В последнее время внимание производителей и их партнеров в канале сбыта все больше привлекают быстро растущие сегменты «околокомпьютерного» рынка, где используются цифровые технологии, тесно смыкающиеся с компьютерной обработкой информации. К числу таких сегментов, безусловно, относится рынок цифровых фотокамер (ЦФК).
На этапе становления
По утверждению компании Fuji Photo Film, первая ЦФК была выпущена ею в 1988 г. К началу 90-х годов разработкой и выпуском ЦФК начали заниматься и другие известные японские компании — Canon, Minolta, Nikon, Olympus, ранее выпускавшие традиционные пленочные фотокамеры. Они же считаются в определенном смысле законодателями моды и стандартов в производстве ЦФК.
Вслед за известными изготовителями фототехники в конце 90-х годов за выпуск ЦФК взялись и поставщики компьютерной, офисной и бытовой электронной техники — Epson, Hewlett-Packard, JVC, Ricoh, Samsung, Sony, Toshiba и др.
К середине 90-х годов лишь отдельные модели ЦФК для профессионалов обладали разрешением около 2 млн. пиксел (Мпиксел), качественной оптикой и расширенным набором функциональных настроек. Большинство же представляли собой любительские камеры с низким разрешением (до 1 Мпиксел). До конца 90-х годов ЦФК оставались довольно экзотическими устройствами, а их стоимость (от одной до нескольких тысяч долларов) делала их недоступными для большинства покупателей.
Как считает Василий Черкасов, руководитель направления цифровой фототехники дистрибьюторской компании «Алион», формирование мирового массового рынка ЦФК началось осенью 1996 г. В России в связи с экономическим кризисом 1998 г. — несколько позднее.
В 2001 г. в нашей стране, по оценкам ряда производителей и дистрибьюторов, было продано свыше 30 тыс. ЦФК.
«Российский рынок быстро развивается: в прошлом году таких камер было продано почти в три раза больше, чем в 2001 г., — говорит Василий Черкасов. — И все же мы находимся лишь в начале развития этого рынка».
В настоящее время, по данным Интернет-каталога «Яндекс», в России свою цифровую фототехнику предлагают около 30 производителей, но доминирует продукция известных японских компаний. Так, по оценкам дистрибьюторской компании «Дэнко», к началу 2003 г. первые места по объемам продаж делили между собой компании Canon и Olympus, заметно опережающие преследователей — Nikon, Sony и Minolta. Стоит отметить, что ранее, до 2002 г., абсолютным лидером на нашем рынке была компания Olympus, доля которой, по оценкам «Алион», в отдельные годы достигала 80%. Но в последние два года конкуренция между ведущими японскими производителями возросла, и лидерство Olympus стало менее убедительным.
Любопытно сравнить эти оценки с результатами опроса Интернет-издания iXBT.com, проведенного в рамках конкурса «Брэнд года-2002» в номинации «Цифровые фотоаппараты». Почти 11 тыс. российских пользователей, принявших участие в этом опросе, отдали предпочтение аппаратам компании Olympus, а камерам Canon отвели второе место.
Уровень предпочтения тех или иных марок зависит прежде всего от того, насколько широк модельный ряд ЦФК, продаваемых в нашей стране. Поэтому неудивительно, что возглавляют список компании Olympus и Canon (только в каталоге «Яндекс» представлено 39 современных моделей Olympus и 32 модели Canon), а Nikon и Minolta занимают третье и пятое места (по данным «Яндекс», в наших магазинах продается соответственно 18 и 16 моделей их ЦФК).
И хотя в том же каталоге указаны 34 модели ЦФК Sony, но официально производитель поставляет в Россию только 13 моделей (представлены на ее Web-сервере). Это существенно осложняет сервис камер, завезенных «серыми» поставщиками, что не могло не сказаться на оценке аппаратов известной компании.
