Интернет-бизнес развивается удивительно быстро. За год его обороты удваиваются, и аналитики уверены, что эта тенденция в ближайшие годы сохранится. Большой вклад в новый сектор, часто именуемый "Интернет-экономикой", вносит электронная коммерция через Интернет. В 1999 г. ее мировой оборот но согласно данным исследовательской корпорации Forrester Reaserch составил примерно 130 млрд. долл., и уже через пару лет должен преодолеть рубеж в 1 трлн. долл.

Второе рождение электронной коммерции

История электронной коммерции насчитывает не один десяток лет. Первые системы были созданы в 60-х годах и применялись для заказа билетов, а также поддержки электронного взаимодействия различных служб при подготовке авиационных, железнодорожных и автомобильных рейсов. К концу этого десятилетия в США уже имелось четыре индустриальных стандарта электронного обмена данных (Electronic Data Interchange, EDI) в системах управления транспортом. В Англии аналогичные стандарты появились в торговле.

В результате огромных усилий, потраченных участниками бесконечных комиссий и комитетов, эти стандарты были преобразованы в межотраслевые. Все они определяют наборы правил электронного оформления типовых бизнес-документов: заказов, накладных, таможенных деклараций, страховых форм, счетов и т.д. Эти документы пересылаются в автоматическом режиме между различными системами управления предприятиями.

EDI-системы с успехом применяются в процессе взаимодействия компаний-партнеров. В 1996 г. (когда Интернет был еще в зачаточном состоянии) посредством EDI было совершено операций на 300 млрд. долл., а 1999 году - на 1,1 трлн. долл. К 2003 г. по этому показателю прогнозируется рост до 2,3 трлн. долл. (данные IDC).

Таким образом, электронную коммерцию не следует считать сугубо Интернетовским явлением. Появление Всемирной Сети привело к снижению стоимости передачи информации и, как следствие, снижению себестоимости электронной коммерции и росту ее популярности. Для интеграции существующих систем в Сеть в середине 90-х годов был разработан стандарт EDIFACT over Internet (EDIINT), описывающий, как передавать EDI-транзакции посредством протоколов безопасной электронной почты SMTP/S-MIME. В 1999 г. на долю EDI-транзакций через Интернет приходилось около 12% от общего оборота EDI-бизнеса, а к 2003 г. эта доля увеличится до 41% (данные IDC).

Но Интернет стала для электронной коммерции больше, чем просто транспортной средой. Она привела к возникновению качественно иных форм. Дело в том, что внедрение EDI сопряжено с большими трудностями и стоит очень дорого. Для того чтобы затраты окупились, число транзакций, совершаемых с помощью EDI, должно быть огромным, а это свойство присуще лишь крупным компаниям. Обычно именно они развертывали у себя EDI-шлюзы, а затем настаивали на их установке у своих партнеров.

Развитие Интернета привело к появлению принципиально новых технологий электронной коммерции, которыми могли воспользоваться компании любого размера. Основными стали системы для закупок по каталогам (ЗПК), базирующиеся на стандарте Open Buying on the Internet (OBI, "открытые" закупки в Интернет), и системы, основанные на взаимодействии через Web-браузер. Благодаря им в Интернет-коммерцию включились даже крошечные компании, которым не по силам развертывавшие EDI-шлюзов и систем управления предприятиями. Обычно, когда оценивают оборот электронного бизнеса, учитывают вклад, полученный только с использованием этих систем.

Следует отметить еще одну тенденцию. В последнее время появились новые технологии взаимодействия через Сеть. Например, BizTalk корпорации Microsoft или XML/EDI. Вместе с технологиями закупок по каталогам они позволят тесно связать системы управления компаний, обеспечив коммерческим партнерам доступ к планам и информации о текущем состоянии друг друга. Благодаря этому фирмы, образующие цепочки взаимных поставок, смогут лучше прогнозировать совместный бизнес и эффективнее следить за спросом. Аналитики фирмы PricewaterhouseCoopers рассматривают такую интеграцию как один из ключевых моментов бизнеса будущего.

Но, несмотря на очевидные успехи "Всемирной паутины", компании не спешат изменять уже устоявшимся технологиям.

