В бизнесе часто случаются взлеты и падения. Количество неудачных проектов, благополучно забытых всеми, кроме непосредственных участников событий, наверняка превосходит число побед. История компании Cybiko, которая вывела, и поначалу очень успешно, на рынок США карманные коммуникационные устройства, разработанные в России, у всех, кто следил за ее развитием, вызвала одну реакцию: мы проиграли.

Интерес к Cybiko можно объяснить тем, что это единственный, столь громко заявленный за рубежом российский ИТ-проект. Мы все время оставались сторонними наблюдателями истории Cybiko: компания играла на поле, далеком от интересов всех российских ИТ-фирм (даже тех, кто работал на зарубежных рынках), а гордость за русские мозги, которые, воплотившись в проекте Cybiko, казалось бы, имели все шансы покорить Запад, добавляла положительные эмоции.

Начиналось все очень красиво. Мобильное устройство Cybiko, оснащенное системой беспроводной связи, обладало возможностью находить себе подобных в ближайшем окружении на расстоянии до 100 м. Устройство было оснащено стандартными функциями КПК, а также разнообразными играми. Активные продажи Cybiko начались в США в 2000 г. Руководство компании было уверено, что Cybiko сумеет завоевать популярность среди американских подростков.

Осенью того же года в состав инвесторов Cybiko вошла крупнейшая американская Интернет-компания America-on-Line. Но не успела Cybiko как следует раскрутиться, как на мировой ИТ-рынок обрушился тяжелейший кризис, который не мог не отразиться на капитализации молодой компании. Продажи устройств также заметно отставали от запланированных показателей. Недовольство инвесторов росло, росли и убытки компании. Для продолжения работы Cybiko потребовались новые инвестиции и в число инвесторов вошли фонды Sun Capital Partners и «США-Евразия».

Деньги эти дорого обошлись компании. Когда ситуация на рынке стала ухудшаться, инвесторы потребовали расширения своих прав. Действия «денежных» инвесторов автоматически приводили к снижению доли тех, кто рискнул вложиться в Cybiko первым. В результате доли Эстер Дайсон, Георгия Пачикова, Анатолия Карачинского, Сергея Васильева, да и самого Давида Яна заметно обесценились.

В апреле 2002 г. Давид Ян, основатель и идейный вдохновитель Cybiko, оставил пост генерального директора компании, сохранив, правда, должность председателя совета директоров. Фактически он полностью отошел от управления фирмой. Сама же компания была разбита на три части и в таком реструктурированном виде под руководством нового директора Фила Террета, назначенного контролирующим компанию фондом Sun Capital Partners, продолжит свою деятельность. С уходом Давида Яна компания перестала быть российской по духу (юридически она всегда была американской фирмой).

Трудно сказать, вызваны ли неудачи Cybiko объективными причинами или стали следствием просчетов менеджмента. Хочется верить, что проект Cybiko все же добьется успеха. Но как бы ни сложилась в дальнейшем его судьба, история компании ясно показала, что российский бизнес пока еще очень неуверенно чувствует себя на Западе. Главное, сделать правильные выводы из истории с Cybiko.