Компания BenQ с самого начала своей работы сделала ставку на концепцию цифрового стиля жизни (Digital Lifestyle) и тех потребителей, которые готовы этот стиль принять. Об «идеологии» компании, о достижениях и ближайших планах на российском и мировом рынке в интервью редактору CRN/RE Маринэ Восканян рассказывает глава российского представительства BenQ Юрий Студеникин.

CRN/RE:
С какими результатами компания BenQ закончила 2004 г., и есть ли уже предварительные итоги 2005 г.?

Юрий Студеникин: В 2004 г. оборот BenQ вырос с 3,6 до 5,1 млрд. долл., то есть рост составил более 40%. Очень впечатляющий результат для ИТ-компании. Прибыль осталась практически на том же уровне (прирост 1%). Если говорить о России, то наша компания не сообщает финансовых результатов по отдельным странам, ограничиваясь лишь консолидированным отчетом, так что придется опираться на данные исследовательских компаний.
Ключевым рынком для BenQ является Европа, где продается более 30% продукции (в денежном выражении), за ней следуют Северная и Южная Америки — 24%, Китай — 23% и Азиатский регион — 23%. Это по итогам 2004 г., а про текущий год говорить еще рано — думаю, данные будут доступны к концу марта 2006 г.

CRN/RE: Какие направления бизнеса BenQ сегодня наиболее перспективны, и как они развиваются?

Ю. C.: Если говорить о наших позициях в России, то самое перспективное направление — ЖК-мониторы. Причины в том, что, во-первых, у BenQ есть ключевые преимущества — собственные производственные мощности, брэнд и маркетинговые разработки, во-вторых, рынок тоже растет огромными темпами. В III квартале российский рынок ЖК-мониторов обогнал рынок Германии и перешагнул рубеж в 1 млн. штук. При этом рынок ЭЛТ-мониторов стремительно уменьшается: благосостояние потребителей растет, и разница в цене между ЭЛТ-монитором и ЖК-монитором в 50 долл. уже не критична для них.

Второе успешное направление, которым мы гордимся, — это проекторы. BenQ специализируется в основном на DLP-проекторах. По оценкам Dataquest и ITResearch, в двух кварталах этого года мы добились первого места по объему продаж в России.

Я объясняю это тем, что BenQ является крупным производителем проекторов, у нас широкий модельный ряд, и мы одна из немногих компаний, способных вести полноценный маркетинг по проекторам. Кроме того, у BenQ как у производителя эта продукция имеет адекватную себестоимость.

Еще одна важная линейка, стартовавшая в этом году, — ноутбуки Joybook. Весь модельный ряд уже практически заполнен, и в следующем году мы планируем войти в десятку лидеров по продажам ноутбуков в России. Мы рассчитываем на успех, поскольку сфокусировались на определенном сегменте покупателей, имеем узнаваемый брэнд и, кроме того, производим некоторые комплектующие для ноутбуков — ЖК-матрицы, оптические приводы, клавиатурные модули. Нам уже сейчас есть чем гордиться: Россия — одна из первых стран, вышедших на достаточно хороший уровень продаж Joybook. Мы считаем, что Joybook — это продукт для тех, кому важен не только результат, но и удовольствие от процесса работы. Современный человек практически постоянно использует компьютер, причем один и тот же, для работы, обучения, отдыха и развлечений, поскольку сейчас все эти сферы деятельности не очень резко разделены. Поэтому ноутбук нужен потребителю не только для того, чтобы благодаря быстрому решению рабочих задач высвобождать дополнительное свободное время, но и для того, чтобы проводить это свободное время.

CRN/RE: Насколько отличается структура продаж продукции BenQ в России от той, что сложилась в Западной Европе и в мире в целом?