Чем привлечь покупателя
До последнего времени в качестве основного параметра ЦФК производители использовали разрешающую способность используемой CCD-матрицы, т. е. число чувствительных элементов. Это нашло отражение даже в названиях некоторых камер — Coolpix, FinePix, PalmPix, а сам этот показатель обязательно указывался на корпусе любой ЦФК.
Практически до конца 2002 г. между производителями шло непрерывное соревнование за число мегапикселей. Была введена классификация ЦФК по этому показателю, которая позволяла соотносить их с основным предназначением — камеры для начинающих пользователей, полупрофессиональные любительские камеры и аппараты для фотографов-профессионалов.
Анализ данных об объемах продаж ЦФК за 2002 г. и за I квартал 2003 г. позволяет увидеть тенденции, задаваемые именитыми производителями цифровой фототехники.
По мнению Василия Черкасова, большинство из них отказались от выпуска камер с разрешением 1 Мпиксел, отдав этот сегмент рынка компаниям no name из Тайваня и Китая. Стремительно сокращают они и выпуск ЦФК с разрешением 2 Мпиксел, которые, скорее всего, также будут отданы производителям второго эшелона.
Зато увеличивается выпуск камер с более высоким разрешением. В частности, растет сегмент полупрофессиональных камер с разрешением 4—5 Мпиксел, насыщенных новыми технологиями и расширенными функциональными возможностями. Компании Canon, Fuji Photo Film и Nikon, считающиеся основными поставщиками профессиональной фототехники, наращивают выпуск аппаратов с разрешением 6 и более Мпиксел. Но такие устройства, естественно, много дороже. В результате происходит заметное перераспределение оборота между сегментами рынка ЦФК с разным разрешением, что наглядно видно при сравнении данных за 2002 г. и за I квартал 2003 г.
Производители меняют взгляды
С развитием технологий производства CCD-матриц верхние пределы разрешения в ЦФК стали отодвигаться. Уже в прошлом году большинство производителей выпускали камеры с разрешением 5 Мпиксел. В ноябре прошлого года Canon представила камеру с разрешением 11,1 Мпиксел. А в январе 2003 г. Fuji Photo Film объявила о внедрении новой технологии изготовления Super CCD-матриц 4-го поколения с разрешением 6,03 Мпиксел, которые позволяют либо получать изображения с эффективным разрешением 12 Мпиксел (матрица Super CCD HR), либо увеличивать вчетверо динамический диапазон фиксируемого изображения (матрица Super CCD SR).
Одновременно производители стали уходить от прямого соревнования «за мегапикселы», все больше обращая внимание на другие особенности съемки на ЦФК и переосмысливая понятие ее «качества». Например, Canon в своих последних моделях использует собственный процессор DIGIC для обработки изображений, что, по утверждению компании, существенно повышает качество получаемых фотографий. Minolta применила оригинальную технологию обработки изображений CxProcess, которая позволяет точно воспроизводить их цветовую гамму. Многие производители внедряют системы подавления шумов при съемке затемненных сцен, возможности записи видео на ЦФК и другие технологии.
В связи с этим изменяются и их подходы к классификации ЦФК, структуре своей продукции и сегментации рынка цифрового фото.
«Самый простой, но не совсем корректный способ классификации ЦФК, применяемый до последнего времени, основывался на показателе разрешения камеры, на числе мегапикселей, — говорит глава московского представительства Minolta Лариса Кузнецова. — Скорее всего, следует выделять три категории ЦФК: а) недорогие аппараты начального уровня с относительно небольшой матрицей и небольшим набором функций, б) камеры «имиджевой» категории и в) высококлассные аппараты».
Такая классификация, поясняет она, исходит из разделения основных потребителей цифровой фототехники на три группы: к первой относятся люди, использующие ЦФК как хобби и не предъявляющие высоких требований к качеству изображения; ко второй — люди с более высоким уровнем доходов, которым требуются стильные и компактные ЦФК с большим набором функций; к третьей — фотографы-профессионалы.
