«Во время путча 1991 г. мы ездили по Москве и устанавливали интернетовские автономные пункты связи, организовывали доступ к информации. Возле нашего офиса явно велось наружное наблюдение стояли, танки. А ведь у нас не было выделенного канала, мы работали по обычным, но никому в голову не пришло что «нащупать» нас так просто. Западные радиостанции объявили тогда, что связь с Россией прервана, и остался один, последний канал. Это был наш», - так описывает один из эпизодов биографии компании «Демос» ее президент Сергей Бородько. Пожалуй, это неплохая иллюстрация простой, но важной мысли: в век информации даже небольшая фирма, занимающаяся лишь поставкой технологий, может активно влиять на жизнь страны.

«Демос» - это не компания, это образ жизни» и «десять лет пролетели словно один день» - эти фразы, сказанные Бородько, пожалуй, точно отражают образ сегодняшнего дня компании. Проживем этот день.

1. Подъем!

«Шел 1989 г., мы были сотрудниками Курчатовского института*, я например, работал начальником службы автоматизации физических экспериментов. При создании фирмы объединились представители двух коллективов - Курчатовского института и Института повышения квалификации Минавтопрома. Все мы тогда участвовали в разработке отечественной ОС, подобной Unix. Ведь ДЕМОС - аббревиатура: Диалоговая Единая Мобильная ОС (для СМ-4 и ЕС). Это была одна из последних разрабатываемых в нашей стране ОС, и в 1988 г. она была оценена премией Совета Министров СССР. Я собрал компанию из людей, которые мне были близки, с которыми я когда-то общался в школе, в институте, в Курчатовском. Многие из тех, кто начинал, сегодня уже не работают в нашей фирме.

* Институт атомной энергии им. И. В. Курчатова

Поначалу мы зарабатывали деньги на внедрении АСУ на базе системы ДЕМОС».

Воспитание у людей, создавших «Демос» было нормальное, советское, и потому они предполагали, что если и будут торговать какой-либо техникой, то непременно «вкладывая свой интеллект». И только в 1993 г. пришлось сказать друг другу: ребята, все это хорошо, но мы работаем за деньги. Может быть, мы их и презираем, но... По сути, это мало чем отличается от первых шагов многих других наших компьютерных фирм. Иное дело - десять лет без права «развалиться».

Сергей Бородько считает, что в России до недавнего времени было легко делать деньги - достаточно работать аккуратно, действуя по западному учебнику, лишь кое-что модифицируя. (Замечу, что есть и прямо противоположная точка зрения - Н. Л.). Нет необходимости все придумывать заново, достаточно не совершать ошибки, описанные в каждом учебнике бизнеса, говорит он и объясняет неудачи западных менеджеров в России тем, что они не учитывают нашу ментальность. А технология бизнеса та же.

В те легендарные времена люди, едва начав торговать компьютерной техникой, сразу имели приличные доходы - так сейчас утверждают почти все. Другое дело - куда эти деньги вкладывать. У «демосовцев» появилась крамольная мысль - вкладывать их в создание российского сегмента Всемирной сети и в приобретение необходимого оборудования. Желание подключиться к мировым информационным потокам было, вероятно, у многих, но только здесь в то время поняли, как это можно сделать легко и недорого.

В компаниии сумели получить доступ в Интернет и стали «качать» по 10 Мбайт информации в сутки - огромный по тем временам объем. При этом все работали в секретном институте, соблюдая, естественно, требования 1-го и 2-го отделов. Вот только выход во Всемирную сеть почему-то не попал под запрет. Этого до сих пор никто не понимает.

Как утверждают в компании, ее сотрудники первыми в России стали заниматься Интернетом, произвели первое подключение и оформили первую регистрацию. Надо сказать, что слово «Интернет» тогда уже существовало, но в научных кругах более известна была ARPA Net - сеть для научных центров, прародительница Интернета.

Российский сегмент Всемирной сети назвали RELCOM - Reliable Communications, и по словам руководителей компании «Демос», - эта торговая марка до сих пор принадлежит холдингу.

2. Настройка волны

Часто по утрам, еще не осознав, что происходит в мире, начинаешь крутить ручку настройки радиоприемника. Необходимо определиться, выбрать свою волну... Так и многие отечественные компании в момент невесть откуда свалившейся на них свободы предпринимательства принялись действовать, не осознав, что будет происходить дальше. Примерно так получилось и в этом случае, потому что «Демос» и RELCOM в какой-то момент почувствовали себя разными командами.

Многие крупные фирмы в России создавались на энтузиазме, на интуиции, и только когда появились большие деньги, их начали считать и делить. В сущности, поначалу RELCOM был для «Демоса» просто площадкой для обкатки технологических решений. Подключение первых абонентов выполнял как юридическое лицо Курчатовский институт. Вроде RELCOM и «Демос» были одно целое, но RELCOM принадлежал институту. Инфраструктура сети была общей, и решили разбираться как делить деньги, когда они появятся. Но с этим тут же возникли проблемы.

