Летом прошлого года АФК «Система» приобрела контрольный пакет крупнейшей украинской ИТ-компании «Квазар-Микро» (см. CRN/RE № 13/2004, с. 1). Тогда же «Квазар-Микро» объявила о весьма амбициозном стратегическом плане по «освоению» российского ИТ-рынка, в основном в области системной интеграции и консалтинга. В соответствии с этим планом в течение ближайших года-двух компания намеревалась войти в тройку крупнейших его игроков. А затем и стать самой крупной ИТ-компанией в Центральной и Восточной Европе. Что удалось сделать за это время? С какими проблемами пришлось столкнуться? Каковы дальнейшие планы компании в России? На эти и другие вопросы главного редактора CRN/RE Александра Плитмана отвечает президент и председатель правления «Квазар-Микро» Евгений Уткин.

CRN/RE: Что сделано в «Квазар-Микро» за прошедший год?

Евгений Уткин: Наш московский офис начал работу уже в новом качестве — «Квазар-Микро.ру» — в сентябре 2004 г. В течение года мы набрали в этот офис примерно 250 человек, всего же в России у нас около 300 человек. К нам пришли новые люди на уровне высшего менеджмента, мы приобрели также несколько команд — не компаний, а именно команд. Общий объем продаж в 2004 г. составил 335 млн. долл. За период август 2004 — август 2005 г. наш бизнес, связанный с системной интеграцией, консалтингом и ПО, вырос более чем в три раза. В этом календарном году темпы роста ожидаются примерно такие же. Это очень неплохой результат, и мы им довольны. Сейчас я вижу, что мы сделали правильно, заключив эту сделку, и думаю, что в концерне «Научный центр» (КНЦ), в который мы входим, придерживаются такого же мнения.

Сегодня мы достаточно хорошо представлены и в России, и в Украине, а всего ведем бизнес в 18 странах, в основном на территории бывшего СССР. Сейчас выполняем первые проекты в других странах Центральной и Восточной Европы — Сербии, Чехии, в Средней Азии, в странах Прибалтики. «Квазар-Микро» — одна из первых компаний в этом регионе, создавших успешную модель ведения регионального бизнеса, нам удалось наладить эффективное взаимодействие между офисами в Москве и Киеве, и я считаю, что такая модель — наше долговременное конкурентное преимущество.

CRN/RE: Стоимость сделки с АФК «Система» не раскрывается. Но можно ли как-то оценить, что вы получили за 51% акций «Квазар-Микро»?

Е. У.: Если говорить кратко, то от АФК «Система» мы получили капитал, офисные помещения и возможности широкомасштабной работы на российском рынке системной интеграции — выполнять крупные инновационные проекты, создавать новые продукты и сервисы. «Система» — одна из крупнейших корпораций России, инвестирующая в телекоммуникации и высокие технологии, поэтому для нас это очень удачный партнер. Кроме того, принадлежность к «Системе» открывает для нас совершенно новые возможности в работе с нашими вендорами и другими партнерами. Компании, входящие в «Систему», тратят большие средства на покупку современного ИТ-оборудования, например Cisco, IBM, Intel, Lucent, Nortel.

Кроме того, я вижу очень много синергии с компаниями АФК «Система», прежде всего входящими в КНЦ. Концерн сегодня работает в пяти направлениях: телекоммуникационное оборудование и биллинговые системы (компания Strom), системная интеграция, консалтинг и разработка ПО («Квазар-Микро»), микроэлектроника (прежде всего «Микрон»), индустриальная площадка «Квант» и завод «Элакс», выпускающий технику под брэндом «Ситроникс». Такое сочетание позволяет создавать продукты с глубокой степенью переработки — от микросхем до крупных интеграционных проектов, в том числе и для нас. Думаю, что вскоре мы об этом объявим.

CRN/RE: Как повлияла сделка с АФК «Система» на организацию вашего бизнеса? Где теперь ваша штаб-квартира?