Еще более детальную классификацию ЦФК предлагает использовать Nikon. По словам Василия Бурмистрова, руководителя направления фототехники в офисе Nikon Svenska AB, его компания выпускает два основных типа ЦФК — зеркальные и компактные, которые в свою очередь делятся на несколько групп. В модельный ряд зеркальных входят полупрофессиональные и профессиональные ЦФК для студийной и репортерской съемки. В числе компактных камер наряду с полупрофессиональными моделями есть также любительские и камеры, используемые на досуге.
«Конечно, такая классификация условна и не всегда применима на российском рынке, — признает Василий Бурмистров. — Например, наши полупрофессиональные камеры часто используются как основные рабочие камеры профессиональными фотографами в регионах, где ощущается нехватка средств».
Волкер Велльгут, региональный менеджер европейского офиса Olympus, говорит, что в этом году компания также изменила структуру продукции, и теперь в ее модельном ряду представлены пять типов ЦФК — стандартные (начального уровня); с расширенными функциональными возможностями; с увеличенным зуммированием; ультракомпактные и профессиональные.
В свою очередь, Алексей Евгеньев, руководитель направления фото/видео московского представительства компании Canon North-East Oy, приводит совершенно иную классификацию: «Мы выделяем четыре основные категории ЦФК: модели начального уровня стоимостью до 200 долл., камеры «среднего» уровня не дороже 600 долл., «высококлассные» стоимостью до 1000 долл. и профессиональные зеркальные цифровые аппараты, которые могут стоить от 3 до 8 тыс. долл.».
Конечно, подобный подход имеет право на существование, однако большинство производителей вряд ли согласится с такими уровнями цен и заявлением менеджера Canon о том, что «российский потребитель не жалеет лишних 100 долл., чтобы купить лучший в своем ценовом сегменте аппарат».
Кроме того, Алексей Евгеньев забыл включить в свою классификацию новый тип ЦФК, которые в 2003 г. выпустили многие производители (в том числе Canon) — легкие, ультракомпактные, в нестандартной компоновке и с необычным оформлением корпуса, которые Лариса Кузнецова отнесла к группе «имиджевых».
В то же время если проанализировать распределение по стоимости моделей ЦФК, представленных на российском рынке, то можно увидеть: все производители ориентируют свои камеры на разные группы потребителей, хотя стремятся выпускать много моделей ЦФК стоимостью 300—500 долл., предназначенных для наиболее массовой аудитории. Такие производители, как Casio, Hewlett-Packard и Samsung, в основном предлагают ЦФК для начинающих фотографов и любителей. И только в модельных рядах Canon, Nikon и Fuji Photo Film есть аппараты стоимостью более 1,5 тыс. долл., что соответствует их имиджу как производителей камер для профессионалов.
Далеко не все выпускаемые модели поставляются в Россию. Так, компания Rekam, широко рекламирующая здесь свою продукцию, из 12 выпускаемых моделей поставляет только две, что, безусловно, сказывается на ее положении на местном рынке — доля компании теряется в группе «остальные производители».
Сколько партнеров нужно иметь в канале
Для работы в России почти все ведущие производители открыли представительства. За исключением компании Olympus, которой приходится использовать иные методы работы с каналом сбыта. Но, как утверждает Волкер Велльгут, «существует ряд факторов, которые до сих пор не позволяют компании открыть офис в России; здесь интересы Olympus представляют местные дистрибьюторы, и делают они это хорошо».
«У нас только шесть дистрибьюторов, мы работаем с ними достаточно долго и не намерены увеличивать их число, — заявляет Велльгут. — При небольшом числе дистрибьюторов канал более управляем, производителю легче осуществлять поддержку дилеров и обеспечивать сервисные услуги покупателям».
Противоположную позицию в этом отношении занимает Canon. Алексей Евгеньев не скрывает: у его компании в России около 20 дистрибьюторов, взаимодействующих с несколькими сотнями партнеров второго уровня, из которых около 30% находятся в Москве, а 70% — в регионах.
