CeBIT по праву считается не только крупнейшей европейской выставкой, но и одной из самых представительных в мире — территория выставочного комплекса почти 170 гектаров, 36 залов, из которых зал №1 включен в книгу рекордов Гиннеса как самый большой выставочный зал в мире. CeBIT принято считать выставкой ИТ, но на самом деле примерно треть ее занимает демонстрация достижений в области телекоммуникаций.

Охватить весь спектр продуктов, технологий и решений, представленных на CeBIT, не под силу никому, даже если осматривать экспонаты весь выставочный день в течение всей недели, что длится выставка. Поэтому ограничимся лишь обзором тех павильонов, которые были целиком отданы ИТ-новинкам.

В этом году открытию CeBIT погода явно благоприятствовала — в этот день в окрестностях Ганновера установилась по-настоящему весенняя погода — светило солнце, термометр показывал 16 градусов по Цельсию, расцвели тюльпаны и фруктовые деревья. Но мартовская погода переменчива, и уже на второй день атлантический циклон принес шквалистый ветер, дожди и холод.

Перемены в составе экспонентов и их экспозициях. Однако не капризы природы, а, скорее всего, перемены на рынке и в маркетинговой стратегии многих известных компаний привели к заметным изменениям в экспозиции этого года.

Так, по мнению многих постоянных посетителей выставки, неожиданностью стало почти отсутствие компании Hewlett-Packard, еще год назад выставлявшей на одном из самых крупных стендов свои новейшие продукты и решения для разных сегментов рынка. Представленные же в этом году в экспозициях партнеров отдельные продукты HP были незаметны и терялись среди продуктов других производителей. Аналогичное впечатление осталось и от участия Canon, у которой также не было своего стенда. Изменили выставочный имидж такие компании, как Konica-Minolta и Sanyo: первая ограничилась лишь демонстрацией своих систем печати, а вторая впервые предстала как поставщик систем для вывода графических изображений на базе ЖК-панелей.

В то же время нельзя не отметить обилие стендов, разбросанных по разным выставочным залам под единым обозначением «Павильон Тайваня», — по оценкам менеджеров ряда отечественных фирм, число тайваньских экспонентов в этом году увеличилось и превысило 700 (всего же на CeBIT’2004 было почти 6000 экспонентов). И, конечно, было приятно увидеть на стендах продукты и решения 90 российских компаний, что позволило в этом году России войти в десятку стран, наиболее широко представленных на выставке.

Решения для корпоративных клиентов. Заметным явлением на CeBIT’2004 стала демонстрация решений для корпоративного сегмента рынка IBM, Fujitsu Siemens Computers, Hitachi, SAP, представленных самими компаниями и их партнерами. Любопытно отметить, что выдвинутая IBM концепция «вычисления по запросу» трансформировалась на сей раз в слоган «Your business — on demand» («Ваш бизнес по запросу»), что можно расценить как готовность компании помогать корпоративным заказчикам перестраивать свой бизнес в соответствии с требованиями времени. Поэтому на стендах IBM демонстрировались в первую очередь не отдельные продукты, а решения и комплексы сервисных услуг для разных отраслей и видов бизнеса.

Хотя в прошлом году Fujitsu Siemens Computers отнеслась довольно критически к концепции utility computing, однако на CeBIT’2004 на своем стенде, расположенном напротив экспозиции IBM, она представила ряд разработок, нацеленных на реализацию «вычислений по запросу» для крупных и средних корпоративных заказчиков. Следуя своему принципу — выступать на рынке как производитель ИТ-платформ и инфраструктурных решений, компания продемонстрировала ряд клиентских и серверных продуктов, систем хранения и ПО, созданных совместно с партнерами — компаниями Citrix, EMC, SAP, Visionapp.

Новые компьютерные технологии. Естественно, что на крупнейшей в Европе выставке ИТ многие компании объявили о новых технологиях, которые появятся в ближайшее время на рынке и, возможно, будут определять его облик в текущем году. Так, специалисты компании Intel демонстрировали возможности развивающихся беспроводных технологий стандартов 802.11 и UpnP, а также рассказывали о готовящихся к выпуску двух новых наборах микросхем Alderwood и Grantsdale, которые, по мнению компании, должны существенно расширить возможности обработки цифрового контента в настольных ПК.

Компания AMD представила новый процессор Athlon 64 FX-53, рассчитанный на высокопроизводительную обработку цифрового мультимедийного контента с воспроизведением видео и игр с «кинематографическим качеством». Кроме того, в нем аппаратно реализован новый уровень средств безопасности, который в сочетании с технологией Data Execution Prevention в пакете обновления Microsoft Windows XP Service Pack 2 позволит улучшить защиту ПК от вирусов.

В свою очередь, Via Technologies анонсировала набор микросхем PT890, который позволит использовать в ПК компоненты памяти нового стандарта DDR2, обладающие существенно более высоким быстродействием и сниженным тепловыделением. А компания A-Data продемонстрировала первые экземпляры модулей памяти этого стандарта.

Концепция «цифрового дома». Доминирующими на выставке CeBIT’2004 стали не отдельные компоненты и технологии, а решения, реализующие выдвинутую Intel и подхваченную многими производителями новую концепцию «цифрового дома». Украшенная новым слоганом «Inside your digital life: Intel» экспозиция компании была постоянно заполнена посетителями. Сотрудники Intel демонстрировали, как с помощью ПК можно использовать обширные архивы и библиотеки цифровых ресурсов — фотографий, фильмов и музыки, как компьютер в «цифровом доме» может стать единым центром управления, объединяющим средствами беспроводной связи различные цифровые устройства, что значительно упростит их использование.