Е. У.: Сейчас существуют компания «Квазар-Микро», зарегистрированная в Киеве, и компания «Квазар-Микро.ру», зарегистрированная в Москве. У нас два больших офиса — в Киеве и в Москве, где сотрудники занимаются в основном предпродажной подготовкой, продажами и поддержкой заказчиков, а наши основные ресурсы — разработчики, программисты, консультанты, лаборатории — находятся там, где это более эффективно с точки зрения инвестиций, стоимости рабочего места, стоимости жизни и т. д. Сегодня для любой компании в сфере ИТ географическое положение штаб-квартиры совершенно не важно, поэтому я бы сказал, что наша находится в самолете.

CRN/RE: Какова теперь стратегия компании?

Е. У.: У нас есть стратегия развития на период до 2007 г., принятая советами директоров «Квазар-Микро» и КНЦ. Главная цель — войти в пятерку крупнейших ИТ-компаний на территории Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Есть бизнес-план, который ежегодно корректируется. Судя по результатам первого полугодия, мы сейчас идем с превышением этого плана. В этом году бизнес компании должен вырасти более чем на 50%. Мы поставили перед собой весьма амбициозные цели. Сейчас внедряем систему сбалансированных показателей, привязываем стратегию к конкретным целям, задачам и мотивациям менеджеров. Мы развиваемся как международная региональная компания и за эти три года хотим сделать ее публичной — открытой для рынка, для менеджеров и сотрудников компании, причем не только в плане информационной политики, но и бизнес-процедур и их формализации. Мы намерены стать одним из инновационных лидеров в отрасли, делаем большую ставку на модель распределенных ресурсов, которую я считаю очень эффективной. Например, мы можем использовать квалифицированных специалистов с Украины, которые в три раза дешевле, чем московские. Плюс эффект «машины времени» за счет работы в регионах с разным уровнем развития рынка. Скажем, российский рынок по зрелости опережает украинский на 2—2,5 года, соответственно у нас появляется конкурентное преимущество при работе на Украине и других странах СНГ.

CRN/RE: Какие рынки в этом регионе вы считаете самыми передовыми?

Е. У.: Например, польский. В прошлом году ИТ-рынки Польши и России были примерно одинаковы по объему, но в Польше население втрое меньше. А с точки зрения структуры, то есть долей оборудования, ПО, консалтинга и других услуг, польский рынок более развит. В наших странах — России и Украине — рынок крупных проектов в области системной интеграции и консалтинга реально стартовал лишь 2—3 года назад, когда большие российские и украинские компании начали конкурировать на международных рынках и для повышения своей конкурентоспособности инвестировать в ИТ.

CRN/RE: В числе ваших крупных заказчиков в России компании, контролируемые АФК «Система», например МТС, SkyLink, «Центртелеком». Какова их доля в вашем бизнесе?

Е. У.: В прошлом году на долю компаний, входящих в АФК «Система», приходилось всего 3% нашего общего бизнеса. В этом году будет несколько больше. Но наша стратегия — работа на открытом рынке. Скажем, МТС — это публичная компания, в которой действуют строгие правила отбора подрядчиков, поэтому мы проходили через все тендерные процедуры. И есть ряд тендеров, в которых просто не участвуем или участвуем, но не побеждаем.

CRN/RE: С какими основными проблемами вы сталкиваетесь, развивая бизнес в России?

Е. У.: Изменения в компании, произошедшие за последний год, были настолько драматическими, что мы занимались в основном внутренними проблемами. Но все же, на мой взгляд, основная проблема бизнеса в России в том, что Москва забрала слишком много ресурсов, слишком много полномочий и решений. Это отражается на всем...

Сосредотачивать весь бизнес в Москве зачастую неэффективно. Например, если у вас три встречи в разных точках города, на это уходит целый рабочий день. Или офис в центре города. Наверное, для компании, которую мы выращиваем, он необходим, но это влечет очень большие затраты. Вторая проблема — кадры. Сегодня найти специалиста в Москве практически невозможно, рынок труда перегрет. Затраты на содержание нужных специалистов уже достигли уровня развитых стран, а их продуктивность ограничивается теми условиями, о которых я говорил.

CRN/RE: А конкуренция?

