Тайна частной жизни под угрозой

«Все определяется тем, какого рода персональную информацию компания собирает и как планируеют ее использовать».

- Эл Декер, Fiderus

Представьте себе такую ситуацию: вы проходите мимо кафе, и вдруг звонит сотовый телефон. Вы подносите его к уху, и узнаете, что получите скидку, если зайдете выпить чашку кофе. В другой раз вы прогуливаетесь по аллее, и ваш сотовый помощник неожиданно сообщает о грандиозной распродаже, идущей рядом в магазине одежды.

Фантазия? Вовсе нет, такие ситуации уже не за горами.

Прогресс в сфере беспроводных технологий позволяет определять местонахождение пользователей мобильных телефонов, и существует немало фирм, заинтересованных в том, чтобы знать, где в данный момент находятся потенциальные клиенты или собственные сотрудники.

Однако такая возможность вызывает справедливый гнев поборников тайны частной жизни и озабоченность поставщиков решений, которые видят не только перспективы беспроводных технологий, но и потенциальные препятствия юридического и этического характера.

"Система слежения разработана таким образом, что не позволяет людям сохранять свою анонимность", - пояснила Дебора Пирс, адвокат из Electronic Frontier Foundation, группы контроля за конфиденциальностью электронных коммуникаций.

Поводом для широкого обсуждения этого вопроса в США стали новые федеральные нормы, которые обязывают операторов связи встраивать в свои сети специальную технологию определения местонахождения абонента, чтобы команды спасателей могли точно засечь вызовы по номеру 911, сделанные с сотового телефона.

Компании Sprint, Alltel и Nextel планируют ввести в строй трубки со средствами E911. В них установлены микросхемы, обеспечивающие подключение к спутниковой навигационной системе (GPS - Global Positioning System).

Фирмы Verizon и Qwest сделали выбор в пользу сетевого решения, в котором применяется технология триангуляции, позволяющая засечь вызов с сотового телефона, основываясь на геометрии существующей сети. Компания VoiceStream планирует внедрить гибридное решение, использующее функции как самой трубки, так и сети. Вместо микросхемы GPS этот оператор будет использовать программные средства и возможности сети, чтобы вычислить местонахождение абонента.

То, что для одних представляется решением, для других - проблема. Группы контроля за соблюдением тайны частной жизни, да и сами интеграторы говорят, что беспроводная технология с функциями локации откроет ящик Пандоры, полный серьезных проблем.

"Это просто еще один способ, с помощью которого правительство может следить за перемещением людей, и не обязательно с их ведома", - убеждена Пирс.

Потенциально такая информация может быть использована правоохранительными органами для поиска людей и расследования преступлений. Аналогичным образом эти данные могут использоваться и в гражданских делах. Например, адвокату, ведущему дело о разводе, может понадобиться список сотовых звонков супруга-ответчика.

"Концепция Старшего Брата, подразумевающая, что компетентные органы могут знать, где вы находитесь, - основана на постулате, что государство существует для людей и стоит на страже интересов своих граждан, - говорит Ларри Понемон, из компании PricewaterhouseCoopers. - Но та же информация, окажись она в руках террористических организаций, может представлять большую опасность".

Многие компании спешат внедрить функции локации, чтобы использовать их в рекламных целях и для предоставления новых услуг. По прогнозу IDC, оборот на этом рынке вырастет к 2004 г. почти до 5 млрд. долл. (в 2001 г. - примерно 595 млн. долл.).

Как считают эксперты, подобные услуги могут привести к вторжению в частную жизнь. "Я не хочу, чтобы кто-то знал, где я нахожусь, куда иду и что покупаю", - заявил Понемон.

В настоящее время люди защищены законом от нежелательного контента и рекламы. Однако для беспроводной сферы не были установлены специальные законы, поскольку эти технологии остаются относительно новыми.