О лошадях и телегах

Однако пора дать определение электронной коммерции. Оказывается, разные люди понимают этот термин по-разному. Поэтому уместно вспомнить определения электронной коммерции и более широкого понятия "электронный бизнес", сформулированные в специальном документе администрации президента США, объявляющем мораторий на дополнительное налогообложение сделок, заключенных через Интернет.

В нем электронной коммерцией называется любая транзакция, совершенная через компьютерную сеть (любую, не только Интернет!), в результате которой право собственности или право пользования вещественным товаром или услугой было передано от одного лица другому. Электронный бизнес определяется как процесс, который коммерческая организация производит через компьютерную сеть.

Электронный бизнес не обязательно сопровождается передачей прав пользования, поэтому электронная коммерция - его частный случай. Например, размещение в Интернет каталога продукции - это уже бизнес, но еще не коммерция, так как передачи прав пользования здесь не происходит.

Необходимое условие электронной коммерции - полная автоматическая обработка заказа по крайней мере в системе продавца. Без этого не получается полной передачи прав собственности в режиме онлайн. Это утверждение имеет юридические последствия. К примеру, подобные операции в США освобождены от налога с продаж. Если какой-нибудь американский Web-узел, позволяющий делать заказы через Интернет, решил бы взимать оплату за товар наличными деньгами при его доставке курьером, то он должен был бы включать в стоимость товара налог с продаж. Смысл понятен: государство заинтересовано сделать финансовые потоки безналичными и прозрачными, а также стимулировать более быстрое обращение денег в экономике и уменьшение накладных расходов. Из всего сказанного ясно, что для обслуживания клиентов компании, занимающиеся электронным бизнесом, должны достичь определенного уровня с точки зрения упорядочения бизнес-процессов. Переход в режим онлайн приводит к снижению издержек лишь в компаниях, где развернуты системы автоматизации управления.

Западные корпорации уже давно работают в указанном направлении. В российских же фирмах служебные полномочия сотрудников зачастую плохо расписаны (если расписаны вообще), структура аморфна, а стало быть, и бизнес-процессы автоматизируются с трудом. Есть проблемы и с открытостью компаний. В силу этих причин внедрение электронных средств их взаимодействия (наподобие EDI) вряд ли принесет им ощутимый экономический эффект. Нельзя ставить телегу впереди лошади.

Типы электронной коммерции

Различают два базовых типа электронной коммерции - "бизнес-бизнес" (business-to-business, B2B) и "бизнес-потребитель" (business-to-consumer, B2C).

К классу B2C относятся такие формы взаимодействия, в которых стороны не равноправны: одна из них способна только инициировать транзакции, а другая должна их автоматически обрабатывать. Наиболее популярный инструмент такого взаимодействия - Web-браузер, с помощью которого покупатель просматривает формы заказов товаров и услуг на сайте продавца.

Отличительная черта варианта B2B - интеграция через компьютерную сеть систем управления предприятиями. Они могут взаимодействовать посредством EDI-транзакций, протокола OBI или чего-то похожего. Таким образом бизнес-процесс одной компании автоматически дополняет бизнес-процесс ее партнеров. Компании-участники в подобном случае равноправны.

Важно, что не всякая услуга, которую одна фирма оказывает через Интернет другой, относится к коммерции класса "бизнес-бизнес". Эта услуга могут быть взаимоотношения типа "бизнес-потребитель" или вообще не ЭК. Коммерция типа B2B возникает только тогда, когда заказ формируется в системе управления предприятием клиента и автоматически обрабатывается в системе управления предприятием поставщика.

Согласно оценкам исследовательской фирмы Forrester Research, в 1999 г. оборот Интернет-коммерции типа B2B составил 109 млрд. долл. (в 1998 г. - 43 млрд. долл.). К 2003 г. он должен увеличиться до 1,3 трлн. долл. - до 9% от общего объема сделок между компаниями. Оборот коммерции B2C, по прогонзам на 1999 г., должен был составить 20--30 млрд. долл., а в 2004 году - 130--180 млрд. долл. (до 7% от общего объема розничных продаж).

