...многих пресс-конференций, брифингов, презентаций и прочих мероприятий конца 1998 г. главной темой были не столько собственно достижения той или иной уважаемой фирмы, а вообще тот факт, что она потратилась на организацию тусовки, иногда даже на сувениры гостям и прессе.... Пусть информационные поводы явно надуманны, пусть фуршеты похудели, но главное - мы работаем и на фоне всеобщей разрухи строим планы на будущее. А иначе зачем нам весь этот маркетинг?

Кризис превратился в мощный маркетинговый аргумент. И вообще говоря, это правильно. Компания должна появляться, ее должны знать, видеть и уважать. Тем более, что в такой обстановке - это заметнее. Благо стоит это сейчас сравнительно недорого, а «в лицо» (или что там у компании - название? марка? логотип?) запомнят.

Но вот вопрос, который мучал меня последнее время, а вообще реально ли, чтобы крупная компания покинула рынок? Смертны ли большие игроки? Поэтому было решено предложить топ-персонам нашего компьютерного рынка принять участие в старинной забаве под названием «русская рулетка». Строго говоря, выверенной формулировки не было - кулуары, как правило, не располагают к классическим формам анкетирования. Поэтому вопросы звучали по-разному. Например, «кто из соперников будет на “Комтеке”?» , или «с кем вы будете работать весной» (задается дилеру), или просто «эти доживут?» (с указанием на конкурента). Итак, в «русскую рулетку» играют: дистрибьюторы, интеграторы и фирмы-изготовители ПК, в общем цвет нашей компьютерной индустрии.

Дистрибьюторы, как известно, оказались наименее подготовленными к финансовым потрясениям. На складах накопились запасы на десятки и сотни миллионов долларов, а почти все компьютерные «железки» - товар скоропортящийся и хранению не подлежит. Его надо быстро продать и купить новый. Поэтому среди дистрибьюторов пессимистов в отношении успеха конкурентов было гораздо больше, чем оптимистов. Шансы оценивались как X из 10. Варианты оценки сильно различались, но я бы предложил такой - 9 шансов означает, что в течение последующих 100 дней компания будет работать нормально 90 дней, девять дней простаивает, один день - на всевозможные неожиданности, которые нам не преминет преподнести любимая экономика. Впрочем, при нашей жизни хватит и одного дня...

Итак, шансы дожить до весны без существенных потерь (было решено считать «жизнью» уровень продаж ноября) для CHS/Russia и CHS-Merisel составили 9/10. Это объясняется прежде всего деньгами «большой» CHS, которая, как убеждены все опрошенные, не бросит их на произвол судьбы. Кроме того, CHS/Russia в последнее время вообще проявляет завидную активность, обещая сманить к себе наиболее опытных и уважаемых топ-менеджеров, а привязанность дилеров к Merisel уже стала легендой.

Вероятность спокойного существования до весны для RSI также оценивается в 9 шансов из 10 - то ли это связано с традиционной живучестью группы R-Style, то ли с тем, что компания в последнее время активно «засвечивалась» и «автономно», и, что важнее, в совместных мероприятиях с поставщиками.

Такой же показатель имеет и «Аэртон», его «запас прочности» объясняется прежде всего тем, что, по общему мнению, поставка комплектующих - бизнес сложный, но живучий.

Шансы первого и единственного «правильного» дистрибьютора оценили как 8 из 10 примерно 90% отвечавших. «Правильным тяжело в плохие времена», кроме того, могут сказаться и кадровые перестановки, многие отмечают, что бизнес-модель, рассчитанная на очень большие объемы продаж, нежизнеспособна в нынешней ситуации.

Такую же оценку многие готовы дать и концерну «Белый Ветер - ДВМ» - большой конгломерат почти точно выживет, но, какой здесь будет вклад со стороны дистрибуции, сказать невозможно (собственно, только поэтому у концерна был отнят один шанс). На успех OCS многие готовы были поставить из расчета 7 шансов из 10. Почему - совершенно неясно, но оценка была неоднократно перекрестно проверена. Стандартный же рейтинг остальных участников нашей рулетки (это «Марвел», «Роско», «Пирит» и Elko) составил 8 из 10.

Интеграторы испытывают просто удивительную уверенность в завтрашнем дне - практически все дали друг другу 10 шансов из 10. Странность легко объяснимая, если вспомнить о специфике работы на этом рынке. Иное дело - фирмы-изготовители ПК. Наиболее высоки (9 из 10) шансы R. & K. - мощная рекламная кампания и сравнительно недорогая техника - могучий аргумент «за». Такой же показатель имеет R-Style Computers (в силу все той же традиционной живучести). У флагмана российской сборки, «Вист», по общему мнению, шансы дожить до весны и сохранить объем продаж, сопоставимый с уровнем прошлого ноября, чуть ниже, 8 из 10. Такой же рейтинг у концерна «Белый Ветер - ДВM» (на рынке ноутбуков компания имеет очень прочные позиции). Рейтинг остальных участников наших гонок («Инел», «Клондайк», «Кит» и «Инфорсер») колеблется от пяти до семи шансов из десяти.

Итак, с Новым 1999 годом! Буду искренне рад, если выживут все.