Ряд известных производителей, например AOpen, ASUSTeK, EliteGroup, Gigabyte, MicroStar International, Shuttle и многие мало знакомые российским покупателям тайваньские компании восприняли концепцию Intel по-своему. Они представили множество моделей настольных ПК, выполненных в виде миниатюрных блоков, дополненных стилизованными акустическими системами и ЖК-мониторами. Играя роль центра «цифрового дома», подобный ПК, скорее напоминающий современную аудиосистему, позволяет нажатием одной кнопки воспроизводить фильмы, проигрывать музыку, просматривать архивы цифровых фотографий или пользоваться им как полноценным компьютером.

Свою лепту в реализацию концепции «цифрового дома» внесла компания Creative, которая представила портативный медиа-центр Creative Jukebox Zen Portable Media Center. Снабженный большим ЖК-экраном, он может хранить до 80 ч видео, 5000 музыкальных композиций или 50 тыс. цифровых изображений. А такие именитые компании, как Fujitsu Siemens Computers и LG даже оформили часть своих стендов в виде жилых комнат, в которых разместили медиа-центры, обеспечивающие быстрый и удобный доступ в Интернет и воспроизведение различного цифрового контента.

Миниатюризация пк. Другое направление разработок, широко представленное на выставке, — миниатюризация настольных ПК. Многие посетители надолго останавливались перед стендом тайваньской компании Saintsong, на котором красовалась надпись «Самые миниатюрные настольные ПК в мире». Действительно, трудно себе представить полноценный компьютер на базе Pentium 4 3,0 ГГц, объем корпуса которого всего в четыре раза больше пачки сигарет. Но именно таков ПК Latte P4 (205x156x61 мм), а компьютеры на базе процессоров Celeron — Espresso и Cappuchino — оказались еще миниатюрнее, их размеры соответственно 150x106x32 мм и 156x146x45 мм.

Некоторые тайваньские производители не только выпустили ПК в мини-корпусах, но и предлагают поставлять их как платформы по ОЕМ-заказам для других производителей. Как сказал присутствовавший на выставке глава российского офиса ASUSTeK Алекс Ким, такие платформы весьма популярны на рынках европейских стран, так как по своему дизайну отвечают новым представлениям о том, как должен выглядеть настольный ПК в домашних условиях.

Мобильные пк. В последние годы резко увеличились продажи мобильных ПК, что, естественно, не могло не отразиться в экспозиции CeBIT’2004. Наряду с такими известными производителями, как Arima, ASUSTeK, Compal, Fujitsu Siemens Computers, Jericom, LG, Panasonic, Samsung, Sony, Toshiba, новые модели своих ноутбуков и планшетных ПК показали тайваньские Gigabyte, MicroStar, а также почти неизвестные в России Actina и Bmobile. Тем не менее последняя даже объявила себя мировым лидером по поставке ОЕМ-вариантов портативных ПК в качестве платформ для других производителей, что, несомненно, должно привлечь внимание российских компаний, выпускающих ноутбуки под своими марками.

Чтобы облегчить использование современных мобильных ПК как мультимедиа-центров, многие компании продемонстрировали широкий спектр аксессуаров и периферийных устройств, предназначенных для ноутбуков. Среди них множество моделей адаптеров беспроводной связи стандартов BlueTooth и IEEE 802.11, портативных акустических систем, Web-камер.

Технологии жк-панелей. Весьма представительной была экспозиция современных моделей мониторов и телевизоров на основе ЖК-панелей. Многочисленные решения в этой области показали Eizo, LG, Philips, Samsung, Sony, Toshiba. Характерно, что многие компании особо акцентировали внимание посетителей на новых разработках ЖК-телевизоров, не лишенных некоторой «изюминки». Так, Sharp представила модель Aquos LC-15L1E с беспроводной связью с ТВ-приемником; Fujitsu Siemens Computers — телевизионный ЖК-дисплей MYRICA, гарантирующий воспроизведение видео без мерцаний в широкоэкранном формате 16:9; Chaintech — трехкомпонентный «цифровой домашний кинотеатр».

Курьезы. Не обошлось на выставке и без новинок, которые выглядят не вполне обычно. Например, компания Swedx поразила посетителей демонстрацией ПК, корпуса которых, включая корпуса ЖК-мониторов, клавиатур, мышей, выполнены из дорогих пород дерева. Несомненно, это интересный дизайнерский ход, в особенности, если задуматься о том, как должен вписываться ПК в интерьер «цифрового дома» будущего. В свою очередь, компания Anadem, чтобы подчеркнуть высокие функциональные возможности своего предназначенного для любителей игр ноутбука, раскрасила его в цвета боевого камуфляжа.

ASUSTeK показала ПК на базе процессора Pentium 4 3,3 ГГц, который работал на частоте 5 ГГц (!), тем самым, казалось, опередив перспективные планы Intel по крайней мере на 2 года. Лишь после внимательного изучения описания этого ПК становилось ясно, что производитель «разогнал» процессор, заставив оверклокеров бледнеть от зависти.

По-видимому, именно для таких «разогнанных» ПК компания EPoX разработала системный блок настольного ПК, где для отвода тепла использована мощная система водяного охлаждения, внешний вид которой наводил на мысль: «А не поставить ли такой ПК на кухню, чтобы заодно разогревать еду?».