Прогресс в сфере коммуникаций оказывает заметное влияние не только на развитие высокотехнологичных отраслей индустрии, но и на всю экономику в глобальном масштабе. Компания Nortel Networks - один из лидеров рынка коммуникаций. Ее финансовое состояние, технологические достижения, стратегия работы и приоритеты напрямую отражаются на бизнесе многих фирм. Неудивительно, что деятельность Nortel Networks, ее видение рынка коммуникаций вызывают пристальное внимание деловых кругов.

О тенденциях рынка, позиции компании, ее достижениях и перспективах рассказал в интервью заместителю главного редактора Константину Геращенко управляющий директор московского представительства Nortel Networks Евгений Лисицин.

CRN/RE: Какие области коммуникационного рынка Nortel Networks считает для себя приоритетными?

Е.Л.: Основные усилия Nortel сосредоточены в области построения высокоскоростных оптических сетей, беспроводных систем передачи данных и разработки решений для электронного бизнеса. Наша компания выпускает широкий спектр продукции, на базе которой можно построить сети любого масштаба: от небольших, рассчитанных на применение в малых фирмах, до высокопроизводительных корпоративных, городских и глобальных.

Nortel традиционно сильна в таких областях, как беспроводный доступ, голосовая и факсимильная связь, IP-телефония, решения на базе технологий АТМ, SDH, Ethernet, Fast Ethernet, Gigabit Ethernet, центры обработки вызовов, интеграция решений для компьютерной телефонии. По-прежнему в центре внимания компании остается задача предоставления партнерам и клиентам высококачественных услуг.

Если говорить о приоритетах с точки зрения получаемой прибыли, для нас это, в первую очередь, оборудование для построения магистральных оптических линий. Мы увеличили свою и без того самую большую в мире долю рынка решений для оптических сетей с протяженными линиями связи, и это подтверждают ведущие аналитики отрасли. Например, по данным исследовательской и консалтинговой фирмы Dell'Oro, Nortel Networks построила более 70% всех магистральных оптических сетей Европы.

Специалисты Yankee Group утверждают, что на оптические системы Nortel приходится более 50% всего европейского Интернет-трафика.

Nortel продолжает лидировать в создании полностью фотонной сети и 10-гигабитных интерфейсов для оптико-волоконных линий, использующих технологию плотного волнового мультиплексирования с разделением по длине волны (DWDM - Dense Wavelength-Division Multiplexing).

CRN/RE: Чем обусловлен выбор приоритетов? Это магистральный путь развития технологий, или Nortel в указанных областях наиболее сильна?

Е.Л.: Было бы неверно думать, что Nortel идет по пути наименьшего сопротивления. Компания не просто стремится сохранить позиции поставщика высокотехнологичной продукции, в решении многих проблем она является первопроходцем. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что раньше основной продукцией Nortel были телефонные станции. Затем, по мере развития новых направлений, таких, как Интернет, коммутация пакетов, компания расширяла спектр выпускаемых устройств. Были собственные разработки, были покупки технологических компаний. Как любая крупная корпорация, Nortel идет на те рынки, где можно получить максимальную прибыль, прекрасно понимая, что конкуренты пойдут туда же. И на протяжении всей нашей истории нам удавалось не просто выжить в конкурентной борьбе, но и лидировать.

Сравнительно новым направлением для Nortel является электронный бизнес. В эту область компания вложила немало средств, и сегодня мы можем предложить ряд оригинальных решений. В свое время Nortel приобрела фирму Periphonics, которая специализировалась на разработке интерактивных систем речевой связи. Благодаря совместным усилиям обеих компаний разработаны передовые решения и технологии, которые позволят заказчикам завоевывать новые рынки сбыта и получать дополнительный доход, улучшать процесс общения со своими клиентами, объединять возможности Интернет-технологий с персонализированными клиентскими интерфейсами.

Другой пример - работа с фирмой Clarify, поставщиком систем CRM. В результате этого сотрудничества заказчики получили новое решение для электронного бизнеса, которое сфокусировано на клиенте, на высокопрофессиональном, персонифицированном общении с ним. К слову, большой интерес к этому продукту проявляют российские заказчики.

CRN/RE: Как меняется стратегия работы компании в мире и России? На решении каких вопросов будет сосредоточено внимание?

Е.Л.: За последние 2-2,5 года наша маркетинговая политика стала более агрессивной. Мы стремимся к тому, чтобы во всем мире у людей телекоммуникации ассоциировались, в первую очередь, с Nortel Networks. Таковы требования рынка.

