С 9 по 12 января в Сан-Франциско, в Moscone Center, прошла выставка Macworld Expo. Мне довелось побывать на ней в составе довольно большой группы представителей российского сообщества ("комьюнити", как принято говорить) Apple. Поездка была организована Apple и ее представителем в России - компанией DPI. Стоит отметить, такой многочисленной делегации из России на выставке еще не было за все 10 лет присутствия Apple на нашем рынке. Можно ли видеть в этом знак того, что "лед тронулся", и в "большой" Apple обратили наконец более серьезное внимание на рынок, занимающий 1/8 часть суши?

С тех пор как летом 1997 г. Стив Джобс вернулся в Apple, выработался своего рода ритуал - каждая выставка Macworld открывается его сольным выступлением (keynote), очень тщательно срежиссированным, в котором и представляется все, что приготовила компания к выставке. По существу, keynote Джобса - главное событие выставки, задающее погоду в "мире Apple" на ближайшие месяцы. Во многом именно для того, чтобы лично прочувствовать грядущие перемены, окунувшись в особенную атмосферу "эппловской" выставки вообще и keynote - в первую очередь, и съезжаются тысячи "маковских" пользователей, разработчиков, продавцов, сотни журналистов со всего мира. Пятитысячный зал Moscone Center был забит, и не все желающие в него попали - доступ в зал пришлось перекрыть, когда от стоявшей с раннего утра очереди оставался еще длинный хвост. Непопавшие, конечно, увидели синхронную трансляцию действа на больших экранах, но, как и во всяком по-настоящему хорошем театре, экран не в состоянии передать всей магии игры артиста, того поля взаимодействия, которое возникает между ним и наэлектризованным залом.

Итак, вот кратко суть сделанных на Macworld объявлений с минимальными комментариями (желающие узнать что-то более подробно или просто получить заряд эмоций, взглянув на выступление Джобса, могут посмотреть Интернет-трансляцию по адресу www.apple.com/quicktime/qtv/mwsf01/).

Mac OS X

Ее разработка вышла на финишную прямую: все основные механизмы работают, наступила пора последних взаимоувязок и подстроек, вылавливания оставшихся "багов". Совершенствуется принципиально новый пользовательский интерфейс "десятки", плюсы и минусы которого на реально работающей системе проявляются куда яснее. Public Beta-версия доступна уже несколько месяцев, установлена более чем на 100 тыс. компьютеров, и сейчас разработчики аккумулируют и обрабатывают интенсивный поток обратной связи от добровольных тестировщиков (более 70 тыс. откликов), устраняя минусы и наводя глянец на плюсы. Джобс с видимым удовольствием демонстрировал (под одобрительные шум и крики аудитории) новые "вкусные" свойства "десятки", дополнения в интерфейсе, действительно очень заметно изменившемся по сравнению с Public Beta. Отметим, в частности, что компания, прислушавшись к голосу пользователей, вернула целый ряд особенностей интерфейса, изначально присущих традиционной Mac OS (вроде меню под "яблочком" в левом углу экрана).

На выставке демонстрировалось множество "родных" приложений для "десятки", в том числе и от тех фирм, которые раньше вообще не жаловали вниманием платформу Apple. В частности, в ходе keynote состоялся дебют пакета Maya, на котором сегодня производится едва ли не большинство компьютерной графики для кино. К осени выйдет Microsoft Office для новой системы. Джобс обещал настоящий фейерверк приложений для "десятки" на июльской выставке Macworld в Нью-Йорке. (Напомним на всякий случай, что все "старые" программы тоже идут под Mac OS X, хотя и не пользуются всеми преимуществами истинной многозадачности.)

Переход к Mac OS X, современной истинно многозадачной и многопотоковой системе, гибриду Mac OS и Unix (точнее, NEXTSTEP), над микроядром Mach 3.0, - действительно эпохальное событие в истории Apple (см. цикл статей Олега Фоминова "X в Кубе", PC Magazine/RE № 12/2000 и далее). И он жизненно важен для компании, чтобы полностью использовать многократно возросшие вычислительную мощь, коммуникационные и мультимедийные способности компьютеров, открыть для них в наступившем десятилетии принципиально новые потребительские возможности в создающейся вокруг нас единой цифровой широкополосной среде. Официальное начало новой эпохи назначено на 24 марта 2001 г., когда Mac OS X поступит в продажу по цене 129 долл. С лета система начнет поставляться со всеми компьютерами Apple.

