1—3 ноября в Томске состоялся второй Сибирский IТ-Форум. Организаторами мероприятия выступили CRN/RE, аналитическое агентство ITResearch, администрация Томской области, Центр бизнес-мероприятий «СК Пресс» Business Exchange, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, ОАО «Особые экономические зоны». Поддержку форуму оказали ассоциации АПКИТ и ТомКИТ. Генеральные спонсоры — Cisco Systems и Sun Microsystems, спонсоры — дистрибьюторские компании OLDI и OCS, а также IBM Восточная Европа/Азия. Титульным спонсором стала корпорация Intel, а технологическим — компания «Интант» (Томск).

В рамках IТ-Форума прошли презентация проекта «Бестселлеры российского ИТ-рынка» компании ITResearch и вручение наград победителям. Спонсировали награждение компании APC и Ippon.

В мероприятии приняли участие более 260 человек, из которых около 100 — представители конечных заказчиков. Помимо томских участников (175) на Форуме присутствовали сотрудники ИТ-фирм и предприятий-заказчиков из Барнаула, Екатеринбурга, Красноярска, Москвы, Новокузнецка, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга.

Первый день конференции был полностью посвящен взаимодействию ИT-бизнеса и государства, прежде всего вопросам функционирования особых экономических зон (ОЭЗ). Кроме того, предметом дискуссий стала подготовка квалифицированных ИТ-специалистов для томских ИТ-компаний и конечных заказчиков.

С приветственным словом к участникам Форума обратился председатель Государственной думы Томской области Борис Мальцев. Он подчеркнул, что руководство области придает большое значение развитию информационных технологий, и рассказал о мерах, которые предпринимаются местными органами власти и управления по поддержке ИТ-бизнеса.

Поскольку основным организатором первой части («Государство и бизнес») мероприятия стала администрация области, то значительная часть программы была посвящена развитию Томской технико-внедренческой зоны (ТВЗ). В частности, представители администрации сообщили, что в 2007 г. область выделит на поддержку и развитие приоритетных инновационных и наукоемких отраслей экономики 700 млн. руб. Из них: 305 млн. руб. — на строительство Южной площадки Томской ОЭЗ; 70 млн. — на программу субсидирования процентной ставки по инвестиционным проектам предприятий приоритетных отраслей; 38 млн. — на создание дополнительных офисов коммерциализации научных разработок и развитие бизнес-инкубаторов в томских вузах; 25 млн. — на создание Фонда поддержки и развития новых технологий и прикладных исследований; 14 млн. — на развитие системы телекоммуникаций.

Представители генеральных спонсоров посвятили свои выступления практическим аспектам взаимодействия с заказчиками из госсектора. Тема доклада Сергея Белоножко, представителя Cisco Systems по Сибирскому федеральному округу, звучала следующим образом — «Открытое общество: программа по работе Cisco Systems с государственными органами», а Ратмир Трошин, менеджер по развитию бизнеса в Сибири и на Дальнем Востоке Sun Microsystems, рассказал о «Проверенных решениях для органов государственной власти и местного самоуправления».

Заместитель главы администрации (губернатора) Томской области по экономической политике и инвестициям Оксана Козловская подчеркнула, что главной целью мероприятия являлось обсуждение возможности взаимодействия бизнеса, населения и власти в сфере информационных технологий. А одной из конкретных практических задач, которые ставила перед собой администрация области, заключалась в том, чтобы оценить, насколько решения, представленные участниками (в рамках презентаций и на выставочных стендах), могут быть эффективно использованы для создания ИТ-инфраструктуры Томской ОЭЗ.

Во второй и третий день на Форуме обсуждались вопросы, связанные с развитием ИТ-бизнеса в регионах и перспективами российского ИТ-рынка в целом.

Заметный интерес вызвали дискуссии, посвященные отдельным сегментам. Так, участники «круглого стола» по теме «Заработать на услугах: миф или реальность?» пытались определить, как «продать» клиенту аутсорсинговые услуги и что требуется для развития этого бизнеса. У участников рынка есть понимание того, что для качественного предложения этой услуги заказчику необходимо провести оценку его ИС и выработать предложения по дальнейшей работе. Но кто будет за это платить? ИТ-компании полагают, что клиент, но присутствующие в зале представители заказчиков заявили, что пока не готовы оплачивать такие услуги. Более того, не все понимают, зачем вообще нужен предварительный консалтинг.

Другой «круглый стол» был посвящен перспективам развития розничных ИТ-компаний. В Томске конкуренция в этом сегменте рынка не так высока, как в некоторых других городах, но, как показала дискуссия, местные компании пытаются оценить перспективы работы в розничном сегменте и понять, как развиваться дальше.

Бурные эмоции вызвало обсуждение вступившего в силу в январе 2006 г. Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. По общему мнению участников «круглого стола» — как заказчиков, так и представителей ИТ-компаний, Закон не до конца проработан, поэтому необходимо объединиться для поиска решений проблем, возникших в связи с его применением.

Многих владельцев компаний заинтересовала тема передачи бизнеса в другие руки. Кому, как и стоит ли вообще передавать то, что создавалось с таким трудом? Как не стать помехой для развития компании в случае передачи бизнеса наемным менеджерам? Надо ли продавать бизнес и если да, то как оценить его стоимость?

Кроме того, на «круглых столах» обсуждались партнерские программы интеграторов, функции региональных представителей компаний-производителей, маркетинговая поддержка вендоров.

Участники секции «Маркетинг», которую вели представители ITResearch, обсудили «практические аспекты аналитики ИТ-рынка» и выслушали доклад о состоянии российского рынка средств визуализации.

Говоря о планах, Николай Федулов, издатель группы ИТ «СК Пресс» сообщил, что с 2007 г. региональные форумы станут регулярными. Их тематика и круг участников будут расширяться, в том числе и за счет привлечения конечных заказчиков и представителей местных органов власти.