На рынке сотовой связи прошедший год был ознаменован бурным развитием. Пожалуй, ни один сектор телекоммуникационного рынка не развивался так стремительно. Федеральные операторы — «ВымпелКом», «Мегафон» и МТС — активно расширяли зоны действия своих сетей, открывая филиалы в новых субъектах федерации, привлекали новых абонентов. По оценкам ряда аналитиков, к концу 2003 г. показатель проникновения сотовой связи в России составил 30%. А к 2006 г. он может достичь 79,5%.

Из крупных операторов первым итоги работы в 2003 г. объявил «ВымпелКом». Компания сообщает, что ее чистая операционная выручка составила 1,336 млрд. долл. (рост по сравнению с предшествующим годом 73,8%), а чистая прибыль — 234 млн. долл. (рост 80,6%). Эти показатели ниже, чем у основного конкурента — МТС (см. врезку). Тем не менее Александр Изосимов, генеральный директор «ВымпелКом», считает прошедший год удачным: «Мы удвоили абонентскую базу, что должно благоприятно сказаться на финансовых результатах компании в этом году».

Стоит отметить, что по данным на конец прошлого года, «ВымпелКом» обслуживал 11,44 млн. абонентов, из которых только 5,66 млн. в московской зоне. В компании прогнозируют, что в дальнейшем рост абонентской базы будет происходить в основном за счет регионов. Эта ситуация характерна не только для этого оператора, но и для его конкурентов. Сейчас он предоставляет услуги (напрямую или через аффелированные структуры) в 56 регионах России. При этом «ВымпелКом» располагает лицензиями на работу еще в 18 субъектах РФ. Исключение составляет лишь Дальневосточный федеральный округ, разрешение на работу в котором компания так и не получила.

Говоря о планах на этот год, Изосимов заявил, что компания готовится к работе в условиях насыщенного рынка. Для этого «ВымпелКом» будет уделять повышенное внимание скорости и эффективности построения сетей связи, разработает программу повышения лояльности абонентов, а также займется укреплением своих позиций в корпоративном секторе (в руководстве компании не скрывают, что пока они слабы).

МТС
Оператор объявил итоги 2003 г. Выручка составила 2,55 млрд. долл., что на 87% больше, чем в 2002 г. На столько же возросла чистая прибыль, которая в 2003 г. составила 517,2 млн. долл. Абонентская база МТС составила 19,12 млн. человек, из которых 3,84 млн. обслуживаются на территории Украины (сеть UMS). Капитальные вложения в основные средства в 2003 г. составили 839,2 млн. долл., из которых 187,6 млн. было потрачено на развитие сети на Украине. Общая задолженность МТС на конец года составила 1,66 млрд. долл., а чистый долг — 1,32 млрд. В 2003 г. коэффициент оттока абонентов составил довольно большую величину — 47,3%. Такой показатель в компании объясняют отсутствием контрактов с абонентами (с указанием сроков их действия), платы за подключение, а также тем, что конкурирующие компании постоянно вводят новые тарифы, побуждающие абонентов часто менять тарифные планы и операторов.