Е. У.: По сравнению с другими странами, где мы работаем, в Москве очень жесткая конкуренция, здесь на рынке много профессиональных игроков. Но конкуренция — это всегда хорошо, она заставляет быть «в форме», делает работу более мотивированной и интересной. К тому же на ИТ-рынке она гораздо более цивилизованная, чем на других отраслевых рынках.

CRN/RE: В последнее время вся информация, исходящая от «Квазар-Микро», касается проектов системной интеграции и разработки программного обеспечения. А что с вашим дистрибьюторским бизнесом?

Е. У.: Да, сейчас наш основной фокус — системная интеграция, консалтинг и ПО. Что же касается дистрибуции, то это развитый, отлаженный бизнес, и особых изменений в нем не происходит: рынок растет, от 20 до 30% в разных сегментах, и мы вместе с рынком. Поэтому для нас этот бизнес важен, в том числе с точки зрения стоимости компании. Создание в Москве «Квазар-Микро.ру» никак не повлияло на наш дистрибьюторский бизнес, и каких-то «больших скачков» здесь не будет, поскольку наши акционеры в лице КНЦ ожидают от нас роста в других областях, которые я назвал. Мы этот рост демонстрируем, и все наши инвестиции направлены туда.

CRN/RE: Каковы ваши задачи в качестве первого заместителя генерального директора КНЦ?

Е. У.: Я отвечаю только за бизнес «Квазар-Микро», но как член команды менеджеров, которую возглавляет генеральный директор Александр Гончарук, мотивирован и на развитие других бизнесов КНЦ и, участвуя в обсуждении дел всего концерна, какое-то влияние на это могу оказывать. Кроме того, есть синергия, есть взаимное обогащение, несмотря на то, что мы очень разные.

CRN/RE: В одном из своих интервью вы говорили, что стремитесь создать «атмосферу импровизации и инноваций, так сказать среду джазовой команды»... Как это интерпретировать?

Е. У.: Традиционную модель управления бизнесом можно сравнить с оркестром, исполняющим симфоническую музыку: есть автор музыки, дирижер и оркестранты — команда. Дирижер проникается исполняемой музыкой, «пропускает» ее через себя и дирижирует оркестром; у каждого оркестранта есть партитура, которой он обязан следовать. Но современный бизнес иной — глобальный, распределенный, включая и ресурсы, и принятие решений, и современные компании строятся не по дивизиональному принципу, а как многомерная матрица. Понятие инновационной компании, которое зафиксировано в нашей стратегии, касается не только наших продуктов и услуг, но и инновационности в управлении компанией. Поэтому мы стараемся реализовать другую модель управления, и для нее подходит слоган «Hi-Tech в стиле джаз». Когда есть некоторая «тема» — ее задают акционеры — и есть лидер, как в джазовой команде, при этом роль каждого исполнителя очень велика, у него есть возможность импровизации, и задача лидера — прежде всего создать настроение команды и мотивировать исполнителей. Например, мы провели в компании социологическое исследование, которое позволило выявить лидеров в различных областях, и как-то стихийно, без вмешательства администрации организовался неформальный клуб лидеров «e=KM в квадрате». Он собирается раз в квартал, обсуждает разные интересные темы, постоянно пополняется... Многое, конечно, делается и сверху, нашей кадровой службой.

CRN/RE: А как это влияет на ваш бизнес, на инновационность компании?

Е. У.: Важная задача руководителя, выражаясь образно, — открывать двери, за которыми сотрудники компании могут увидеть новые возможности, показывать им эти возможности. Талантливые менеджеры их видят и какую-то часть реализуют. Я считаю, что в ИТ-компании у людей обязательно должны быть возможности реализации творческого потенциала. Ведь для менеджеров верхнего уровня — это основная мотивация в работе.

CRN/RE: Каковы ваши ближайшие планы?

Е. У.: С учетом результатов первого полугодия в 2005 г. рост оборота превысит 50%. Сейчас численность нашего персонала 1300 человек, в следующем году наверняка будет более 1500. Будут созданы подразделения «Квазар-Микро» в других городах России. На Украине у нас уже есть центры разработки за пределами Киева, но мы собираемся более активно продвигаться в регионы — по тем же причинам, что и в России: в Киеве уже ощущается дефицит кадров. Можно предсказать, что года через три ситуация в Киеве будет сравнима с московской. Но отличие Украины от России в том, что степень централизации там гораздо меньше, а регионы очень сильные.

