Дата 4 января 1999 г. стала важной вехой в развитии мировой экономики: единая общеевропейская валюта - евро - начала свое официальное существование. 11 европейских стран, исключая Великобританию, Грецию, Данию и Швецию, зафиксировали взаимные курсы обмена своих валют, привязав их к евро. Национальные денежные единицы сохранят неизменный курс относительно евро вплоть до их окончательной отмены в январе 2002 г.

Все 11 стран «европространства» передали управление своей внутренней денежной политикой Европейскому центральному банку (ЕЦБ), который будет определять эту политику для каждой страны, учитывая интересы остальных партнеров, как Федеральная резервная система США делает это для всех 50 штатов.

Если вы поставщик, дистрибьютор или реселлер, действующий в Европе, вы сможете вести все дела в одной валюте - евро. Это намного упростит бухгалтерию и уменьшит необходимость страховать себя от непредвиденных колебаний курсов валют.

С приходом единой денежной единицы в Европе ожидается бурный рост торговли через Интернет, что сулит американским поставщикам и участникам канала сбыта громадные объемы продаж и невиданные возможности обслуживания.

Однако переход на евро таит в себе и некоторые проблемы.

Несмотря на единую валюту, «европространство» остается поделенным на 11 государств, каждое из которых имеет свою собственную экономику и политическую систему - в отличие от США, у которых и политическая система, и экономика едины.

Обычно именно политическое и экономическое единство служит предпосылкой к введению единой валюты. В Европе же все было сделано как раз наоборот. В результате, если экономические условия в отдельных европейских странах начнут существенно изменяться, это может вызвать расшатывание всей построенной на евро системы.

Допустим, в Германии происходит бурный экономический рост и возникают проблемы с инфляцией. В прежние времена немецкие финансовые органы могли бы повысить процентные ставки, чтобы притормозить экономический рост и уменьшить рост инфляции. При этом другие страны могли бы использовать свои собственные инструменты денежной политики, чтобы свести к минимуму влияние финансовой ситуации Германии на их экономику.

Однако в условиях единой валюты управление всей денежной политикой осуществляет Европейский центральный банк, а не национальные органы. И любое предпринятое банком действие будет затрагивать не одну, а все 11 стран.

Поэтому если будут подняты процентные ставки, чтобы обуздать инфляцию в Германии, то другие страны, страдающие, быть может, от недостаточного экономического роста, станут возражать, справедливо полагая, что повышение процентных ставок обострит их собственные экономические проблемы.

Ясно, что подобные события могут перерасти в общий политический и экономический кризис, угрожающий самим основам построенной на евро системы.

Уже по одной этой причине американские компании поступят весьма мудро, если не станут складывать все яйца в одну корзину с евро, и будут еще внимательнее следить за развитием экономической ситуации в европейских странах.