Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий
Компьютеры
Общий объем рынка компьютеров — ПК, ноутбуки, карманные компьютеры (КПК), серверы на платформе Intel — в 2003 г. оценивается примерно в 3,7 млн. шт. В денежном выражении это соответствует 2,317 млрд. долл.
Около 87,5% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, примерно 8,5% — на ноутбуки, 2% — на КПК и примерно 2% — на серверы (на платформе Intel).
По сравнению с 2002 г. объем продаж ПК вырос почти на 21,4%. На рынке серверов рост составил 20,9%, а ноутбуков было продано на 84,3% больше. Продажи КПК выросли на 60,7%.
В лидирующую группу по итогам 2003 г. входят* Aquarius, Excimer DM, Formoza, Hewlett-Packard и Kraftway, при этом доля пяти лидеров составила 22% продаж, а показатели первой тройки очень близкие.
В сегменте ноутбуков первые места заняли Asustek, Hewlett-Packard, iRU, Rover Computers, Toshiba — на их долю приходится 64,6% всех продаж. Лидером рынка по-прежнему является марка RoverBook.
Наилучшие показатели по продажам КПК у Hewlett-Packard. Доля первых пяти компаний — Hewlett-Packard, Nokia, PalmOne, Rover Computers, Sony — составила 81,5% всего объема продаж.
В сегменте серверов уверенно лидирует Hewlett-Packard. Первая пятерка производителей этого класса техники — Aquarius, Hewlett-Packard, IBM, Inforser, Kraftway — контролирует 55,3 % продаж в натуральном выражении.
Мониторы
Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил более 4,36 млн. шт., что превысило показатель 2002 г. на 39%. В денежном выражении рост был несколько больше, поэтому объем рынка за 2003 г. оценивается почти в 1,1 млрд. долл., что на 40% превысило итог 2002 г. В течение года наблюдалась значительная ценовая эрозия в сегменте ЭЛТ-мониторов, которая почти скомпенсировала повышение цен на ЖК-мониторы во второй половине года. В результате средневзвешенная стоимость монитора на российском рынке составила 252 долл., т. е. осталась примерно на уровне предшествующего года.
В 2003 г. от производства 15-дюйм ЭЛТ-мониторов отказалось большинство вендоров, вследствие чего суммарная доля этих устройств уменьшилась почти на 20% и составила менее 7% рынка. Доминирующим сегментом остались 17-дюйм ЭЛТ-аппараты, чья доля однако снизилась до 40,5%. Как и ожидалось, продажи 19- и 21(22)-дюйм ЭЛТ-мониторов не увеличились, напротив, их доля продолжала уменьшаться и они окончательно превратились в нишевый товар.
ЖК-мониторы во второй половине 2003 г. были в большом дефиците, который сопровождался значительным повышением цен. В результате их суммарная доля достигла «всего» 30% в штучном выражении и почти 50% — в денежном. В данном сегменте основной тенденцией был опережающий рост продаж 17-дюйм устройств, которые к концу года по объему продаж практически догнали 15-дюйм аппараты.
Как и в предыдущие годы, в 2003 г. уверенно лидировала компания Samsung. За ней по-прежнему следовала LG, а на третьем месте прочно обосновалась компания NEC-Mitsubishi (особенно, если учитывать суммарные продажи обоих ее брэндов — NEC и Mitsubishi). Затем следуют Rover и Philips, причем последняя к концу года сделала впечатляющий рывок и в IV квартале даже вошла в тройку лидеров.
Принтеры
В 2003 г. общий объем продаж на рынке принтеров (включая «серые» поставки) превысил 2,8 млн. шт., что почти на 40% больше, чем в 2002 г. В денежном выражении объем рынка увеличился на 20% (против 15% годом раньше), что объясняется продолжающимся смещением структуры продаж в пользу лазерных устройств, которых в середине года продавалось больше, чем струйных. В целом за год «струйники» составили половину всех проданных принтеров, причем в конце 2003 г. благодаря традиционному предновогоднему всплеску спроса на их массовые модели все четыре ведущих производителя принтеров этого класса (Canon, Epson, Hewlett-Packard и Lexmark) смогли значительно увеличить поставки.
В лазерном сегменте наиболее динамично росли продажи монохромных принтеров Samsung и цветных моделей Epson. В целом на принтерном рынке эти компании вместе с Hewlett-Packard и составили тройку лидеров.
Настольные МФУ
Настольные многофункциональные устройства стали самым быстрорастущим сегментом рынка компьютерной периферии — в 2003 г. объем их продаж увеличился почти на 80% по сравнению с 2002 г., превысив 145 тыс. шт. В денежном выражении продажи выросли на 50%, составив около 60 млн. долл. Заметным изменением в структуре рынка МФУ стал опережающий рост продаж струйных устройств, доля которых увеличилась за год более, чем на 10%. Ведущими поставщиками в этой категории устройств являются компании Epson, Hewlett-Packard и Lexmark. В сегменте МФУ с лазерной технологией печати в число лидеров вошли Brother, Hewlett-Packard и Xerox.
