Российский ИТ-рынок вчера и сегодня

Не зря говорят, что большое видится на расстоянии. Находясь в гуще событий, трудно объективно оценить их значимость. То, что казалось архиважным, вскоре забывается, а незначительные, на первый взгляд, эпизоды становятся переломными моментами истории. Еще труднее правильно определить направление вектора движения — случайные возмущения могут сбить с толку даже опытного «кормчего». Вот и делают люди остановки — дух перевести, назад оглянуться, чтобы уже без эмоций и непредвзято оценить пройденный путь и, конечно же, подвести итоги.

Сделать остановку нетрудно — было бы желание, а повод найдется. Новый год, например, или ИТ-форум. Неплохо подводить итоги и на юбилеях. Кстати, в последние годы слово «юбилей» очень часто стало появляться на страницах ИТ-изданий. Казалось, ИТ-бизнес лишь недавно стартовал, а вот уже многие российские фирмы и представительства зарубежных компаний разменяли первый десяток.

Разумеется, ИТ-индустрия появилась гораздо раньше, и немало компаний имеют более солидный возраст. Да и некоторые зарубежные компании уже ведут бизнес в нашей стране многие десятилетия. Например, Siemens уже 150 лет. Для такого почтенного возраста нет даже подходящего сравнения: 50-летний юбилей называют золотым, 75-летний — бриллиантовым, а как назвать 150-летний? Природа не потрудилась, а может, и не смогла создать драгоценный металл или камень, достойные этой цифры.

В числе других патриархов российского ИТ-рынка — HP, IBM, Xerox. Их представительства, конечно, помоложе (Siemens, честно говоря, на свои 150 тоже не выглядит), и мы надеемся, что бизнес всех компаний будет столь же долгоживущим и успешным.

Итак, повод остановиться и оглянуться найден — многие ведущие зарубежные игроки вступили во второе десятилетие работы на российском рынке. И время для подведения итогов, на наш взгляд, подходящее — в августе исполнится пять лет с того момента, как в стране разразился финансово-экономический кризис.

Этому событию на страницах CRN/RE было уделено немало внимания — мы старались «держать руку на пульсе». Уже в начале сентября 1998 г. редакция организовала несколько «круглых столов», в ходе которых обсуждались вопросы выживания компаний в создавшихся условиях. Активное участие в дискуссиях принимали в том числе и главы представительств зарубежных компаний. Наши читатели, наверное, помнят, что значительная часть публикаций в CRN/RE была посвящена ведению бизнеса в кризисный и послекризисный периоды.

В той ситуации все понимали, что от вендоров зависит очень многое. Продолжат зарубежные поставщики работу на российском рынке, сохранят представительства, поддержат отечественные компании — значит, наш ИТ-бизнес выстоит. Сочтут, что бизнес в России невыгоден — и большинству российских фирм придется закрыться.

Конечно, все кризисы рано или поздно заканчиваются, отрасль все равно возродилась бы, но мы были бы отброшены еще на несколько лет назад.

К счастью, действительность оказалась не такой мрачной — зарубежные вендоры, за редким исключением, не ушли из России; последствия кризиса, во многом благодаря их помощи, преодолены, и сегодня темпы роста отечественного ИТ-рынка стали предметом зависти многих руководителей представительств ИТ-компаний в других странах.

Но вернемся в день сегодняшний. Для анализа ситуации на российском ИТ-рынке и подведения итогов последних пяти лет редакция CRN/RE выбрала традиционный, проверенный и хорошо зарекомендовавший себя способ — мы решили обратиться к руководителям ряда зарубежных представительств и задать им несколько вопросов.

Почему только зарубежных, объяснять, наверное, не стоит — это определено тематикой данного спецвыпуска (напомню, что дистрибьюторов мы опрашивали уже дважды. См. спецвыпуски «Дистрибуция» № 2/2002 и 1/2003). Вторым критерием при отборе собеседников редакторы CRN/RE единодушно назвали официальный стаж работы компаний в России. Мы установили «возрастной ценз» — не менее 10 лет. По нашему мнению, при участии этих компаний вершилась практически вся история отечественного ИТ-рынка, они помнят бурный подъем середины 90-х годов, самый успешный 1997 г. (тогда они были уже не новичками на рынке, а солидными и влиятельными игроками) и, конечно же, август 1998 г. Такое не забывается.

Итак, мы задали следующие вопросы:

1. Как изменился ваш бизнес на российском рынке по сравнению с 1997 г. по таким показателям как оборот и эффективность? Что вы вкладываете в понятие «эффективность»?

2. Как изменилась структура продаж вашей компании в России?

3. Как вы можете охарактеризовать степень доверия к российским партнерам пять лет назад и сегодня?

4. Насколько важны сегодня личные отношения в бизнесе и как изменилась роль этого фактора по сравнению с 1997 г.?

5. Какие уроки извлекли из кризиса 1998 г. ваша компания и ваши партнеры?

6. В какой степени помогает вашему бизнесу многолетний стаж работы в России?

Высказывания наших уважаемых собеседников вы найдете на страницах этого спецвыпуска в рубрике «Мнения ветеранов». К сожелению, в силу разных обстоятельств не все ветераны смогли принять участие в опросе. Пользуясь случаем, хотим поблагодарить всех респондентов, любезно согласившихся ответить нам.

Прекрасно понимая, что читатели CRN/RE — профессионалы в своей области, мы решили не комментировать ответы и привести их, по возможности, в полном объеме. Мы уверены, что читатели смогут сделать правильные выводы, а где надо — прочитают между строк.

Зарубежные ИТ-компании — ветераны российского рынка*

Компания Год создания московского офиса Число офисов (региональных представителей) в России и СНГ Численность персонала
APC 1992 5 (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Киев, Алматы) Москва, — 30 чел., Санкт-Петербург — 1 чел., Новосибирск — 2 чел.
Borland 1992 (1989) 1 в Москве;
2 Центра разработок (Москва, Санкт-Петербург)
В офисе в Москве — 5 чел.,
С учетом Центров разработок — более 100 чел.
HP 1968 6 (Москва, Санкт-Петербург, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Украина) Москва и Санкт-Петербург — более 300 чел.
IBM 1974 1 (Москва) Около 300 чел.
Intel 1991 1 в Москве;
1 Центр по разработки ПО (Нижний Новгород);
15 региональных представителей
Москва — 60 чел.,
Нижний Новгород — более 200 чел.
Lucent Technologies** 1992 4 (Москва, Санкт-Петербург, Казахстан, Украина) Москва — 83 чел., Санкт-Петербург — 66 чел., Казахстан — 4 чел., Украина — 27 чел.
Microsoft 1992 6 (Москва, Украина, Казахстан, Северо-Запад, Поволжье, Урал) Москва — 150 чел., Северо-Запад — 3 чел., Поволжье — 1 чел., Урал — 1 чел., Украина — 8 чел., Казахстан — 5 чел.,
Siemens Business Services 1991 2 (Москва, Санкт-Петербург) Москва — 142 чел., Санкт-Петербург — 53 чел.
Sun Microsystems 1993 3 (Москва, Новосибирск, Киев) Москве — 50 чел., Новосибирск — 5 чел., Киев — 3 чел.
Xerox 1974 7 (Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Новосибирск, Алматы, Минск, Киев)
Москва — 260 чел., остальные — 50 чел.

* В таблице указаны компании, руководители представительств которых ответили на вопросы CRN/RE.
** В 1995 г. выделилась из AT&T.