На мировом рынке Интернет-коммерции лидируют США. Их доля составляет 70%. На долю Европы приходится лишь 16%, азиатских стран - 7%. Все остальные регионы в сумме дают 4%. Однако, как ожидается, что к 2003 г. ситуация изменится: на долю США будет приходиться только 46% оборота ЭК.

Разновидности услуг

Современные компании используют Интернет не только для продажи товаров. Есть множество вариантов оказания сетевых коммерческих услуг. Наиболее популярны сегодня аукционы, финансовые, банковские услуги, туристические, медицинские, страховые, информационные услуги, онлайновая оплата счетов.

Последнее время быстро растет число аукционных сайтов и сопряженных с ними сервисов. Дело в том, что аукционы содержать крайне выгодно: в противоположность Интернет-магазинам не нужно тратить деньги на склады и центры дистрибуции, а также на рекламу - исследования аудитории показывают, что пользователи больше привержены этим сайтам, чем Интернет-магазинам. К примеру, компания eBay, держатель крупнейшего в мире онлайнового аукциона, прибыльна, а Amazon, владелец самого и популярного онлайнового магазина, тратит все деньги на развитие.

Не менее популярны онлайновые брокерские услуги - в этой сфере наблюдается ежегодный рост на 150% (данные отчета eMarketer "eFinancial Report"). Например, в конце 1999 г. на счетах онлайновых маклеров находилось акций и денег на сумму 493 млрд. долл., а к концу 2003 г. ожидается 1,232 трлн. долл. Услугами онлайновых брокеров активно пользовались в 1999 г. (т.е. совершали более 70% транзакций) около 3,6 млн. человек. К 2002 г. их будет свыше 9,6 млн.

Онлайновые услуги по работе со счетами предлагают своим клиентам практически все банки США. Похожая ситуация в Германии и Франции: согласно исследованию компании Netlife, 91% всех Web-узлов немецких банков предлагает услуги по осуществлению онлайновых транзакций. Хуже дела идут в Великобритании: здесь всего 10 банков обеспечивают подобный сервис (для сравнения: во Франции таких банков 60, в Германии - 1048).

Оборот туристических услуг в Интернет, таких, как заказы туров, авиабилетов, бронирование гостиниц и автомобилей, оформление экскурсий и т.п., растет ежегодно на 500% (оценка Gartner Group). В 1999 г. их предоставлялось на 5 млрд. долл., а в 2001 г. будет предоставляться на 30 млрд. долл.

Чуть хуже обстоит дело с услугами страхования. Проведенное в 1999 г. исследование компании Booz-Allen & Hamilton показало, что страховые компании неохотно вкладывают деньги в Интернет. Между тем в 2003 г. на онлайновое страхование жилища будет тратиться 335 млн. долл., жизни - 601 млн., автомобилей - 3,2 млрд. долл. (данные Forrester Research).

Примерно также обстоит дело и с услугами информационных агентств - объемы здесь небольшие, и основная доля приходится на информацию "для взрослых". Datamonitor утверждает, что в 1998 г. объем этого рынка был 1,4 млрд. долл. В 2003 г. он увеличится до 5,4 млрд. долл.

Россия

Ситуация с Интернет-коммерцией в нашей стране сильно отличается от того, что мы наблюдаем в западных странах. Там системы доставки, платежей, торговли по каталогам, автоматизации предприятий и EDI развивались десятилетиями, а у нас все это появилось лишь несколько лет назад.

В строгом смысле слова (см. определение выше) у нас нет ни коммерции B2B, ни коммерции B2C.

Согласно отчету РОЦИТ, объем коммерции в секторе бизнес-бизнес составил в 1998 г. 40 млн. долл., но не совсем ясно, откуда взялась такая цифра. Мне известен только один проект интеграции бизнес-систем компаний через Интернет, да и тот находится пока в пилотной фазе.

