2 ноября 2005 г. группа компаний R&K распространила официальное заявление о реструктуризации своего направления дистрибуции компьютерных комплектующих — компании «Аэртон». И, скорее всего, да простит читатель нам некоторую вольность, этот день может считаться официальным днем «смерти» одного из старейших игроков российского ИТ-рынка. Оговоримся сразу, что все компании, входившие в состав группы, остались на рынке. Сохранены и все принадлежавшие ей брэнды. И, возможно, когда-то обновленная R&K вновь займет лидирующие позиции на отечественном ИТ-рынке, но это будет другая компания, не та, которую мы знали раньше.

Если бы мы писали роман, то в нем были бы уместны такие слова: «Больной умирал долго и тихо, можно было бы сказать, что он угасал на глазах, но его агонии не видел никто, так как оставили его одного, забыв о его существовании».

Проблемы R&K начались более полутора лет назад, когда компанию стали покидать ведущие топ-менеджеры. Так в марте 2004 г. один из совладельцев R&K Николай Можин «по личным мотивам» сложил с себя полномочия генерального директора и покинул фирму, оставив управление фирмой на второго совладельца Бориса Ренского (бывшего на тот момент президентом компании). В этом году Борис Ренский передал бразды правления R&K своему сыну, Борису Ренскому (младшему). Но эти кадровые перестановки в руководстве — только верхушка айсберга. Естественно, строить предположения о смерти компании только на основании того, что ее основатели отошли от оперативного управления, нельзя. Но об этом говорят показатели ее работы.

Напомним, что R&K была создана в 1992 г. как сборщик ПК. Позже появилось дистрибьюторское направление, которое со временем было выделено в компанию «Аэртон». Новая структура отвечала за продажу товара как конечным пользователям (для этой цели была создана розничная сеть «Аэртон», включающая магазины партнеров-франчайзи), так и в дилерский канал. К середине 2005 г., по утверждению представителей компании, в портфеле дистрибьютора было более 20 прямых контрактов. Список производителей, чья продукция закупалась на внутреннем рынке, в компании не оглашают. Сама же R&K стала специализироваться на производстве ПК и в 1996 г. поставила производство ПК на промышленную основу. А в 2000 г. было начато промышленное производство серверов. Что же происходит с группой компаний сейчас?

Как следует из упоминаемого выше пресс-релиза, компания «Аэртон» теперь будет фокусироваться на «нишевой дистрибуции», сохранив статус мастер-дистрибьютора AMD. Кроме того, компания продолжит поставки некоторых марок системных плат и видеоадаптеров. Как утверждают в компании, в 2006 г. оборот дистрибьютора сократится в два раза по сравнению с показателями 2005 г. Причем около двух третей этого оборота будет получено благодаря продажам процессоров. В следующем году будет сокращен и штат компании — практически в три раза. Розничная сеть закрыта.

В производственной компании R&K тоже не все гладко. По оценкам ее представителей, в 2005 г. будет собрано около 35 тыс. ПК и не более 3 тыс. серверов. А ведь в 1999 г., по данным двух аналитических агентств (IDC и DataQuest), компания была признана лидером среди производителей компьютерной техники на российском рынке.

Скорее всего, в будущем компания будет менять свой профиль. Уже сейчас ее руководители говорят о движении в сторону более прибыльных сегментов ИТ-рынка. Так, в настоящий момент в состав группы входит компания Mirantis, занимающаяся офшорным программированием, и созданная в 2003 г. компания R&K Consulting, специализирующаяся на внедрении ERP-систем. Но, как утверждают представители компании, говорить о перепрофилировании группы на поставку услуг пока еще рано: все имеющиеся направления бизнеса будут развиваться параллельно.

R&K «умерла». Да здравствует R&K?