Мультимедийные проекторы
В прошлом году было поставлено 24,8 тыс. мультимедийных проекторов (MMП), что на 24% выше показателя 2002 г. В денежном выражении рынок составил более 65 млн. долл., т. е. даже немного сократился по сравнению с предыдущим годом. Относительно невысокий рост этого динамичного сегмента объясняется тем, что при оценке объемов рынка учитывались и крупные тендерные поставки, несмотря на то что они могут дать аномальные отклонения. Если, как рекомендуют некоторые игроки этого рынка, «вычленить» из объемов рынка тендеры Минобразования «Дети России» за 2002 и 2003 гг. и сравнивать только «регулярные» рынки, то рост продаж проекторов в 2003 г. можно оценить в 64%.
За год средневзвешенная стоимость проектора снизилась на 1100 долл. (на 31%) и составила чуть менее 2,5 тыс. долл. Главное достижение 2003 г. в том, что начал оформляться сегмент проекторов стоимостью до 1500 долл. (а это именно тот ценовой уровень, при массовом достижении которого, по всем прогнозам, рынок вступит в зону эластичности). Во втором полугодии уже каждый пятый продаваемый проектор стоил менее 1500 долл.
В 2003 г. по-прежнему доминировала InFocus, Panasonic и Sanyo, среди которых наибольшие успехи на регулярном рынке пока показывает Sanyo. За ними с некоторым отрывом следуют Hitachi, Mitsubishi и Toshiba; далее еще целая группа компаний с немалой долей рынка: BenQ, Epson, LG, NEC, Rover, Sony.
Плазменные панели
Российский рынок плазменных панелей в прошлом году показал впечатляющие темпы роста: почти 29 тыс. проданных устройств, что в 2,3 раза превышает показатель 2002 г. В денежном исчислении рынок составил более 170 млн. долл., что «всего» на 67% выше, чем в предшествующем году, и объясняется очень значительной ценовой эрозией, благодаря которой средневзвешенная стоимость одной панели опустилась до 6000 долл.
Завершившийся год ознаменовался сменой лидера в данном сегменте. Все предыдущие годы с довольно значительным отрывом лидировала компания Fujitsu, но, по-видимому, она не сумела увеличить темпы поставок в соответствии с ростом спроса и отошла на вторые позиции. В прошлом году основная борьба развернулась между компаниями Panasonic, Philips и Pioneer, среди которых в самом конце года (IV квартале) на первое место вырвалась Philips. За ними следует группа из пяти вендоров — Fujitsu, LG, Samsung, Thomson, Toshiba — также с довольно значительной долей рынка.
ЖК-телевизоры
Рынок ЖК-телевизоров растет еще быстрее, чем рынок плазменных панелей. В 2003 г. было продано 40,2 тыс. ЖК-телевизоров на сумму более 56 млн. долл. При этом учитывались только «настольные» полноцветные ЖК-устройства с диагональю от 13 до 40 дюймов, предназначенные в первую очередь для использования в домашних условиях в качестве телевизора. Не включены использующие ЖК-панели маленькие носимые аппараты, автомобильные ТВ и проекционные телевизоры.
Важно отметить, что в течение прошлого года наблюдалась взрывная динамика продаж: например, объем продаж в IV квартале превышал результат I квартала более чем в четыре раза.
По итогам 2003 г. среди поставщиков ЖК-телевизоров можно выделить очевидного лидера — это компания Sharp. В лидирующую группу входят также компании LG, Philips и Samsung, за ними с несколько меньшей долей следуют Panasonic, Sony и Toshiba.
ИБП
На рынке ИБП (без учета сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) в 2003 г. продолжался уверенный рост продаж во всех технологических сегментах. Было продано более 1,3 млн. устройств, а в денежном выражении объем продаж превысил 200 млн. долл. Показатели 2002 г. были превышены на 24,4% в штучном выражении и на 18,7% — в денежном. В отдельных технологических сегментах каких-либо ощутимых трендов не наблюдалось.
Несмотря на крайне обострившуюся конкуренцию, компании APC до сих пор удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными конкурентами устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Ippon, Plus UPS, PowerCom и Powerman. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Invensys Powerware, Liebert-Hiross, MGE и Neuhaus.
Сканеры
Наиболее заметной тенденцией 2003 г. на рынке офисных сканеров, общий объем продаж которых приблизился к 700 тыс. шт., является снижение темпов роста продаж — около 27% против 80% год назад. Общая тенденция изменения структуры рынка в пользу устройств нижних ценовых категорий сохранилась, и в целом за год устройства стоимостью меньше 200 долл. составили около 95% всех проданных сканеров. По количеству проданных устройств в тройку лидеров вошли компании Epson, Hewlett-Packard и Mustek, причем к концу года разрыв между ними значительно сократился.
* Здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке.