В Москве прошли «Дни Baan». Компания объявила нашу страну зоной своих стратегических интересов

Московские «Дни» стали продолжением мировой серии презентаций ее новой торговой марки iBaan — обобщенного названия семейства продуктов для управления бизнесом в Интернете.

Составляющие iBaan продукты условно делятся на две группы. Первая, в которую входят iBaan Portal, Webtop и OpenWorld, позволяет интегрировать деловые приложения и рабочее место клиента в среду Интернет. Вторая, включающая iBaan Collaboration и iBaan Solutions, предоставляет функциональные приложения для обеспечения электронных продаж и закупок, управления цепочкой поставок и др.

В России Baan начала активно работать в 1997 г., когда открылось московское представительство. В конце 90-х для «большой» Baan наступили тяжелые времена, и, борясь за прибыльность, компания закрыла часть представительств, в том числе и в Москве. На развивающихся рынках было решено работать через партнеров. Эксклюзивным мастер-партнером на территории СНГ стала российская компания «Альфа-Интегратор», которая в 1998 г. приобрела активы московского представительства. Тем временем кризис Baan закончился ее поглощением в 2000 г. британской группой Invensys, что позволило восстановить прибыльность ассимилированной компании.

Сегодня «Альфа-Интегратор—Баан Евразия» обеспечивает маркетинг, поддержку, сопровождение и обучение продуктам Baan, развивает методологию их внедрения. Продажи ведет напрямую и через сеть партнеров, которая на сегодня насчитывает около 10 организаций и включает в себя, в частности, такие компании, как TopS, ЛАНИТ и «Форт-Диалог». В ряде случаев партнерами стали сами клиенты, в штате которых работают команды, внедрявшие продукты Baan на своем предприятии.

На мировом рынке ERP-систем Baan традиционно конкурирует с SAP и Oracle. По оценке Baan, в России она сегодня занимает второе место после SAP и не видит конкурентов среди местных разработчиков.

«До нас на российском рынке была только одна система нашего уровня — это R/3. SAP серьезно расширила свою клиентскую базу, но с внедрением у нее дела в России пока обстоят не очень хорошо», — считает Евгений Стольберг, президент «Альфа-Интегратор—Баан Евразия». К преимуществам своего конкурента он относит его финансовую и организационную мощь, репутацию SAP как игрока № 1 на этом рынке и привычку консультантов рекомендовать R/3.

Исходя из этого, основной идеей конкурентной стратегии Baan был выбран обязательный успех внедрений, на примере которых затем можно будет строить продажи и маркетинг. «У нас нет задачи подписать договор любой ценой. Мы согласовываем условия договора до тех пор, пока не придем к мнению, что они позволят нам добиться успешного внедрения», — говорит Евгений Стольберг.

Следуя выбранной стратегии, за последний год бизнес «Альфа-Интегратор — Баан Евразия» развивался скорее вглубь, чем вширь: партнерская сеть росла медленно, а внимание компании концентрировалось на качестве выполняемых проектов.

Сегодня в России ERP-система компании Baan установлена у 55 заказчиков. По данным «Альфа-Интегратор», характерный показатель «количество заказчиков, активно использующих установленную на предприятии ERP-систему», у Baan в России сейчас составляет 56%, что в среднем выше мирового значения для ERP-систем подобного класса, в том числе и для R/3 (50%).

В отличие от SAP, Baan ориентируется не только на крупные, но и на средние предприятия, хотя среди последних спрос на ее решения в России пока невелик. Основными заказчиками Baan выступают предприятия машиностроительной промышленности, в частности авто-, авиа- и судостроения (SAP традиционно занимает сильные позиции на рынке государственных организаций и предприятий других отраслей). Последними о начале проектов внедрения ИС на основе продуктов Baan объявили Челябинский тракторный и Альметьевский насосный заводы.

Наибольший процент дохода от продажи лицензий и поддержки в Восточной Европе компании Baan в настоящее время дает Польша (около 20%), близкие показатели имеют Россия и страны СНГ. Как считает Эрнст Хофер, генеральный директор «Baan/Центральная и Восточная Европа», в следующем году объем российского бизнеса компании может сравняться с показателями Польши и Чехии, а через 2—3 года, вероятно, будет составлять 30% восточноевропейского. По его оценке, в России в ближайшее десятилетие потенциальными потребителями различных ERP-систем высшего класса могут стать 20–30 тыс. производственных предприятий, а платежеспособный спрос составит 10% от потенциала.

Пережив внутренние трудности и последствия российского кризиса, Baan решила активизировать свою деятельность в нашей стране. По мнению «Альфа-Интегратор—Баан Евразия», сейчас многие российские предприятия приняли решение о внедрении ERP-систем и начали выбирать поставщика. В связи с этим мастер-партнер Baan намерен активизировать борьбу за стратегических заказчиков — крупные холдинги и промышленные группы, постепенно переходя от поставок ERP-систем к предоставлению комплекса услуг по интеграции компонентов ИС на основе продуктов Baan.