Более полугода компания SCO Group предъявляет обвинения IBM и сообществу Linux в незаконном использовании кода Unix, правом на который она обладает. События развиваются по нарастающей: сумма требуемой компенсации увеличивается, в спор вовлекаются все новые участники, воюющие стороны выдвигают все более весомые аргументы. Тучи над Linux сгущаются. Но сторонники бесплатной ОС не сидят сложа руки, а готовятся отразить атаку.

Как все начиналось

В марте этого года компания SCO Group поразила весь мир, потребовав огромную компенсацию — 1 млрд. долл. — за незаконное использование кода Unix. И от кого? От IBM! Неужели мы стали зрителями очередной инсценировки басни «Слон и Моська»? Ведь разница оборотов SCO и «Голубого гиганта» даже больше, чем отличаются размеры героев бессмертного произведения Крылова. Казалось, что и результат этих нападок будет такой же, как в басне. Но дальнейшее развитие событий показало, что не все так просто.

Чтобы понять суть дела, необходимо, прежде всего, разобраться в довольно запутанной истории прав на Unix. Эта ОС была создана более 30 лет назад лабораторией Unix Systems корпорации AT&T, а затем продана (точнее, проданы были права на интеллектуальную собственность) фирме Novell Networks, которая, в свою очередь, продала ее компании Santa Cruz Operations (SCO). Но это вовсе не та SCO, о которой здесь идет речь. Дело в том, что SCO продала права на Unix и два своих продукта — UnixWare и OpenServer фирме Caldera International. После этого последняя изменила название на SCO Group, а исходная SCO стала называться Tarantella. Так что нынешняя SCO это бывшая Caldera — дистрибьютор Linux и один из участников объединения UnitedLinux, продвигающего унифицированную версию Linux. Получается, что активный сторонник идеи открытых исходных кодов (Open Source) вдруг резко изменил политику и пошел в атаку на бывших товарищей. Чем же это вызвано?

Дело в том, что дела у компании шли неважно: обороты сокращались, убытки росли, а курс акций падал. Пытаясь поправить положение, SCO в январе этого года объявила стратегию SCOsource, цель которой — агрессивный сбор лицензионной платы за использование кодов Unix. Атака на IBM — первый результат этой стратегии. В иске, поданном в марте, SCO обвинила IBM в незаконном присвоении секретов производства, недобросовестной конкуренции, нарушении контракта и препятствии бизнесу SCO, пригрозив, что если ответчик не удовлетворит выдвинутые требования, то с 13 июня лишится лицензии на Unix, а следовательно, и права продавать свою Unix-систему AIX. И хотя первая атака была направлена не на сообщество сторонников открытых кодов, а только на IBM, в ней уже появилось упоминание о Linux. SCO заявила, что IBM незаконно использовала полученные знания об Unix в работе над Linux. Откуда же поступили эти знания? Оказывается, говорится в обвинении, IBM получила их от SCO несколько лет назад, когда обе компании участвовали в проекте Monterey по созданию версии Unix для процессора Intel Itanium. В 2001 г. IBM прекратила свое участие в проекте, найдя его бесперспективным. Но в SCO убеждены, что IBM применила полученный опыт в собственных разработках. На это, по мнению SCO, указывает необыкновенно быстрое «возмужание» Linux, за несколько лет превратившейся из ОС для ПК в высокопроизводительную систему для многопроцессорных серверов.

Представители IBM категорически отвергли все четыре обвинения и, в свою очередь, обвинили SCO в препятствии развитию ПО с открытым исходным кодом и в попытке присвоить права на широко используемую технологию. «Голубой гигант» выразил желание встретиться с противником в суде, но, по словам юристов, занятых этим делом, слушание начнется не скоро.