В 1992 г. организовалось АО RELCOM. А оборудование и все остальное, как уже говорилось, было одно и то же. Началось выяснение отношений и другие очень «веселые» вещи. Говорят, дошло до того, что электронная почта из Москвы в Москву шла через Штаты... Это продолжалось несколько месяцев, утомило всех насмерть, и потому решили в конце концов договориться. Стало понятно, что в сетевых технологиях подобные распри совершенно неприемлемы.

3. Рабочее время

В справочнике «Кто есть кто на компьютерном рынке России. Весна–лето’98» указаны основные направления деятельности компании: телекоммуникационные услуги сети Интернет/Россия; системная интеграция в области локальных компьютерных сетей, вычислительной техники, телекоммуникационной аппаратуры, оргтехники, ПО; дистрибуция. Там же: годовой оборот компании 40 млн. долл. Количество сотрудников - 200.

По словам Сергея Бородько, 30% оборота компании составляет системная интеграция и «сложные продажи»; 50% - Интернет; остальное - дистрибуция. Основную прибыль приносит первая составляющая: интеграция и «сложные продажи».

По поводу дистрибуции глава компании рассуждает так: «Начало дистрибьюторской деятельности я не считаю каким-то этапным событием. Как человек осторожный, я никогда не вкладывал в новые направления максимального количества сил и средств и каждый раз «не дожимал» ситуацию. Но потом, присмотревшись, через год-два вновь обращался к данному рынку и уже выходил в лидеры. Например, вложить в 1997г. 1,5 млн. долл. в дистрибуцию Canon было смелым решением, хотя еще в 1993 мы продавали технику Canon, когда здесь не было даже представительства компании. Мы были единственными, кто тогда продавал и русифицировал струйные принтеры Canon.

Например, «Демос» была первой компанией, которая стала заниматься сетями Ethernet. С 1988 года мы вкладывали деньги в оборудование, в обучение людей. Но все-таки в это направление было вложено недостаточно средств, появились конкуренты, которые нас постепенно пересилили».

Сергей Бородько не считает дистрибьюторское направление в целом удачным, хотя больших неудач тоже не видит. «Это - отдельный бизнес. Главной нашей удачей было то, что у нас хватило сил все время вкладывать деньги в Интернет», - не раз подчеркивал президент «Демоса».

Генеральный директор компании «Демос-Интернет» Виктор Кутуков пришел в отдел, который занимался Интернетом, в 1993 г. В 1997 г. этот отдел выделился в самостоятельную фирму в составе холдинга. По его словам, сегодня основная задача фирмы - становление региональных структур. Существует несколько проектов в крупных городах России: по московскому региону в целом, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пскове, Саратове. Там создаются компании (в состав их учредителей входит «Демос», но не на 100%), которые предоставляют услуги и распространяют сеть узлов.

«Мы поняли, что без заинтересованности на местах вести бизнес в регионах невозможно, - говорит Кутуков. - По России сложились различные отношения между структурами власти и управления, включая и структуры Госкомсвязи РФ. Каждый регион имеет свой рынок телекоммуникационных услуг. И нужно работать с теми людьми, которые «крутятся» в этом бизнесе. Стандартным путем можно что-то сделать в США, но не у нас».

Сейчас существуют региональные партнеры, и в то же время отделения холдинга: «Демос-Санкт-Петербург», «Демос-Саратов», «Демос-Урал», «Псковская телекоммуникационная компания», «Север-Телеком», «Телеинтерком» (в Подмосковье). Организовывались они по-разному - либо путем перепрофилирования компаний, либо путем создания новых на основе нескольких старых.

Продолжается совершенствование канальной инфраструктуры, аппаратных средств, способов доступа в Интернет. В частности, реализуется система комбинированного доступа NetStar, которая позволяет уменьшить затраты и увеличить скорость. Эта система использует асимметрию трафика - от провайдера к клиенту он гораздо больше, чем обратный. Сигнал к абоненту идет через спутниковый канал, а обратно - по обычным телефонным проводам.

«Сейчас главная задача, - считает Виктор Кутуков, - увеличить скорость передачи для целых регионов, для наиболее требовательных пользователей. Даже в Москве при использовании высокоскоростных модемов не везде удается достичь необходимой скорости. Старые АТС, старые кабели. Сейчас «Демос» совместно с Госпредприятием космической связи (ГПКС) предоставляет спутниковые каналы».

Большое значение здесь придают и системе NetStar. Компания предлагает недорогой комплект оборудования и возможность подключения через спутник.

Технический директор «Демоса» Геннадий Сигалов рассказывает: «Проект NetStar очень перспективен, так как в России есть множество регионов, где никогда не было и, видимо, не будет наземных цифровых каналов связи. Заплатив же всего около 500 долл., можно на обычных телефонных линиях в своем регионе обеспечить высокоскоростной доступ в Интернет. Особый интерес NetStar вызывает у региональных Интернет-провайдеров, которые могут теперь обеспечивать качество услуг, типичное только для крупных промышленных центров.