Power Mac G4

После того как компании Motorola удалось преодолеть технологические трудности и выпустить процессоры новой модели PowerPC 7450, Apple наконец-то смогла обновить частоты в семействе Power Mac G4. Напомним, на июльской выставке Macworld, чтобы компенсировать увеличивающееся "мегагерцевое отставание" от Wintel, эти компьютеры были представлены в двухпроцессорном варианте. Новые ступени модельного ряда - 466, 533, 667 и 733 МГц. При этом рост быстродействия новых процессоров обусловлен не только повышением их рабочей частоты, но и рядом внутренних архитектурных особенностей. Заметно улучшены и прочие параметры производительности самих компьютеров - частота работы системной шины и памяти, пропускная способность PCI-гнезд (причем их теперь четыре вместо трех). И подобно тому как в июле на Macworld однопроцессорный 500-МГц Power Mac G4 уверенно обгонял 1-ГГц компьютер на Pentium III (а двухпроцессорный обошел его в два раза), так и на этот раз, ко всеобщему удовольствию зала, G4/733 на 12 с обошел Pentium IV 1,5 ГГц на тестовом примере Photoshop.

Получили подтверждение слухи о смене симпатий Apple в области графических плат. Лишь у младшей модели в пятом разъеме системной платы (AGP 4Х) установлена прежняя ATI Rage Pro 128, три старшие впервые оснащены платой от компании nVidia (до сих пор "маковский" рынок игнорировавшей) - GeForce2 MX с 32-Мбайт SDRAM. ATI Radeon так и осталась опцией при покупке через электронный магазин Apple Store...

Память у новых Power Mac - от 128 до 256 Мбайт, жесткий диск Ultra ATA/66 от 30 до 60 Гбайт, ценовые ступеньки: 1699-2199-2799-3499 долл. (здесь и далее - цены Apple Store). Опцией, доступной лишь через Apple Store, является единственная теперь двухпроцессорная модель - на процессорах 533 МГц за 2499 долл. Фирменный дизайн G4 оставлен прежним.

SuperDrive

Три младшие модели Power Mac G4 оснащены накопителями CD-RW, а старшая - новым Apple SuperDrive, комбинированным CD-RW/DVD-R приводом (разработанным и выпускаемым фирмой Pioneer), причем созданные с его помощью диски DVD можно воспроизводить в любых бытовых DVD-проигрывателях. Джобс в своем выступлении отметил, что до сих пор один лишь накопитель с функциями SuperDrive стоил почти 5 тыс. долл. - теперь же он за 3,5 тыс. приходит в составе мощной универсальной вычислительной системы. А по неофициальным сообщениям представителей фирмы Pioneer, этот накопитель в принципе готов выполнять функции не только DVD-R, но и DVD-RW. Лишь разногласия в индустрии относительно стандарта на этот формат побудили фирму пока не открывать данный режим для пользователей. Однако, после того как стандарт DVD-RW будет согласован, функции DVD-RW смогут быть добавлены с помощью программного дополнения к SuperDrive.

Конечно, Apple недолго ходить в единоличных лидерах технологии, соглашение ее с Pioneer не эксклюзивное, и уже в марте Compaq собирается выпустить компьютер с тем же накопителем; кроме того, как только ситуация со стандартами на запись DVD окончательно прояснится, другие производители оптических накопителей ринутся завоевывать данный рынок. Но самое сильное в данном ходе Apple - вовсе не то, что она оказалась первой. Apple предложила решение (точнее, сразу два!) для того, чтобы этот накопитель с первого же дня можно было реально использовать.

iMovie. iTunes. iDVD. i...?

Год с небольшим назад, выпустив iMac DV, оснащенный портом FireWire, Apple включила в комплект поставки программку iMovie. Тем самым она совершила домашнюю видеореволюцию, как когда-то совершила революции в издательском деле, а потом и в обработке изображений. iMovie как цементирующий элемент комплекса из "Макинтоша" и цифровой видеокамеры (DV или Digital8) открыла перед всеми, от 7-летнего ребенка и домохозяйки до видеолюбителя со стажем, возможность полноценного видеомонтажа и изготовления собственного фильма. Apple удалось достичь удивительной простоты и скорости работы программы. Мне довелось дважды тестировать iMovie в комплекте с iMac и iBook и камерами Sony Digital8 - и должен сказать, всего через пару дней у вас меняется отношение к видеокамере и компьютеру: друг без друга они уже кажутся устройствами некомплектными, а к вам приходит новое ощущение "видео на кончиках пальцев" (см. "Комплект" и "Комплект-2", PC Magazine/RE № 2/2000, 1-2/2001). Джобс сказал на Macworld, что "Макинтош" с iMovie в 10 раз повышает потребительскую ценность (value) цифровой видеокамеры - не знаю, как точно измерить коэффициент, но качественно он безусловно прав. И, на мой взгляд, верно и обратное.