Ю. C.: Отличия, конечно, есть. Так, доля ноутбуков в общем объеме продаж у нас выше, чем в среднем по Европе. Доля ЖК-мониторов также выше, чем в среднем в мире. Рынок проекторов в России еще очень мал, поэтому, несмотря на наше лидерство на этом рынке, в общемировом масштабе доля не так велика. В отличие от большинства других стран в России продается много сканеров BenQ. Этот товар находится сейчас на завершающей стадии своего жизненного цикла, однако она отнюдь не является убыточной, как может показаться на первый взгляд. Напротив, сейчас конкуренция между производителями сканеров снижается, у каждого есть свой сегмент рынка, причем работа в этом сегменте уже не требует маркетинговых расходов. Поэтому сканеры будут оставаться для нас прибыльным продуктом вплоть до их окончательного ухода с рынка.

CRN/RE: В свое время руководители BenQ называли следующие четыре фактора успеха компании: своевременные инвестиции в производство ЖК-панелей, размещение производственных мощностей в Китае, ставка на мобильные телефоны и DLP-проекторы. Сегодня эти факторы по-прежнему актуальны?

Ю. C.: Действительно, важность каждого из этих факторов со временем меняется. В частности, приобретение подразделения Siemens по производству мобильных телефонов — стратегический шаг, отражающий ключевое значение этого сегмента рынка для нашего бизнеса. На втором месте по значимости инвестиции в производство ЖК-панелей. По мере того как мы осваиваем производство ЖК-панелей все большего размера, открываются все новые возможности для их применения. Любой рекламный щит из установленных на вокзалах, в аэропортах, на автобусных остановках и стенах домов в будущем может быть заменен ЖК-панелью. Недалек и тот день, когда ЭЛТ-телевизоры будут полностью вытеснены ЖК-телевизорами.

Развитие проекторного бизнеса — следующий по значимости фактор успеха BenQ. Каждое рабочее место оснащается монитором все большего размера; все чаще необходимо одновременно отображать различные видеоданные, то есть изображения большой площади; развитие видеоконференцсвязи также подразумевает дополнительные площади на экране для отображения видеоинформации. Во всех этих случаях находится применение для проектора, так что их рынок сейчас только начинает развиваться. Кроме того, скоро получат широкое распространение проекторы индивидуального пользования.

А вот размещение производственных площадей в Китае как важный фактор успеха теряет свою значимость. Мы были в числе первых, кто разместил свои заводы в Китае, но вслед за нами в последние годы туда пришло множество других производителей. И они теперь получают те же преимущества, что и мы.

CRN/RE: BenQ делает ставку на устройства, которые предназначены для цифрового стиля жизни (Digital Lifestyle). Находит ли это отклик у потребителей?

Ю. C.: Хотим мы того или нет, но мы уже живем в цифровом мире. Цифровое телевещание, мобильные телефоны, компьютеры, холодильники со встроенным монитором и выходом в Интернет, DVD-плееры — все это присутствует в нашей повседневной жизни. Компании, которые были столпами аналоговых электронных устройств, медленно, но верно уходят с рынка, а те, кто в свое время сделал ставку на цифровые устройства, занимают их место. Мы видим конвергенцию ИТ и потребительской электроники. Поэтому цифровой стиль жизни — это не теория, а реальность, которая находит отражение в покупательских предпочтениях.

Понятием Digital Lifestyle оперируют самые разные ИТ-компании. BenQ подробно разработала один из элементов этого цифрового мира — концепцию Digital Hub (цифровой концентратор), то есть построение цифровой «вселенной» вокруг отдельного пользователя. Я думаю, что около 5% домашних компьютеров в России уже играют роль Digital Hub. Если к компьютеру подключены цифровой фотоаппарат, принтер, мобильный телефон, MP3-плеер, это и есть реализация концепции Digital Hub.

При этом выполнять роль Digital Hub может не только компьютер, но и, например, ЖК-телевизор последнего поколения, если к нему будут добавлены функции беспроводной связи. Или мобильный телефон, если с его помощью пользователь координирует работу всех своих цифровых устройств. Хотя концепция Digital Hub разработана компанией BenQ, мы хотим, чтобы цифровые устройства взаимодействовали на базе открытых стандартов.

CRN/RE: Изменилась ли за прошедшие годы концепция Digital Hub?

Ю. C.: Стратегически она не меняется, но меняется тактика ее реализации — какие именно устройства войдут в «цифровую вселенную», какими способами они будут между собой связаны. Например, четыре года назад стандарт Bluetooth еще не использовался, и о его будущем шли большие споры. Сейчас он уже занял свое место как способ связи между цифровыми устройствами, и это учитывается в наших разработках.

CRN/RE: Какие стратегические решения, принятые руководством BenQ, помимо покупки подразделения мобильных телефонов Siemens, вы считаете наиболее важными и результативными?

Ю. C.: Я бы назвал в их числе стратегический альянс с компанией Philips по производству оптических накопителей и образование компании Philips-BenQ Digital Storage. Менее заметно для публики прошла покупка BenQ акций японской компании Fujitsu, крупного производителя ЖК-панелей, но благодаря этой сделке наш продуктовый ряд значительно расширился. Еще одно стратегически важное событие — начало проекта по производству ЖК-телевизоров в Восточной Европе.

Важным событием является и появление в нашем ассортименте ноутбуков — к этому мы шли давно, так как реализация концепции Digital Hub без компьютера просто невозможна, по крайней мере в ближайшие 10 лет. Еще одно важное решение — планы по выпуску MediaPC, цифрового видеорекордера с жестким диском. Но рынок для таких продуктов еще не сложился.

CRN/RE: Каковы планы компании на 2006 г.?

Ю. C.: В следующем году в России мы планируем войти в семерку лидеров по продаже ноутбуков, занять третье место среди производителей ЖК-мониторов и удержать первое место по проекторам. Одна из самых важных для BenQ задач на мировом рынке — наращивание продаж ноутбуков. Сейчас продано уже 250 тыс. ноутбуков Joybook, в следующем году планируется продать 1 млн. Очень важной задачей стала подготовка к массовому выпуску ЖК-телевизоров. На старте эры ЖК-телевизоров мы, как крупный производитель ЖК-панелей, должны занять достойное место.

CRN/RE: Как повлияет на бизнес BenQ приобретение подразделения мобильных телефонов Siemens? Скажется ли это на работе вашего российского представительства?

Ю. C.: У BenQ есть собственное успешное производство мобильных телефонов. Но, проанализировав темпы роста этого рынка, мы поняли, что только своими силами нам за ним не успеть. И мы стали искать возможности для качественного «скачка». Судьба подарила нам шанс — компания Siemens как раз искала покупателя на свое подразделение мобильных телефонов.

Наш союз с Siemens — взаимодополняющий. История слияний и поглощений в последнее время свидетельствовала о довольно недружественных действиях по отношению к приобретенной компании. За большинством покупок стоит желание увеличить объемы продаж путем приобретения новых рынков и клиентов, одновременно сократив издержки за счет сотрудников покупаемой компании. В нашем случае это не так, поскольку Siemens в области мобильных телефонов не был для нас большим конкурентом. В тех регионах, где лидер рынка — мы (например, Юго-Восточная Азия), у Siemens менее сильные позиции. И наоборот, там, где Siemens занимает лидирующие позиции (Европа, Латинская Америка), мы либо только начинали выходить на рынок, либо вообще не были представлены. Кроме того, телефоны Siemens — это классический консервативный дизайн, а телефоны BenQ ориентированы на модную и молодежную аудиторию. И союз двух таких разных производителей даст нам новые возможности. Поэтому BenQ не только не собирается сокращать сотрудников купленного подразделения Siemens, наоборот — их потенциал и опыт для нас чрезвычайно важны, и в компании максимально «трепетно» относятся к этим новым сотрудникам. Кроме того, результатом данной сделки стало приобретение компанией Siemens акций BenQ на сумму 50 млн. евро. В каждой стране, в том числе и в России, у нас будет по две компании — BenQ и BenQ Mobile — с отдельными офисами.