Одной из важных тенденций прошедших лет можно назвать увеличение вклада федеральных сетей в объемы продаж поставщиков. Еще одна тенденция — специализация компаний на конкретных рынках. Многие партнеры, продававшие самую разнообразную технику, сегодня выбрали для себя более узкую нишу, в которой им удается работать максимально эффективно. Это положительный момент для бизнеса нашей компании, которая помимо массовых продуктов продает такое специализированное оборудование, как широкоформатная техника, домашние кинотеатры и пр.

Кроме продуктовой специализации проявляется и большая региональная сегментация. Еще несколько лет назад подавляющее количество значимых партнеров было сосредоточено в Москве. Сегодня же в регионах существует целый ряд крупных, сильных компаний, с которыми представительство Epson ведет активную работу по маркетинговой и информационной поддержке, проведению семинаров, обучению, а от них получает сведения о продажах и ситуации на рынке.

Нужно отметить, что данные тенденции наверняка будут развиваться и в ближайшем будущем. Что касается причин таких изменений, они кажутся естественными последствиями развития российской экономики вообще и ИТ-рынка в частности. В этом плане наша страна идет по тому же пути, который чуть раньше проходили Европа и США. Можно отметить, что и российская дистрибуция развивается по общемировым правилам. Естественно, есть какие-то местные нюансы, однако поскольку роль дистрибьютора в цепочке продаж Epson — это роль поставщика, для нас главное, что с основной и практически единственной задачей — надежной работой по поставкам оборудования — наши дистрибьюторы справлялись и справляются вполне успешно.

Стержнем бизнеса Epson в России сегодня, как и пять лет назад, являются наши дилеры, а основная задача московского представительства — развитие и укрепление дилерского канала, поддержка компаний, непосредственно продающих наши продукты.

Что касается изменений, то мы полностью поддерживаем нормализацию таможенной политики РФ в последние годы. Это создает лучшие условия для работы наших поставщиков, позитивно сказывается на бизнесе в целом.

Если говорить о внутренних изменениях, то никаких революций в нашей партнерской политике за эти пять лет не произошло. У Epson есть твердая уверенность в том, что любую партнерскую политику, для того чтобы она приносила последовательные и стабильные результаты, нужно проводить в жизнь непрерывно и последовательно, как минимум, в течение нескольких лет. Тем не менее эволюционно наши партнерские программы меняются — больше стало специализированных партнеров по бизнес-технике, широкоформатным принтерам, проекторам, увеличилось количество партнеров в регионах, вырос уровень взаимодействия с ними.