9 января Джобс представил "сестер" iMovie - две новые i-программы, которые тоже будут бесплатно поставляться с компьютерами Apple и, в соответствии с давней мантрой Джобса, неуклонно развивать и раздвигать творческие способности и возможности пользователя "Макинтоша". Программа iTunes не только помогает собирать (отовсюду - с CD, MP3, из Интернета), сжимать, упорядочивать, хранить и прослушивать свои коллекции музыкальных произведений, но и сделала чрезвычайно простым и общедоступным процесс создания и записи собственного аудио-CD. Достаточно (если есть CD-RW) нажать одну кнопку - Burn, и вы получаете аудиодиск с собственноручно отобранным контентом (наш привет RIAA со товарищи!). iTunes можно бесплатно скачать с сайта Apple.

Второе объявление было совсем уж неожиданным: теперь почти так же просто, как записать CD, можно будет создать полноценный, со всеми меню, интерактивностью и пр., собственный диск DVD! (признайтесь честно, вряд ли кто ждал такого раньше чем через несколько лет). Причем диск будет "играться" на любом домашнем DVD-плейере. Таким образом, в частности, обеспечивается цифровая среда распространения изготовленных в iMovie фильмов; предусмотрен также режим создания фотоальбомов на DVD, что интересно для обладателей цифровых фотокамер. Все это обеспечит программа iDVD - в комплекте с процессором G4 и Apple SuperDrive (пока поставляется только с Power Mac/733).

Следующая новинка, DVD Studio Pro, рассчитана на профессионалов. Подобно тому как у "потребительской" iMovie есть "старший брат" - профессиональный пакет монтажа Final Cut Pro, так и для DVD компании Apple выпустила решение с такой же как у Final Cut ценой (995 долл.) - и с функциональностью многотысячных пакетов и программно-аппаратных комплексов DVD-авторинга. Отметим еще одно достижение разработчиков: входящий в состав iDVD и DVD Studio новый программный MPEG2-кодер. Он построен на глубоком использовании возможностей сопроцессора Velocity Engine процессора G4, благодаря чему время кодирования одной минуты видео для DVD снизилось с обычных для программных кодеков 20-25 мин до двух!

Теперь обычный "Макинтош" сразу же после распаковки готов работать в качестве не только студии видеомонтажа, но и домашней фонотеки с возможностью изготовления дисков CD, а также (если он снабжен SuperDrive) - станции подготовки и записи DVD. Давайте посмотрим также на связь этих возможностей между собой в одном компьютере, на комплексные творческие проекты, которые можно создавать с их помощью. Что же приобретает человек, покупающий сегодня "Макинтош"? Компьютер или уже что-то качественно иное?

Джобс отметил, что Apple предлагает решения, которые на годы опережают любые другие, предлагаемые на рынке, - и это похоже на правду. Теперь его "i-политика" прояснилась, и, наверное, можно начинать экстраполировать. Что будет следующим? iMusic? (между прочим, представляя iTunes, Джобс несколько раз назвал ее именно так; оговорка это? название рабочей версии? или именно ведущейся разработкой отдельной программы аудиоредактирования можно объяснить звуковые слабости iMovie?) iPhoto? iTV? iPhone? iPDA? iHome?

Titanium

Под занавес речи (когда заявленное время ее истекло и кто-то уже решил, что на этот раз - все, представление закончено) Джобс, как обычно, выступил с сюрпризом. Выдержав паузу, он произнес-таки традиционную заветную фразу: "И еще одна вещь..." - смех, свист, аплодисменты зала и... На прошлом Macworld, напомним, таким сюрпризом был G4 Cube. Теперь - Titanium.

Сверхтонкий - 1 дюйм (т. е. меньше, чем у эталона этого "твигги-направления", Sony Vaio Z505 - 1,15 дюйма!), но при этом полнофункциональный ноутбук на процессоре G4, с широкоформатным экраном 3:2 (1152 х 768) с диагональю 15,2 дюйма (у Vaio, напомним, 12,1 дюйма), массой 2,4 кг и в серебристом корпусе из "коммерчески чистого" (CP-1) титана. Он оснащен: портами FireWire, двумя USB, 10/100 Ethernet, инфракрасным IrDA, выходами VGA, S-Video, стереозвука, антенной и гнездом для платы AirPort, модемом 56 кбит/с, графической платой Rage Mobility 128 с 8 Mбайт SDRAM, гнездом для PC Card и, наконец, накопителем DVD-ROM c "тостерной" загрузкой. (Отметим, при толщине компьютера в 1 дюйм такого еще не бывало, "субноутбуки", к которым по своим габаритам с полным правом относится Titanium, до сих пор вообще не оснащались сменными накопителями. Ни у Vaio, ни у ThinkPad X, ни у Toshiba 7010CT нет оптических дисков - приходится носить с собой внешний.) Внутри - G4 со сниженным энергопотреблением (PowerPC 7410) и частотой 400 или 500 МГц, 128 или 256 Мбайт памяти, 10 или 20 Гбайт диск. Цены этих двух модификаций - 2599 и 3499 долл., что вполне сопоставимо с портативными ПК, уступающими Titanium по ряду параметров (так, у Vaio Z505 - 2549 долл., у ThinkPad T - 2749), а среди обладателей 15-дюйм экрана он вообще один из самых дешевых.