Лет 10-15 назад, когда Nortel и почти все ее конкуренты выпускали оборудование для операторов связи, не было необходимости в агрессивном маркетинге. В те времена в каждой стране был свой крупный национальный оператор связи, фактически - монополист. Он же был основным заказчиком оборудования, у него были сосредоточены финансовые ресурсы. На потребительском рынке можно было продавать лишь телефонные аппараты, но объемы продаж там были небольшие, и крупным поставщикам это было неинтересно. При такой ситуации не было нужды вкладывать средства в рекламу и маркетинг - с представителями заказчика выгоднее было работать в индивидуальном порядке.

Но постепенно все стало меняться. С одной стороны, на рынке начались процессы демонополизации, либерализации, с другой - стала расти относительная стоимость периферийного оборудования.

Аналитики предсказывали, что количество операторов будет расти, затем уменьшится - выживут самые сильные. По прогнозам, число операторов должно было сократиться года полтора назад. Но этого не произошло, их количество пока растет. А поскольку на рынке стало больше компаний, стало больше и людей, принимающих решения. На них и рассчитана агрессивная реклама Nortel Networks.

Надо отметить, что сейчас спросом пользуются не товары, как таковые, а услуги, преимущества, удовольствия. Тем не менее Nortel сохраняет верность технологическому совершенству.

Что касается работы на российском рынке, мы планируем расширить здесь свое присутствие: будет увеличен штат представительства, у нас появятся новые партнеры и клиенты. Важный аспект нашей политики - производство оборудования в России. Отечественная компания "РОН-Телеком", в создании которой принимала участие Nortel Networks, выпускает по нашей лицензии автоматические телефонные станции (АТС) DMS-100 и DRX-4, а также SDH- и ATM-оборудование. Недавно АТС получили статус систем отечественного производства. Теперь они могут поставляться российским операторам связи без ограничений. Ранее статус систем российского производства получило коммутационное оборудование таких зарубежных фирм, как Alcatel, Siemens, NEC и Iskratel.

Не исключено, что в будущем Nortel Networks начнет выпуск в России оборудования для оптических сетей.

CRN/RE: Востребованы ли новые технологии в России?

Е.Л.: В последние годы темпы внедрения новых решений в России были выше, чем в мире. Объясняется это тем, что мы вынуждены догонять развитые страны, или, в крайнем случае, не отставать. Кроме того, появился платежеспособный спрос. По насыщенности современным оборудованием Москва и Петербург не уступают крупнейшим мировым мегаполисам. Много техники закупают клиенты из Самары, Краснодара, Иркутска, Красноярска, Челябинска, Хабаровска, других крупных городов.

В прошлом году мы сообщали о строительстве оптической сети на базе технологии DWDM, которая свяжет Россию и Финляндию. Заказчик - компания Sonera.

По производительности волоконных линий данная система значительно превосходит большинство решений, имеющих в основе традиционную технологию SDH.

Благодаря технологии DWDM обеспечивается выделение нескольких оптических каналов с разной длиной волны, которые могут быть использованы в качестве передающей среды для речи, данных и многочисленных новых услуг и приложений.

Наш партнер, корпорация "Юни", принимает участие в создании Единой информационной сети связи (ЕИСС) АО "Мосэнерго". По замыслу проекта в Москве и Московской области создается уникальная телекоммуникационная сеть на основе цифровых волоконно-оптических технологий, предоставляющая современный уровень и качество связи. ЕИСС включает цифровую первичную сеть связи (ЦПСС) и комплекс вторичных цифровых сетей. Стоимость проекта ориентировочно составляет 150-200 млн. долл. Первую очередь ЦПСС планируется завершить к 2005 г., а создание вторичных сетей - к 2010 г.

CRN/RE: С какими результатами Nortel Networks завершила 2000 г.?

Е.Л.: Доходы корпорации превысили 32 млрд. долл., что на 42% больше, чем в 1999 г. Прибыль составила 2,307 млрд. долл., год назад - 1,434 млрд. долл. На научные исследования и разработки компания потратила за год более 4 млрд. долл. Общие доходы от деятельности в области оптического Интернета в 2000 г. превысили 10 млрд. долл.; это более чем вдвое превосходит показатель прошлого года. В IV квартале сохранился устойчивый рост в сфере оптических и беспроводных сетей и применения IP-технологий в сетевом ядре. Опередив многих конкурентов, Nortel заняла первые позиции на мировом и североамериканском рынках городских волоконно-оптических сетей, использующих технологию DWDM. По данным компании Merrill Lynch, мы занимаем второе место по числу контрактов на поставку беспроводных решений третьего поколения, заключенных за последние 18 месяцев.