События нарастают

Тем временем SCO продолжила нападки, напрямую обвинив сообщество Linux в использовании кодов Unix в ядре ОС. Компания сообщила, что нашла точно совпадающие участки кода, но не раскрыла, какие именно, чтобы использовать их в качестве вещественных доказательств в суде. Кроме того, по мнению SCO, имеются еще два типа кодов, незаконно перенесенных из Unix в Linux. Во-первых, это расширения Unix, написанные компанией IBM, а затем добавленные в Linux, например, технологии обновления копий с правом чтения (read-copy update, RCU) и доступа к неоднородной памяти (NUMA). Во-вторых, методы и концепции Unix, присутствующие в Linux. Это обвинение — серьезный удар по дистрибьюторам Linux. Впервые у заказчиков попытались вызвать сомнение в легальности программ с открытым кодом. Масла в огонь подлила и Microsoft, известная своим негативным отношением к идее открытых кодов. «Клиенты никогда не знали, кто стоит за этим проектом», — заявил Стив Боллмер, имея в виду Linux.

На первый взгляд казалось, что SCO рубит сук, на котором сидит. Ведь будучи дистрибьютором Linux, компания не заинтересована в подрыве этого бизнеса. Но дело в том, что от продаж Linux она получала лишь ничтожную долю дохода, а основную часть обеспечивали Unix-продукты и лицензии на интеллектуальную собственность. Так что здесь ей нечего было терять. Это подтвердило дальнейшее развитие событий — через пару недель компания сообщила о прекращении распространения своей версии Linux.

Поставщики Linux по-разному реагировали на угрозу. Red Hat сообщила, что обвинения ее не волнуют, но затем все-таки основала фонд для юридической защиты сообщества Open Source от нападок SCO и вложила в него 1 млн. долл. SuSE поторопилась договориться с SCO и заключила соглашение о взаимном обмене лицензиями. HP недавно сообщила, что берет на себя обязательство возместить своим заказчикам ущерб от судебных преследований. Другими словами, если SCO подаст иск против клиентов HP, то будет иметь дело с одной из крупнейших ИТ-компаний со всеми вытекающими из этого последствиями. Sun также приняла такие обязательства, но только для заказчиков своих настольных Java-решений, включающих Linux. Остальные игроки рынка Linux сплотились перед лицом общего врага.

Обнаружив, что пробить брешь в стане Open Source не удалось, SCO взялась за заказчиков и разослала 1500 писем крупнейшим корпорациям из числа пользователей Linux с предупреждением об юридической ответственности за нарушение авторских прав. Чтобы избежать преследования, говорилось в послании SCO, пользователи должны приобрести лицензии на право применять двоичный код Unix в составе Linux.

Сначала, когда стоимость лицензии еще не была объявлена, некоторые аналитики назвали этот шаг разумным, рассудив, что заказчикам будет проще заплатить небольшую (как они полагали) сумму, чем заниматься судебными разборками. Но они серьезно ошиблись. Когда через пару недель SCO сообщила стоимость лицензии, все просто ахнули!

Ставки взлетают

За использование Linux на ПК предлагалось заплатить 199 долл., а на сервере — 699 долл. (на один процессор), причем после 15 октября стоимость серверной лицензии возрастает до 1399 долл. И это — для почти бесплатной ОС! Для сравнения: настольная версия Red Hat стоит всего 39 долл. По единодушному мнению аналитиков, такая лицензионная плата просто убьет Linux. Ведь лишившись дешевизны, эта ОС утратит свое преимущество. Но SCO это, похоже, мало волнует. Руководители компании перешли от нападок на Linux к атаке на саму идею общедоступной лицензии (general public license, GPL), по которой распространяется практически все ПО с открытым исходным кодом, и назвали этот подход некорректным с деловой и юридической точки зрения, а себя представили борцами за справедливость и защитниками прав на интеллектуальную собственность в эпоху Интернета.

Однако эти заявления вряд ли способны убедить общественность в благих намерениях SCO. Особенно настораживают действия компании против пользователей Linux.

Вспомним, что на протяжении всей мировой истории во время войн сильнее всего страдает мирное население. В этом смысле война между SCO и сторонниками Linux не является исключением. Здесь роль мирного населения играют пользователи, которые теперь стали заложниками одной из воюющих сторон. Правда, аналитики предполагают, что мало кто из них заплатит SCO сразу, не дожидаясь вызова в суд.

Пока таких судебных дел еще не было. Но компания пригрозила в ближайшее время разослать пользователям Linux счета для оплаты.

