В ноябре в Москве состоялась 11-я конференция по IP-телефонии и IP-коммуникациям, организованная компаниями CompTek и CTI. Мероприятие проходило при поддержке Министерства информационных технологий и связи РФ и Ассоциации документальной электpосвязи. Генеральным спонсором стала компания Avaya.

В работе форума приняли участие примерно 500 специалистов из России и СНГ, а также из стран Европы, Азии и США. Было прочитано около 100 докладов, проведено несколько панельных дискуссий. Конференция длилась три дня, каждый из них был посвящен определенной тематике — IP-телефонии, конвергенции, IP-TV.

Выступавшие эксперты отметили, что технология VoIP, появившаяся более 10 лет назад, сегодня превратилась в один из важнейших инструментов бизнес-коммуникаций: она оказывает все большее влияние на развитие фиксированной и мобильной связи, магистральных транспортных сетей и сетей доступа. Уходящий год ознаменовался стремительным развитием так называемой абонентской IP-телефонии, когда указанная технология используется на основной телефонной линии абонента.
Еще одна важная тенденция — рост популярности бесплатных Интернет-сервисов, предлагаемых такими компаниями, как Google, Skype, «Яндекс» и др. Эти фирмы ориентированы на «рекламную модель» бизнеса, которая эффективна при очень большом числе абонентов и принципиально отличается от традиционной бизнес-модели телекоммуникационных операторов и сервис-провайдеров.

В повестке второго дня конференции были конвергенция и новые телекоммуникационные услуги. Специалисты обсуждали такие вопросы, как проведение аудио- и видеосовещаний с «прозрачным» объединением средств фиксированной и мобильной связи, внедрение новых приложений для коллективной работы с документами и др.

Завершающий день форума охватил широкий круг проблем, связанных с IP-TV. Интерес операторов к этому направлению ИКТ-бизнеса обусловлен стремлением расширить перечень предлагаемых услуг на базе уже построенных или строящихся скоростных мультисервисных сетей, способных передавать данные, голос и видео. Однако, как отметили специалисты, проекты, связанные с внедрением услуг типа «видео по требованию», являются весьма дорогостоящими. И рассчитывать на быстрый возврат инвестиций не следует. Для успеха таких проектов оператору нужно не просто перенести ТВ-вещание в IP-сеть, но и предложить клиентам новые возможности, появляющиеся благодаря IP-технологиям. Многое в проектах IP-TV зависит и от правильного подбора контента.

Как считает президент компании CTI Игорь Масленников, «главная интрига прошедшей конференции — дороги телекоммуникационных операторов и Интернет-сервисов расходятся. Они становятся разными, так же как бизнес по прокладке автодорог совершенно отличен от бизнеса по производству автомобилей».

Кроме того Игорь Масленников отметил, что игроки отечественного рынка ИКТ надеются на то, что в регуляторном пространстве нашей страны произойдут позитивные изменения, которые будут способствовать развитию технологий связи и, следовательно, самих инфокоммуникаций.

«Для России это в первую очередь вопрос стимулирования развития широкополосного доступа и Интернет-сервисов, а также попытка создания таких условий, при которых российские компании могли бы стать весомыми игроками на глобальном рынке», — сказал он.