По мнению представителя Федеральной комиссии по связи (FCC), сотовые телефоны могли бы дать людям больше личной свободы, когда человек мог бы сам выбирать, хочет ли он посылать информацию о своем местонахождении. На трубке должна быть специальная кнопка вызова службы E911. Если же используется постоянно включенное сетевое решение, это не дает возможности отключить функцию локации и перемещения пользователя непрерывно отслеживаются.

"Когда речь идет об определении местонахождения, надо предлагать решения, которые уважают свободу личности", - подчеркнул Ричард Смит, директор по технологии в Privacy Foundation, организации по контролю за тайной электронных коммуникаций. Фонд отстаивает идею размещения на трубке специальной кнопки, которую пользователь должен нажать, если захочет обратиться к услугам, связанным с определением его местонахождения.

Смит заявил, что уже сейчас существует более серьезная проблема - рассылка спама через сотовые телефоны, способные принимать текстовые сообщения. "Если это войдет в моду, то ваш телефон будет звонить, звонить и звонить весь день напролет".

Операторы связи склоняются к тому, чтобы пользователь сам выбирал, какой именно контент или рекламные объявления он хочет получать, сообщил представитель Verizon.

Организация Wireless Advertising Association (WAA), куда входят операторы связи, изготовители устройств и рекламные агентства, также отстаивает принцип пользовательского выбора и будет поддерживать компании, следующие этому принципу, сообщил Тим ДеПрист, председатель правления WAA.

ДеПрист не верит, что наступит время, когда операторы станут по своему желанию посылать пользователям рекламу, например купоны на скидку, когда те проходят мимо магазина. Напротив, полагает он, технология локации будет закреплена только за вызовом службы E911.

"Во-первых, эта технология существует не для того, чтобы посылать рекламу, - говорит ДеПрист. - Во-вторых, операторы не будут использовать технологию локации подобным образом, потому что это дорого и они не станут тратить время и деньги на то, чтобы целыми днями следить за всеми".

Поставщики услуг, основанных на локации, говорят, что они предлагают информацию только в том случае, если пользователь ее запрашивает. Компания AirFlash создала платформу, которая позволяет операторам разрабатывать, например, средства поиска ресторанов и развлекательных заведений. Эти услуги контролируются пользователем и не отслеживают автоматически его перемещения, заявил Корак Митра, главный управляющий производственной деятельностью AirFlash.

"Мы считаем, что хранить информацию в тайне - это обязанность сети, - говорит Митра. - Как поставщик приложений, мы не раскрываем ничего из этой информации и не используем ее в маркетинговых целях или где-либо еще".

Торговый комплекс Palisades Center внедрил у себя программу беспроводного маркетинга, разработанную компанией GeePS, ASP-провайдером беспроводных приложений с функциями локации. Их новая услуга позволяет покупателям подключиться к сети, чтобы получать речевые и текстовые рекламные сообщения о выбранных ими торговых отделах или категориях товаров, используя беспроводные устройства.

"Беспроводный маркетинг - всего лишь естественное развитие стремления быть на переднем крае тенденций в розничной торговле, - говорит Джон Мотт, генеральный директор Palisades Center. - Это способ использовать Интернет и беспроводные технологии, чтобы помочь людям делать покупки".

По словам Мотта, система беспроводного маркетинга, привязанная к конкретному месту, просто подскажет, что можно зайти в магазин и сделать покупку. "Если вы проезжаете мимо Palisades, не думая о покупках, вам будет отправлено напоминание", - пояснил он.

И все же беспроводные коммуникации вызывают опасения относительно сохранения тайны частной жизни покупателей, считает Ребекка Уайтнер, исполнительный вице-президент фирмы Fiderus, предлагающей услуги в области безопасности и конфиденциальности.

По ее мнению, критически важной проблемой беспроводных коммуникаций станет соблюдение конфиденциальности, и это потребует сквозного шифрования и других мер предосторожности.

Как подчеркнул Эл Декер, главный управляющий Fiderus, в беспроводной технологии существуют те же проблемы, что и в проводной. Все определяется тем, какого рода персональную информацию компания собирает и как планирует ее использовать.