Canon стремится работать со всеми тремя каналами продаж ЦФК — компьютерные магазины, фотомагазины и сети бытовой электроники, поэтому в каждом из них оказывается не так уж много дистрибьюторов. Более того, как утверждает Алексей Евгеньев, таким широким каналом можно эффективно управлять: «У нас не только растет общий оборот. Еще недавно мы продавали более 70% наших камер только в Москве, а к концу 2002 г. вместе с дистрибьюторами добились того, что половина продаж осуществлялась в регионах».
Примерно такого же подхода придерживается компания Nikon. «Мы выбираем таких партнеров, которые дополняют друг друга и позволяют охватить наиболее широкий сегмент рынка, — объясняет Василий Бурмистров. — Мы готовы работать с сильными игроками в каждом из трех каналов для достижения нашей основной цели — продукция Nikon должна занимать лидирующие позиции на рынке. Поэтому мы не делаем ставку на какой-то один канал продаж, а стараемся развивать все три. Пока у нас превалируют продажи через компьютерные компании и специализированные магазины фототехники, но мы активно стимулируем продажи и через канал аудио-видеооборудования».
В то же время в канале Nikon трудно разобраться в том, кто дистрибьютор, а кто — дилер, что связано с некоторой терминологической путаницей. «В настоящее время у нас 12 партнеров со статусом «официального партнера», у них наши продукты закупают «официальные дилеры». Последние являются партнерами второго уровня; в основном это региональные компании, к авторизации которых мы приступили в этом году», — поясняет Василий Бурмистров. Фактически статус «официального партнера» Nikon имеют ее дистрибьюторы. В то же время на российском Web-сервере производителя перечислены 18 компаний, в число которых попали дистрибьюторские компании «Алион», «Ак-Цент», «Дэнко», «Графитек», но все они имеют статус «дилеров» (!?).
Представитель Nikon признает, что созданный канал пока нестабилен, поскольку идет ротация партнеров первого и второго уровней: «Дилер потенциально может стать официальным партнером, но такой переход приносит обоюдную выгоду лишь в долгосрочной перспективе. Поэтому, как правило, это происходит редко».
Как говорит Лариса Кузнецова, у Minolta число прямых партнеров в каждом из трех каналов примерно одинаково, но по объему продаж лидируют компьютерные компании.
В канале Minolta, по ее признанию, также «существует ротация партнеров первого и второго уровней как в ту, так и в другую сторону». Поэтому в ближайшем будущем представительство намерено пересмотреть организацию партнерской сети: «Minolta хочет иметь не более 10 дистрибьюторов и максимальное количество партнеров второго уровня».
Однако расширение сети партнеров второго уровня порождает другую проблему — как обеспечить их поддержку в многочисленных и столь разных российских регионах.
Поддержка партнеров — традиционная и уникальная
Волкер Велльгут рассказывает, что для продвижения своей продукции Olympus наняла российское рекламное агентство — оно ближе к потребителю и лучше знает его запросы. Кроме того, Olympus создала команду из 15 российских консультантов, которые работают в 11 крупных городах страны. Каждый консультант организует маркетинговые акции в магазинах дилеров и проводит бесплатные тренинги для продавцов. По-видимому, подобные меры в определенной степени компенсируют производителю отсутствие официального представительства в нашей стране.
Однако Olympus не единственная компания, привлекающая российских консультантов для поддержки розницы. Московское представительство Canon, по словам Алексея Евгеньева, осуществляет поддержку своих партнеров через региональных мерчендайзеров (т. е. тех же консультантов), обучающих продавцов искусству продавать. Кроме того, есть совместные с партнерами маркетинговые фонды, которые используются для продвижения продукции Canon. «Если в 2002 г. в России 80% фондов представительства Canon расходовалось на имиджевую рекламу, — говорит Евгеньев, — то в этом году 50% фондов мы направляем на поддержку наших партнеров в регионах».
Совместные маркетинговые фонды создают почти все производители, распределяя их либо в соответствии с объемом продаж партнеров (Minolta), либо «в зависимости от конкретной ситуации и нашего интереса в том или ином проекте дилера по продвижению нашей продукции» (Nikon). Кроме того, все вендоры обеспечивают информационную и техническую поддержку партнеров.