Относительно оборота Интернет-магазинов РОЦИТ дает, на мой взгляд, правдоподобную оценку - 1 млн. долл. в 1998 г. В 1999 г. он, вероятно, увеличился до 1,5 млн. долл. В его создании участвуют 5--7 наиболее известных Web-узлов Интернет-торговли c оборотом в десятки тыс. долл. в месяц. Еще до 5 млн. долл. в год получают за свои услуги информационные агентства. Всего в русскоязычном сегменте Интернета существуют более 400 Web-узлов (см. каталог на Web-узле Magazin.Ru), которые предлагают товары или платные услуги.

Заметим, однако, что абсолютное большинство упомянутых выше узлов электронной коммерции не ведут: они не интегрированы с системой автоматизации торгового предприятия, не позволяют осуществлять онлайновые платежи, а также требуют участия менеджера на некоторых фазах оформления покупки. Интернет-активность российских компаний правильнее отнести к начальной стадии электронного бизнеса. В результате действия этих и других факторов цены в отечественных Интернет-магазинах, как правило, выше, чем в традиционных торговых точках.

Web-узлы российских фирм и представительств зарубежных корпораций, за редким исключением, носят информационно-рекламный характер. Их называют "Web-представительства". Здесь можно найти много полезной информации - от общих сведений о компании до регулярно обновляемых прайс-листов.

Многие фирмы организуют на таких узлах некоторое подобие магазинов. В сущности - это каталоги с возможностью помещения выбранных товаров в корзину. Информация о заказе передается потом живому человеку, который и работает с клиентом.

Еще одна проблема - нехватка средств на финансирование Интернет-проектов. В последнее время компании с ограниченным бюджетом могут воспользоваться услугами таких фирм, как Tops или "АйТи", которые предлагают в аренду законченную инфраструктуру для открытия Интернет-магазинов на своих "торговых рядах" www.ipassage.ru и www.imbs.com. К примеру, аренда полноценного магазина в торговом ряду Tops стоит 150 долл. в месяц. В одной из его частей, "Мегалавке", можно разместить микромагазин, платя при этом примерно в 1 долл. в месяц за одну товарную позицию.

Платежи и доставка

Примерно 85% Web-узлов, включенных в базу данных Magazin.ru, не позволяют оплатить заказанный товар или услугу в режиме онлайн. Предлагается отдавать наличные курьеру, делать перевод по почте или через банк, получать товар наложенным платежом. Безналичный расчет осуществляется высылкой счета по факсу или E-mail. Тем временем проблема онлайновых платежей в России давно решена - отсутствует желание такие платежи использовать.

Всего существует более десятка различных систем, позволяющих перечислить деньги за товар в онлайновом режиме (с их списками можно познакомиться на Web-узлах Money.ru и Magazin.ru). Они делятся на четыре базовых типа: для платежей по пластиковым картам международных систем Visa, Eurocard/Mastercard, American Express и пр., использующие "электронный кошелек", пользовательские счета у поставщиков Интернет-услуг и смарт-карточки.

Наиболее популярная система первого типа - это Assist-CyberPlat, созданная совместно банком "Платина" и Санкт-Петербургской компанией "Рексофт". Ее активно используют около 40 фирм, а оборот в этой системе в ноябре 1999 г. составил 1,5 млн. руб. Опора на российский банк - ее главное достоинство. Например, есть не менее популярная система "Клуб русских виртуальных магазинов" (www.russianshopping.com), услугами которой также пользуются около 40 Web-узлов. Однако для проведения транзакций в ней используется зарубежный банк. Остальные системы этого класса менее известны (число их клиентов - единицы). Тем, кто открывает Интернет-магазин, следует иметь в виду, что карточек в России эмитировано мало, а людей, готовых расплачиваться ими через Интернет, еще меньше (обычно на долю карточек приходится 1--2% транзакций магазинов). Использование банковских карт разумно, только если магазин собирается торговать товарами на Запад, как это делает, например, "оЗон" (www.o3.ru).

Второй тип представлен в России весьма популярной системой Webmoney (www.webmoney.ru), через которую можно оплатить услуги почти 200 организаций. Впрочем, большая часть этих фирм чисто оффлайновые и к Интернет-коммерции отношения не имеет (см. megastock.molot.ru). Это объясняется спецификой Webmoney: она эмулирует обычный банковский перевод. За это с каждой транзакции взимается комиссионный сбор в размере 0,8%.