Аналитики единодушны в том, что новый PowerBook G4, со своим комплексом свойств, с изысканным, но более традиционным, чем у PowerBook G3 (не говоря уже про iBook) дизайном и конкурентной ценой, должен пользоваться успехом среди бизнесменов и может поправить позиции Apple в этом секторе рынка. Добавим сюда людей творчества, медиа-профессионалов, для которых Titanium - готовый (и ранее недоступный) мобильный вариант студии, по вычислительной мощности не уступающий стационарным студиям на базе прежних Power Mac G4, с широким экраном, идеальным для многооконных монтажных программ вроде Final Cut (и, конечно, предустановленной на нем iMovie). И с батарейкой на 5 ч работы! Думаю, у Titanium есть все шансы стать и знаковым элементом стиля для VIP. Теперь дело только за Apple - за ее способностью удовлетворить уже поднявшуюся волну спроса на эти компьютеры, за (входящим в известное противоречие с п. 1) сверхстрогим контролем качества комплектующих и сборки, чтобы с самого начала обеспечить непререкаемую надежность работы всех подсистем в этом ультратонком корпусе. И еще за точным и своевременным маркетингом, чтобы не повторить ошибки с "Кубом", не бросать дела на самотек и обеспечить плавный переход волны начального спроса в не менее высокий уровень спроса повседневного.

Накануне Токио

Очевидно, после выхода iTunes потребительским моделям Apple, iMac и iBook, не хватает дисководов CD-RW. Apple обещает нынешним обладателям этих машин в ближайшее время обеспечить драйверы и для работы с внешними CD-RW. А уже в конце февраля состоится Apple Expo в Токио - следующее из четырех традиционных "премьерных" событий для Apple, причем имеющее именно "consumer"-ориентацию. Я думаю, теперь можно почти с полной уверенностью ожидать появления в Токио новых iMac - со встроенными CD-RW, как у Power Mac G4 (хорошо бы и новых iBook тоже, но, наверное, не все сразу). Хотя, конечно, лучшим решением были бы комбо-драйвы DVD-ROM/CD-RW, хотя бы у старших модификаций iMac. Чтобы не терять возможности просмотра дисков, приготовленных в iDVD...

Что касается iDVD и SuperDrive, то, конечно, технология пока дорога для "простого" потребителя, старший Power Mac за 3500 долл. для него - неподъемная ноша. Но Apple удалось сделать гигантский рывок, максимально приблизив технологию к широким слоям пользователей, едва ли не на порядок снизив ценовой "порог вхождения" в область изготовления DVD и уж не знаю во сколько раз упростив все процедуры, "спрятав" технологию от пользователя. И потому iDVD уже сегодня найдет применение в учебном процессе, в разного рода видеоархивах, можно ожидать и появления сети маленьких недорогих коммерческих студий на принципе "Приди и сделай DVD!". По оценке Consumer Electronic Association (CEA), в 2000 г. продано 12,5 млн. DVD-плейеров, и темп роста продаж этих устройств не имеет аналогов в истории бытовой электроники. Так что iDVD пришла вовремя.

Насчет "домашнего решения" для iDVD, вероятности появления iMac сразу и с G4, и с SuperDrive - сомневаюсь: такой компьютер зашкалит за 2 тысячи и попросту выйдет за пределы своего класса; придется ждать удешевления компонентов. А вот элитный Cube... Он буквально просится в эту нишу. Представьте этот маленький бесшумный прозрачный кубик на столике, в интерьере домашнего кинотеатра. Красиво, компактно, полный спектр "i-возможностей": снял кино, подобрал музыку, смонтировал, сделал DVD, позвал друзей... Причем процессор G4 у "Куба" уже есть - остается добавить SuperDrive, и получим истинную DreamMachine эксклюзивного стиля. Особенно если с плоским широкоэкранным Cinema-дисплеем и под "десяткой". Вот вам и позиционирование, и двигатель продаж для "Куба"! Увы, пока есть существенное "но": у SuperDrive не "слотовая" система загрузки диска, которой требуют особенности дизайна "Куба"...

Конечно, многие нынешние владельцы машин на G4 хотели бы отдельно докупить внешний SuperDrive (его цена, по имеющимся данным, в районе 1000 долл.), но это вопрос скорее к Pioneer и ее производственным мощностям, хотя и Apple, заинтересованная в продажах новых компьютеров, может сказать свое слово. В общем, вполне вероятно, что в первое время устройства будут доступны только "в комплекте".