Правда, Алексей Евгеньев скромно умалчивает о том, как нестандартно Canon подошла к стимулированию продаж своей продукции. Первой среди производителей ЦФК, работающих на отечественном рынке, она со II квартала начала реализацию уникальной программы стимулирования продавцов Canon Bonus Club. В рамках этой программы любой продавец в магазине, ставшем ее участником, при продаже каждой камеры Canon получает от производителя определенную премию. Накопив достаточную сумму, он может выбрать приз, который компания бесплатно доставит в любой конец России. «Мы рассчитываем, что не только директора магазинов, но и продавцы смогут почувствовать реальную пользу от продаж техники Canon», — считает Алексей Евгеньев.
Планируя меры по поддержке и стимулированию своих партнеров, производители вынуждены каждый раз просчитывать, насколько эффективными они окажутся и не возникнет ли у дилеров из-за недостатка такой поддержки желание воспользоваться неофициальными каналами поставок и начать продавать «серый» товар. Что же предпринимают производители цифровых камер для борьбы с «серыми» импортерами?
Бороться с «серыми» или поддерживать «своих»?
Вячеслав Иващенко, менеджер по маркетингу розничных продуктов подразделения «Устройства печати и обработки изображений» HP, утверждает: «Серый» рынок является самой серьезной угрозой для эффективной работы официального канала. При этом организационные меры борьбы работают только отчасти. Проблему можно разрешить только эффективными экономическими действиями».
Его мнение полностью разделяет Алексей Евгеньев, признавая, что «серый» рынок ЦФК Canon существует и в борьбе с ним компания применяет в основном экономические меры: «Мы предлагаем условия, которые более выгодны и удобны партнеру, чем те, которые ему могут предложить на «сером» рынке».
«Постоянный мониторинг рынка, гибкая ценовая политика, эффективная поддержка лояльных партнеров — вот те меры, которые использует Minolta в борьбе с «серыми» поставщиками», — заявляет Лариса Кузнецова.
Несколько иного взгляда придерживается Василий Бурмистров: «Серый» ввоз в Россию продукции Nikon существует, как и продукции любого другого производителя. «Серый» рынок есть в каждой стране, где мы продаем наши камеры, кроме разве что Японии.
По-моему, использовать слово «бороться» по отношению к «серым» импортерам неправильно. Мы поддерживаем официальных дилеров и не поддерживаем «серых».
К числу мер по поддержке официальных дилеров Nikon относит, в частности, быструю корректировку цен в официальном канале в соответствии с колебаниями цен на мировом рынке, что нивелирует выгоды от «серого» импорта.
В борьбе с «серыми» импортерами производители используют и более простые методы, которые, подобно солдатской форме, помогают отличить «своих» от «чужих» — продажа цифровых фотокамер только с русскоязычной инструкцией и с действительным только в России гарантийным талоном на русском языке, применение голографических наклеек, указание в рекламе производителя официальных партнеров, что выгодно отличает их от «серых» поставщиков.
Наконец, еще один инструмент борьбы с «серым» рынком — система сервиса, которая крайне важна, когда речь заходит о таких высокотехнологичных продуктах, как ЦФК.
Например, Nikon ввела на свою продукцию, поступающую по официальному каналу, двухлетнюю гарантию, а на камеры, ввезенные «серым» способом, сократила срок гарантии до 1 года. А Лариса Кузнецова с гордостью заявляет: «Мы добились того, что в России гарантийная поддержка распространяется только на официально поставленные продукты Minolta».
Как строить сервис
Как правило, иностранные компании, приходя на российский рынок, создают систему сервиса своей продукции на базе компаний-реселлеров. Это выгодно обеим сторонам — к продавцу чаще обращаются и чаще покупают у него товар, а производитель, обучив специалистов партнера, может быть уверен в том, что у покупателей не будет оснований для жалоб.
