оборудования Cisco.

В настоящее время в Москве используется примерно 1000 выделенных проводных каналов, и около 150 абонентов имеют подключение к беспроводным сетям. Причем абонент - это не единичный пользователь: за ним, как правило, стоит локальная сеть.

Опыт построения и внедрения беспроводных сетей имеет и компания «АйТи». В числе ее заказчиков - банки, нефтяные компании, коммуникационные фирмы-провайдеры, городские службы и государственные организации. Николай Близниченко, руководитель сектора радиосвязи «АйТи», говорит, что рынок решений, связанных с использованием технологий беспроводных сетей, в последние годы растет. По его мнению, годовой объем в России составляет около десяти млн. долл. Однако ожидать взрывного роста этого рынка в ближайшее время не следует из-за «общей кризисной ситуации в экономике, сложной процедуры получения частот и относительной дороговизны беспроводных решений». Ситуация такова, что сегодня беспроводные сети применяются там, где без них никак не обойтись. Там же, где можно установить традиционную проводную ЛВС, клиент предпочитает проверенное и более дешевое решение.

Основные задачи, которые сегодня решают с помощью беспроводной связи отечественные компании, - проблема «последней мили», сети для мобильных пользователей и временные сети, разворачиваемые на небольшой срок.

Компании Optima и Dateline специализируются в создании корпоративных сетей. Среди успешных проектов у первой можно назвать радиосеть банкоматов и кассовых терминалов для Западно-Сибирского коммерческого банка, радиосеть для коммерческого банка «Капитал» в Нижневартовске, радиосеть для МВД Татарстана и Казани, у второй компании - ряд сетей передачи данных на железнодорожном транспорте, в нефтегазовой промышленности и банковской сфере.

Art Communications является одной из ведущих российских компаний в данном секторе рынка. Она предоставляет услуги по построению цифровых радиосетей передачи данных масштаба предприятия, города, района для корпоративного и общего пользования, а также услуги по беспроводному доступу к Интернету в Москве и Московской области. Обеспечивается мобильность абонентов в пределах здания, группы зданий и прилегающих территорий. Круг клиентов - от частных лиц до крупных корпоративных клиентов и государственных структур. Один из последних проектов - построение городской сети передачи данных для Федеральной почтовой службы в Иваново.

Как утверждают руководители Art Communications, доля их компании в Москве по беспроводному подключению к Интернету составляет более 50%. Компания использует оборудование ARLAN производства Aironet Wireless Communications и WaveLAN/ WavePOINT производства Lucent Technologies, которое было выбрано исходя из функциональных и ценовых параметров.

При подготовке обзора использовались материалы компаний CompTek, Diamod Communications и Optima.


Версия для печати (без изображений)