Платежи проходят с использованием специального ПО - "электронного кошелька", как бы хранящего виртуальные деньги. Это удобно для осуществления микроплатежей (единицы долларов), но электронные деньги возникают только после того, как пользователь конвертировал в них (т.е. перевел на счет компании-владельца системы) свои реальные накопления, т.е. он должен доверять этой системе. Следует также иметь в виду, что система работает через оффшорный банк.

В России существует несколько систем третьего и четвертого типа, но я не буду здесь останавливаться на них подробно: системы с использованием лицевых счетов Интернет-провайдеров, на мой взгляд, представляют собой тупиковый путь развития, а системы со смарт-карточками пока совершенно не популярны.

Осуществление платежей тесно связано с проблемой доставки товара. Покупатель смотрит на эти процессы как на один - для него естественно получить товар немедленно после его оплаты. Кроме того, доверие к онлайновым магазинам (точнее - фирмам-организаторам) невелико. Неудивительно, что наибольшим спросом пользуются доставка курьером с расчетом наличностью на месте и доставка наложенным платежом.

Стратегия опоры на доставку курьером и оплатой наличными деньгами была использована в ряде наиболее успешных проектов (www.ntshop.ru, www.bolero.ru, www.dostavka.ru). Именно ее стоит порекомендовать вновь создаваемым магазинам; к платежной системе подключиться они всегда успеют. Заметим, что доставка наложенным платежом не желательна для магазина - он сильно рискует, так как предоплачивает пересылку товара по почте; деньги ему возвращаются лишь по получении товара покупателем. При такой форме доставки крайне низка и оборачиваемость средств.

Другие виды электронного бизнеса в России

В заключение стоит сказать о том, что попытки заниматься электронным бизнесом в нашей стране, как и во всем мире, не ограничиваются созданием прототипов Интернет-магазинов.

Неспешно развиваются аукционы - в 1999 году число только самых известных перевалило за десяток. Объем реальных продаж через них пока не впечатляет, а цены здесь ненамного ниже, чем в магазинах. Наиболее известные Web-узлы - аукцион на www.dostavka.ru, www.stavka.ru, www.auctions.ru, www.molotok.ru и т.п.

Банковские услуги представлены системами телебанкинга "ГУТА-банка" ("Телебанк", www.telebank.ru) и "Автобанка" ("Домашний банк", www.avtobank.ru). Обе позволяют оплачивать услуги некоторых провайдеров, просматривать счета, делать переводы в другие банки, получать квитанции и т.п. Некоторый банковский сервис в режиме онлайн предоставляют и системы CyberPlat, "Градо" (www.grado.ru) и WebMoney.

Что касается туристических и транспортных услуг, то в этом секторе в России пока относительное затишье. В основном предлагается информационный сервис: описание туров и отелей, сведения о рейсах и т.п. Некоторые Web-узлы предлагают услуги бронирования туров, гостиниц, железнодорожных и авиационных билетов (см. Magazin.Ru), но оплачивать их придется "живьем". Все это имеет пока мало общего с электронной коммерцией.

Страховых Web-узлов мне известно только два (www.insurance.molot.ru и www.renins.ru). На них предусмотрена возможность оплаты оформленного договора через Интернет.

Еще одна сфера электронной коммерции - платный доступ к информации. Количество Web-узлов, обеспечивающих такой доступ, в СНГ исчисляется десятками. Спектр предлагаемой информации весьма широк (от политической до данных от брачных агентств), но законченный цикл (с оплатой онлайн) предлагают лишь четверть сайтов.

Весь прошлый год наблюдался рост числа Web-узлов, предлагающих Интернет-услуги, а также заметное улучшение качества многих из них. Количество более или менее постоянных пользователей Сети достигло, вероятно, 2 млн. Созданы инфраструктурные компоненты для ведения бизнеса. Эксперты утверждают, что в 2000 г. в российский Интернет будет вложено порядка 100 млн. долл. Так что, возможно, в 1999 г. была пройдена некая критическая точка в отношении к Интернету в России, и дальше все будет меняться к лучшему.