Так поступила Canon, создав сеть авторизованных сервис-центров, организовав обучение их сотрудников и снабжение необходимой технической документацией и запасными частями. «Проблемы, связанные с работой этих центров, конечно, существуют и касаются в основном предоставления качественного сервиса во всех регионах России, а также недостаточно развитой системы коммуникаций», — говорит Алексей Евгеньев.
Nikon создала три авторизованных сервис-центра в Москве и один в Санкт-Петербурге, а в ближайшее время планирует открыть такие центры в Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Краснодаре.
У Minolta работает авторизованный сервис-центр в Москве и сеть его региональных филиалов.
Василий Бурмистров и Лариса Кузнецова сходятся в одном — трудно расширять региональную сервисную сеть. Основная проблема — высокие требования к квалификации персонала и техническому оснащению. Региональным компаниям заниматься сервисом нерентабельно, поскольку в создание центра нужно вложить большие деньги, а срок окупаемости может составить не один год. В то же время потребность в сервисе порой невелика. Техника дешевеет, совершенствуется, и часто клиенту выгоднее купить новую камеру, чем ремонтировать старую.
По-видимому, наилучшим образом дела обстоят у Hewlett-Packard, у которой уже давно создана и эффективно работает развитая сеть сервис-центров. «Пока мы не видим необходимости что-либо менять или модернизировать сложившуюся сеть специально для сервиса ЦФК», — поясняет Вячеслав Иващенко.
Совершенно иного мнения о построении системы сервиса придерживается Olympus. По словам Волкера Велльгута, несмотря на то, что сейчас в России работают шесть авторизованных сервис-центров у дистрибьюторов Olympus, производителя не устраивают возможности, которыми они располагают. Во-первых, на своих складах они не могут держать запчасти для многих камер, выпущенных еще 3—5 лет назад, а обращения их владельцев в сервис-центры случались неоднократно. Во-вторых, ни один из центров не может выполнять сложные виды ремонта, так как не располагает необходимым оборудованием и помещениями.
«Мы планируем в этом году начать строительство в Москве крупного сервис-центра, своего рода «фабрики ремонта», оборудованного по последнему слову техники и с «чистыми» комнатами. Центр станет третьим по счету, который Olympus открывает в Восточной Европе. Возможно, что после создания этого сервис-центра компания сможет открыть и свой офис в Москве», — заявил Волкер Велльгут.
Услуги на дому, в Интернете и в мини-лабе
Наряду с сервисом производители предлагают покупателям ряд дополнительных услуг, которые расширяют возможности использования цифровых камер.
Василий Бурмистров явно заблуждается, когда утверждает: «Nikon является в настоящий момент единственным производителем, предлагающим в России систему хранения цифровых фотоматериалов и обмена ими через Интернет. Для владельцев камер Coolpix компания создала Web-сервер (www.photoshare.ru), где зарегистрированные пользователи могут получить 20 Мбайт для хранения и обмена данными. В ближайшее время они получат возможность on-line печати фотоснимков с помощью ресурсов этого сервера».
Еще два года назад Hewlett-Packard организовала в Интернете ряд бесплатных сервисов и услуг для владельцев ЦФК. «Это один из приоритетов компании на рынке цифровой фототехники и часть идеологии развития этого бизнеса, — говорит Вячеслав Иващенко. — Сегодня владельцы ЦФК имеют возможность использовать 32 сервера НР, на которых им предоставляется бесплатное ПО и хранилище для размещения фотоальбомов и фотопроектов. Мы также реализовали проект народной фотолаборатории Smartprint (www.smartprint.ru) — любой желающий может послать сделанную им цифровую фотографию и получить по почте отпечаток на бумаге».
Но одно дело, когда пользователь посылает через Интернет файл и через две недели получает готовый оттиск, и другое, когда он без помощи ПК может сразу распечатать фотографию со своей камеры на принтере. Возможности такой «прямой печати» все чаще встраиваются в новые камеры, а компании Canon, Epson и Hewlett-Packard предлагают широкую гамму недорогих струйных принтеров, с помощью которых ее можно реализовать.