CRN/RE: Недавно АФК «Система» подписала соглашение с администрацией Томской области о создании корпоративного научного парка «Томск-Система». Участвует ли в этом «Квазар-Микро» и в какой форме?

Е. У.: Роль «Квазар-Микро» прописана в разделе, посвященном ИТ. Мы будем инвестировать туда вместе с «Системой», вместе с КНЦ. Но пока о конкретных планах и цифрах говорить рано. У нас в Томске есть партнер — компания «Интант», которую мы давно знаем, в частности по дистрибьюторскому бизнесу, и мы намерены открыть там представительство. Судя по тому, что я там видел, Томск — одно из тех мест в России, где вы чувствуете себя, как в Кремниевой долине, потому что наука, образование, местная администрация и бизнес живут «в одной тусовке». Это небольшой город, но в нем четыре крупных университета. Наука тоже развивается в университетах и при университетах, причем так было изначально. Сейчас руководители ведущих местных ИТ-компаний входят в попечительские советы вузов. На мой взгляд, в Томске сложилась правильная модель взаимодействия бизнеса с государством, этот город может занять достойное место в списке российских технопарков.

«Система» строит технопарки

АФК «Система» и администрация Томской области подписали соглашение о со-трудничестве в создании корпоративного научного парка «Томск-Система». Основной задачей этой структуры станет развитие информационных, телекоммуникационных и образовательных технологий, электроники и нанотехнологий.

Как сообщается в пресс-релизе АФК «Система», соглашение предусматривает развитие телекоммуникационной инфраструктуры Томской области на базе регионального телепорта Томского университета, разработку и экспериментальное производство средств связи и радиолокационного оборудования, создание перспективных конкурентоспособных производств нанокристаллических металлических и керамических материалов.

АФК «Система» намерена инвестировать средства в оборудование, строительную и телекоммуникационную инфраструктуру научного парка и его инновационные проекты. В уставном капитале «Томск-Система» ее доля составит не менее 51%. Администрация области будет способствовать созданию условий для успешной деятельности научного парка в соответствии с областным законом «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области».

Как пишет газета «Континент Сибирь» (Новосибирск), ссылаясь на сведения из областной администрации, АФК «Система» заинтересована, в частности, в разработке приставок, используемых в цифровом телевидении. Этот проект находится на стадии заключения договоров о сотрудничестве между АФК «Система» и томской компанией «Элекард».

Однако, по словам директора «Элекард» Андрея Позднякова, проект не является масштабным и не предусматривает каких-либо инвестиций. «Речь идет о рутинной работе, — рассказывает он. — Это наш пробный проект совместно с «Системой» — разработка приставок для приема цифрового сигнала. Примерно то же самое мы делаем с компанией Samsung. Наша компания не завязана на производство, поэтому мы можем предлагать технологии и делаем это. Когда «Система» выйдет на стадию производства, и где это производство будет размещено, сказать трудно. Скорее всего — в Китае. Может быть, частично в Зеленограде».

Два других проекта, о которых газете сообщили в администрации области, проработаны в меньшей степени. Первый — это система обнаружения труднодоступных объектов (Томский политехнический университет), второй — система диагностирования сетей передачи данных (Томский госуниверситет).

Совместная работа москвичей и томичей должна начаться в ближайшее время, хотя с учетом того, что бюджет компании и бюджет области на 2005 г. уже сверстаны, конкретные действия скорее всего начнутся в 2006 г.

«Томск-Система» — уже третий научный парк, инициатором создания которого выступила АФК «Система»: в марте 2004 г. было заключено соглашение с Минатомэнерго РФ и администрацией Нижегородской области о создании технопарка «Саров-Система», а в октябре 2004 г. соглашение с Объединенным институтом ядерных исследований о создании технопарка «Дубна-Система». По словам Евгения Уткина, президента «Квазар-Микро», его компания уже работает в этом технопарке.