4. Час пик

В тяжелых ситуациях средства связи (а Интернет это, безусловно, средство связи) люди отключают в последнюю очередь.

Виктор Кутуков рассказывает о кризисах, пережитых компанией: «Надо сказать, что все сложности 1994-1995 гг. мы пережили достаточно легко, правда, у нас были тогда небольшие рекламные расходы. Да, был «черный вторник» - день резкого скачка доллара, но мы всегда старались делать привязку к доллару. Единственное, что мы решили после «черного вторника» - пересчитывать курс ежедневно».

В сентябре 1998 г. обороты «Демос-Интернет» резко упали, но к декабрю постепенно восстановились. «Что будет дальше - трудно сказать, - признается глава компании «Демос-Интернет». - Клиенты сейчас достаточно активно подключаются, несмотря ни на что. Рекордным за последние полгода был январь - очень много новых клиентов. Наверное, еще и потому, что мы снизили цену в долларовом исчислении. Ведь сейчас люди начинают искать ходы для развития бизнеса, поэтому Интернет им необходим. (Обратите внимание - это тоже подход к новому образу жизни, новому образу мышления).

В тяжелый кризисный период мы достаточно большому количеству абонентов разрешили поработать некоторое время в кредит. За счет этого получился провал в денежном обороте, но в следующем месяце он уже восстановился. Мы снизили цены в августе, еще до кризиса. Последний это сгладил, и мы вынуждены были предпринять новое снижение, более кардинальное, с 1 января».

Снижение цен, в основном, касалось частных лиц, которые работают по обычным телефонным линиям - это самая массовая категория (около 50% от общего числа абонентов), и по ним кризис ударил наиболее сильно. Снижение цен было направлено на то, чтобы сохранить этот контингент пользователей и даже увеличить его. С выделенными каналами дело обстояло иначе - это крупные организации, которые либо удержались и, значит, способны платить, либо просто отказались от каналов. Здесь разговора о снижении цен не было.

5. Пересменка

В холдинге «Демос» не особенно распространяются о реорганизации - да, были отделы; да, выделились в фирмы; да, возник холдинг. Но все они по-прежнему «Демос». Сейчас их три: ООО «компания Демос», ЗАО «Демос-Интернет» и АООТ «Демос APS».

В компании «Демос-Интернет», например, сначала было 10-15 человек, сейчас - 75. Почти все хозяйственные структуры и некоторые вспомогательные отделы - общие с холдингом. Число абонентов фирмы достигает 10 тыс.

По мнению сотрудников холдинга, «Демос–Интернет» как отдельной компании стало проще разговаривать с партнерами и возможными инвесторами, так как теперь они видят объект бизнеса - Интернет. Раньше, до ее создания, всегда возникал вопрос: а куда, собственно, инвестировать, ведь «Демос» - это и дистрибуция, и Интернет и пр. Другое дело, что сейчас инвестиционная активность зарубежных компаний несколько снизилась.

«До недавнего времени мне приходилось единолично принимать все решения - от хозяйственных до связанных с технологией и разработками», - сказал президент холдинга и с облегчением отметил, что появилась еще одна должность - директор холдинга, на которую приглашен Борис Богословский (ранее он работал в «Интермикро») и за многие вопросы теперь отвечает он.

6. Расписание на завтра

В прошлом году в «Демосе» впервые всерьез задумались над тем, что через Интернет можно и продавать. В конце года сделали новый шаг в этом направлении, выбрали систему «Интершоп», которая поставляется одноименной компанией и служит для создания электронных магазинов. Сегодня у себя создали несколько магазинов, они принадлежат заказчикам, а «Демос-Интернет» предоставляет место для размещения магазинов и обеспечивает их работоспособность.

В планах - стыковать «Интершоп» с расчетной системой и проводить по той или иной схеме реальные платежи через Интернет. Такая схема, разработанная совместно с банком «Платина», уже есть. Этот проект называется «Киберплат».

Товары можно будет посылать наложенным платежом, а в момент их получения расплачиваться как карточкой, так и наличными. С услугами всегда сложнее. Обычно клиент либо куда-то едет и платит за выбранную услугу в офисе, либо оплачивает ее, сидя за своим терминалом, в тот момент, когда она его заинтересовала. Для многих видов услуг единственная схема - это удаленный платеж. Однако привлекательность такого рода услуг сдерживается отсутствием надежных схем оплаты.

В ближайшие месяц-два система «Киберплат» будет доработана и согласована с банками. Пока, правда, непонятно, признает Виктор Кутуков, как это будет развиваться, сколько магазинов вообще на это пойдет.

Итак, компании «Демос» - 10 лет. Сегодня здесь по-прежнему занимаются тем что наиболее интересно сотрудникам. И даже после реорганизации, надеется Сергей Бородько, «Демос» останется для них образом жизни.