Однако многие покупатели, будучи новичками в области цифрового фото и не имея ПК, принтера, а также доступа в Интернет, хотели бы, как и раньше, вопользоваться услугами фотолабораторий, чтобы напечатать фотографии, сделанные ЦФК. Для этого необходимо специальное оборудование — цифровая мини-лаборатория. Один из поставщиков в Россию таких «мини-лабов» — компания Fuji Photo Film.
«Мы предлагаем три модели цифровых мини-лабораторий серии Frontier xxx, две из которых, занимая площадь всего в 1—1,2 м2, могут с успехом использоваться даже в магазинах, продающих цифровые и пленочные камеры», — говорит Михаил Сорокин, менеджер отдела продаж ЦФК ЗАО «Фуджифильм-РО», представляющее интересы Fuji Photo Film в России.
По его мнению, применение «мини-лабов» для печати фотографий с цифровых камер будет стимулировать рост их продаж.
«Радужные» перспективы
«Цифровая фотография в силу своих новых технических и функциональных возможностей будет все более привлекательной для тех, кто сегодня далек от мысли о приобретении ЦФК, — считает Вячеслав Иващенко. — Редактирование изображений на ПК и быстрая печать фотографий, использование телевизора для показа снимков, пересылка цифрового фото по электронной почте, создание фотоальбомов — вот неполный перечень возможностей, которые открываются перед пользователем с покупкой цифровой камеры. Все это уже через пару лет обеспечит цифровой фотографии доминирующие позиции на рынке, и она начнет вытеснять традиционную пленочную фототехнику».
С ним согласен Василий Бурмистров, с оптимизмом прогнозирующий в 2003 г. рост продаж ЦФК до 200 тыс. шт. «Уже в 2004 г. продажи пленочных камер станут сокращаться, зато будет расти спрос на цифровые аппараты. В этом году начнут активно развиваться услуги цифровой печати как в Москве, так и в регионах, что послужит дополнительным стимулом роста спроса на цифровые камеры», — считает он.
Алексей Григорьев, руководитель направления цифрового фото- и видеооборудования компании «Дэнко», считает, что развитие рынка ЦФК сдерживает недостаточная платежеспособность населения, особенно в регионах. Именно поэтому сейчас на Москву приходится 60% продаж, на Санкт-Петербург — 20% и на все остальные регионы — тоже 20%. Кроме того, рост продаж цифровых камер тормозится неразвитостью инфраструктуры услуг по печати фотографий с цифровых носителей.
«В 2004—2005 гг. можно ожидать массового всплеска продаж в регионах в связи с появлением у известных производителей камер с разрешением 2—3 Мпиксел по цене менее 200 долл., — полагает он. — При этом преимущества получат те производители, которые успели за последние годы сформировать широкую региональную сеть сервис-центров».
Кто лучший продавец
Производители ЦФК во всем мире пользуются тремя независимыми каналами сбыта — компьютерные компании; магазины по продаже фототехники; торговые сети по продаже бытовой электроники. В России, как утверждает Василий Черкасов («Алион»), в конце 90-х годов только компьютерные компании оказались готовы к продаже этого вида товаров — с быстрой сменой моделей и резкими изменениями уровня цен. Поэтому, по оценкам «Алион», на долю отечественных компьютерных фирм приходится более 40% всех продаж ЦФК.
Вероятно, именно по этой причине приведенная компанией «Алион» оценка количества проданных в 2002 г. ЦФК (более 90 тыс. шт.) оказалась почти вдвое выше, чем оценка аналитической компании GFK Russia. Аналитики последней занимаются исследованием рынков бытовой техники, в том числе цифровой фототехники, но до 2003 г. проводимый ими аудит торговых предприятий не охватывал магазины компьютерных компаний, и этот канал сбыта оказался неучтенным.
Автор благодарит компании «Алион» и «Дэнко»
за предоставленные данные о рынке цифровой фототехники в России.