Бизнес любой компании зависит от рынка, на котором она работает, и от тех изменений, которые происходят на этом рынке. Но вместе с тем бизнес зависит от структуры компании, от стратегии ее работы.

В 1997 г. мы представляли собой продуктовую компанию — 95% нашего бизнеса составляли поставки оборудования и ПО. За последние два года наша специализация полностью изменилась, и сегодня Siemens Business Services — это прежде всего сервисная компания. Сегодня 70% нашего бизнеса приходится на ИТ-услуги. Поэтому вряд ли есть смысл сравнивать обороты 1997 и 2003 гг. — такое сопоставление не будет корректным.

Рынок ИТ-услуг в России развивается достаточно быстро, соответственно растет и бизнес нашей компании в этой области. В среднем оборот Siemens Business Services увеличивается на 50—60% в год, что существенно превышает темпы роста рынка.

Один из главных принципов нашей политики — строить отношения с бизнес-партнерами на доверии. Так мы поступаем всегда и везде, и Россия в этом смысле не исключение.

Если компания является нашим партнером, значит, мы этой компании на 100% доверяем.

Но если такого доверия нет, эта компания не сможет стать нашим партнером. Хотел бы отметить, что сегодня у нас в России партнеров значительно больше, чем было в 1997 г.

Личные отношения являются исключительно важным фактором в нашем бизнесе, поскольку за любыми сделками и операциями в конечном итоге стоят живые люди. Мы всегда, в том числе и до кризиса, учитывали этот фактор, придавали и придаем ему большое значение и сегодня. Хорошие личные взаимоотношения — это всегда благоприятная основа для расширения бизнеса. Из десятка компаний, конкурирующих на рынке и предлагающих практически одинаковую продукцию или услуги, клиент обязательно выберет ту, с которой у него установлен хороший личный контакт.

Любой бизнес становится трудным в условиях общего экономического кризиса в стране.

Так случилось и в 1998 г. в России. Рынок, на котором мы работали, существенно уменьшился, и мы должны были адаптироваться к новым условиям. Надо отметить, что на тот момент мы имели достаточно большой портфель заказов, и это во многом помогло компании без больших потерь пережить кризис.

Что касается партнеров, мне сложно сказать, какие уроки они извлекли из кризиса, но, учитывая, что они пережили потрясения, успешно развиваются и остаются нашими партнерами и сегодня, можно уверенно говорить о том, что они извлекли правильные уроки.

Российский рынок во многом очень специфичен, у него свои правила игры. Их можно освоить, только имея большой стаж за плечами и накопив достаточный опыт работы в вашей стране. Это помогает правильно вести себя на рынке, устанавливать хорошие взаимоотношения с людьми, принимающими решения, и, естественно, с партнерами. А без опоры на партнеров на российском рынке вообще невозможно построить бизнес.