Нападая на «мирных граждан», SCO не забыла и своего главного противника. В середине лета компания выдвинула против IBM новый иск, требуя на этот раз уже 3 млрд. долл. (!) в качестве компенсации убытков из-за нарушения контрактов и недобросовестной конкуренции. Стараясь как можно сильнее очернить противника, SCO использовала даже политические мотивы, обвинив IBM в том, что корпорация открыла доступ к многопроцессорной ОС всем странам мира, включая врагов США — Кубу, Иран и Северный Вьетнам, которые «теперь могут использовать ПО с открытым кодом для разработки оружия и технологий шифрования». Кроме того, в этом иске SCO впервые непосредственно обвинила Линуса Торвальдса в использовании закрытого кода Unix в своей ОС. «Он не может определить, кому принадлежат права на интеллектуальную собственность кода, который поступает ему от сообщества разработчиков. Если часть кода скопирована незаконно, он не в состоянии это проверить», — говорится в иске. Торвальдс немедленно ответил, что весь процесс разработки Linux совершенно прозрачен, и предложил SCO назвать конкретный спорный код, а также сообщил, что весь поступающий код проходит тщательную идентификацию.

Ответ Чемберлену

Наконец и «слон» зашевелился. Не прошло и пары недель, как IBM нанесла мощный ответный удар по противнику, выдвинув встречный иск. В документе говорится, что поскольку SCO сама распространяла Linux по лицензии GPL, то не имеет права утверждать, что эта ОС составляет чью-то собственность. Ведь по условиям GPL, компания не может быть собственником ПО, распространяемого по этой лицензии.

Кроме того, IBM обвинила противника в нарушении четырех патентов и препятствии бизнесу путем угрозы запретить распространение системы AIX (хотя SCO так этого и не сделала). В качестве компенсации требуется неназванная сумма денег и запрет SCO продавать свое ПО. Аналитики одобрили этот шаг IBM, считая, что спор из-за патентов очень сложен и, скорее всего, заставит воюющие стороны сесть за стол переговоров.

Но события продолжали развиваться. Почти одновременно иск против SCO подала и компания Red Hat. Ведущий дистрибьютор Linux потребовал принять судебное решение о том, нарушает ли Linux авторские права SCO. «Обвинения создают вокруг Linux атмосферу неуверенности и страха, затрудняя развитие бизнеса, связанного с программами с открытым исходным кодом», — говорится в иске. Этому необходимо положить конец.

Таким образом, противники SCO от обороны перешли в нападение. Как показали дальнейшие события, это было только начало. В конце сентября IBM сделала следующий шаг, предъявив SCO новое обвинение — на этот раз в нарушении авторских прав. «Не соблюдая условия GPL, компания тем самым нарушает авторские права на код, который IBM передала в Linux для использования только по лицензии GPL», — утверждается в этом документе. Сторонники Linux также пошли в атаку. В конце сентября они опубликовали в Интернете открытое письмо с предложением пользователям после получения счета от SСO обратиться в суд c обвинением в обмане потребителя. Перспектива столкнуться с множеством судебных дел вряд ли обрадует компанию. На данный момент это — последнее событие в войне вокруг Linux.

Что дальше?

Все наблюдатели сходятся на том, что конфликт разрешится не скоро, так как судебные дела по поводу патентов и авторских прав могут тянуться годами. Чем закончится процесс — также трудно сказать, поскольку ни одно из обвинений SCO еще не доказано.

Что касается целей SCO, то здесь мнения расходятся. Сначала многие считали, что компания просто старается привлечь к себе внимание, пытается решить практические задачи — повышение курса своих акций. Надо сказать, что ей это удалось — стоимость акций выросла. Это дало повод назвать действия SCO предпродажной подготовкой.

Но пока сообщений о планах покупки компании не появилось. Впрочем, их трудно ожидать, учитывая ее нынешнее положение. Ведь она не только обрела врага в лице крупнейшей ИТ-компании, но и восстановила против себя огромное сообщество сторонников открытых кодов. В этой связи процесс SCO против Linux сравнивают с попыткой запретить движение за гражданские права.

Пользователей, похоже, не слишком беспокоят нападки SCO. Так, опрос, проведенный недавно аналитической компанией Forrester Research, показал, что только 16% крупных предприятий замедлили переход на ПО с открытым кодом из-за последних событий.

Правда, аналитики из Gartner все-таки советуют пользователям проявить осторожность и пока не торопиться разворачивать Linux.